В Днепропетровске — новый налог имени товарища Крупского

01.07.2015 14:45   -
Автор:

Первый вице-мэр креативно обложил торговые точки ежемесячной данью «за столбы», пишет газета “Горожанин“.
Сносить киоски или нет? Многие горожане однозначно скажут «да» — все подчистую. Однако и владельцы, и продавцы в киосках – те же горожане. И лишать их именно сегодня куска хлеба – едва ли верное решение. Упорядочить работу торговых сооружений – другое дело. Созревшее и перезревшее. Вот только с «упорядочиванием» у нас не заладилось. Сносят МАФы выборочно, и далеко не те, что мешают нормальной жизни горожан. А на их место ставят новые — «правильные» (или «правильных людей»). Для остальных же придумывают новые поборы.
То, что Крупский остановил…
Сегодня практически все киоски стоят на городской земле незаконно.
Изменения в Земельном кодексе разрешают заключение договоров аренды земли только через проведение аукционов, что весьма затратно как по времени, так и по финансам. Кроме того, через аукцион на этот рынок попадет исключительно платежеспособный сетевой бизнес. Все «семейные» киоски – в пролете. Да собственно говоря, аукционы эти для МАФов в Днепропетровске не проводят.
Три года назад Минэкономразвития издал постановление, согласно которому все владельцы киосков должны получить в ГлавАПУ разрешение на размещение – «паспорт привязки». Выдается он, если размещение киоска не нарушает градостроительные нормы. Если нарушает, с частником, по идее, должны обсудить альтернативное место размещения. Но наличие этой бумаги не решает вопроса оформления земельных отношений с горсоветом. Есть паспорт или нет — к киоскерам ходят толпы проверяющих, которым, как рассказывают люди, нужно «распихивать по карманам деньги».
Читайте также: Морозенко и Крупский делят будущие должности, – журналист
Прошлой осенью горожане и владельцы МАФов требовали от городской власти узаконить торговлю и ввести понятные и прозрачные её правила, тем самым устранив коррупцию. Горсовет требованиям внял. В устав профильного КП, находящегося в подчинении у департамента торговли, были внесены изменения, и оно стало заключать с владельцами киосков официальные договоры о компенсации за пользование землей и за нарушение благоустройства. Тем владельцам, чьи киоски размещались или планировались к размещению с нарушениями, документы не выдавали. В бюджет пошли первые за многие годы платежи от киосков за пользование землей.
К началу 2015 года было выдано порядка 400 пакетов документов. А потом начались странности.
К владельцам МАФов, которые документы уже получили, стали наведываться гости с… таким же пакетом документов на те же места. Визитеры прикрывались именем первого вице-мэра Крупского. Частники, получившие разрешения первыми, психанули и отправились к Анатолию Федоровичу на прием. Тот от своего участия в переделе рынка киосков открестился и… приостановил выдачу разрешений на неопределенный срок, пока он не разберется. «Разборки» затянулись по сей день. Зато креатива у Крупского оказалось слишком много.
Читайте также: Днепропетровский горсовет подтвердил ремонт дома Крупского за бюджетный счет
…И то, что Крупский запустил
На прошлой неделе владельцам МАФов на левобережной части города стали поступать звонки из КП «Горсвет» с требованиями явиться для заключения договора. Какого? Дорогого!
— У нас с облэнерго заключены договоры о поставках электричества. Для прокладки кабеля мы используем опоры внешнего освещения «Горсвета». В свое время мы давали им проект на согласование, они нам техусловия давали (за которые мы деньги платили), мы их выполняли, получали их штампик. А что сейчас? Они придумали, что мы им по 100 гривен ежемесячно за каждый столб платить должны! – возмущаются предприниматели. – «Аренда опор» — это у нас теперь называется.
Для транзита кабеля в среднем нужно 5 опор, итого один киоск облагается дополнительным побором в 500 гривен. И даже если через одну опору проходит несколько кабелей, то цена не уменьшается: по 100 гривен берут с каждого киоска.
— Такую опору можно купить за тысячу гривен, еще тысячу стоит ее установка. Если предположить, что используют одну опору 5 частников и срок службы ее 20 лет, то мы получим амортизационный платеж по 1 гривне 66 копеек с киоска в месяц. Но на одной опоре КП за год зарабатывает 6024 гривны, а за 20 лет – 120 481 гривну, — говорит предприниматель Виталий. – Я еще мог бы понять, если бы они нам кабели покупали, прокладывали, обслуживали их. Нет, все мы делаем самостоятельно.
Читайте также: Крупский вместе с общественниками пересел на велосипед (ФОТО)
Раньше, говорят владельцы МАФов, такие договоры им тоже предлагали. Но тогда цена вопроса была около 38 гривен за столб.
— Мы не заключали такие договоры. На каком основании? А сегодня нам угрожают, что кабели срезать начнут. И, как мы слышали, «колбасникам» с «Правды» уже обрезали. Какое право имеют? Это не их кабель! Мы не им за электроэнергию платим! – возмущаются владельцы киосков. — Или они добиваются, чтобы мы от домовых сетей нелегально запитывались?
Договор этот – с автоматической пролонгацией. Иными словами, владельцев киосков втягивают в пожизненную кабалу.
— Звонит мне Лариса Петровна из договорного отдела «Горсвета» и говорит: «Крупский сказал, что это срочно», — рассказывает «Горожанину» один из владельцев киосков. — Кто такой Крупский? — спрашиваю у нее. «Как? Вы не знаете?» Да знать я не хочу, кто такой Крупский! По какому праву я ему за столб платить должен? А самое удивительное — что когда я «Горсвету» сказал, что, мол, идти некому, директора нет, мне предложили: пусть хоть кто-то подпишет. Это как так? Перед Крупским отчитаться?
На прошлой неделе Анатолий Федорович проводил совещание на проспекте «Правды» и разразился громким спичем в адрес киоскеров.
— У нас обычный житель может месяц ходить для подключения. А у вас — странно, но в течение дня (а по закону 5 дней должно быть!) получают техусловия и подключаются, — рассказал журналистам вице-мэр. — Тем более провода прокладывают по нашим сетям, которые находятся на балансе «Горсвета». Поэтому мы провели совместное совещание, и сейчас все будет только в законодательном поле…
Интересно, какое это «законодательное поле» чудес требует платы за столбы? Может, пойдем дальше и введем плату за использование лавочек на аллеях? Сел – заплатил. Шагнул на бордюр – раскошеливайся. Вышел во двор – плати.
Цены и договоры
Есть вопрос: кто цены такие установил (вот чего – аренды или услуги? – не могу понять), кто калькуляцию рассчитал?
Закупка и установка опор внешнего освещения города оплачена из карманов налогоплательщиков. Обслуживание их дотируется бюджетом. С одной стороны, вроде всё и логично — бизнес должен участвовать в развитии инфраструктуры города. Однако такое участие должно идти рука об руку с комфортным ведением бизнеса и с интересами горожан. Ведь лишние 500 гривен в конечном счете заплатит не предприниматель, а покупатели – за счет повышения цены на все товары.
Аналогичные опоры есть, например, на балансе КП «Горэлектротранспрорт». Главный инженер КП Владимир Легкий говорит, что они сдают свои столбы в пользование. Максимальный тариф – 20 гривен в месяц.
Договор о совместном пользовании опор с Интернет- и ТВ-провайдерами заключает и облэнерго. Здесь километр линии стоит 298 гривен. В стоимость входят разные затраты: на эксплуатацию, на подвес, на заземление и прочее. Калькуляция просчитывается в каждом отдельном случае для каждого заказчика. Каким же образом Анатолий Крупский вычислил сумму в 100 гривен, единую для всех столбов КП «Горсвет»?
— Я так навскидку не отвечу, это наши экономисты рассчитывали стоимость, — говорит мне директор КП Александр Олефиренко. – Вообще такие кабели в землю вкладываться должны. Но киоскеры делают запитку через воздушные сети. И они с нами договор заключают. Это не новшество. У нас много арендаторов. Тот же «Киевстар».
— Что все же входит в эти сто гривен?
— Не знаю! Много это или мало – пусть горисполком этим вопросом занимается, пусть сами тарифы разрабатывают, — говорит Олефиренко, явно подозревая, что я хочу его в чем-то уличить. – Опоры же перегружены, трескаются опоры, мы меняем их. Деньги же не мне в карман идут, а в бюджет.
Поручение заключать договоры, говорит Олефиренко, дал на последнем совещании Крупский.
— Было решено, что без согласования Крупского никому не дается разрешение на прокладку кабеля. И это правильно. Порядок в этой сфере наводить нужно! – говорит Олефиренко. – Отключить-то мы их не имеем права.
— Разве не отключаете?
— Нет! Крупский говорил, чтобы я снимал кабель. Но я не могу. Я могу его разве что на дерево привязать. А отключать – это облэнерго, — говорит директор КП.
Насколько известно, на том же совещании власть попросила облэнерго отключить потребителей-киоскеров. Те отказались, сообщив, что они – частная компания и им нужно зарабатывать деньги.
— Наверное, было бы логично, чтобы эти тарифы исполком устанавливал? – спрашиваю у Олефиренко.
— Да бога ради! Мне сказали — я делаю. Конечно, пусть разработают. Как в ОГА в свое время сделали: установили единую калькуляцию на размещение рекламы — и дело с концом.
Прецедент подобной сдачи опор в аренду сегодня зафиксирован лишь еще в одном украинском городе — Белгороде-Днестровском на Одесчине. Там использование опор под кабельную линию предпринимателю стоит 37,68 гривны в месяц. Тариф был установлен в январе 2013 года.
К подобного рода инициативам есть много вопросов. Если мы говорим о столбах как об объектах коммунальной недвижимости, то существует официальный порядок сдачи ее в аренду. И такая аренда невозможна без решения сессии. Если мы говорим о плате «за столб» как о неком взносе «на развитие инфраструктуры», то эти взносы регламентирует специальное законодательство и они не могут быть ежемесячным, а только единоразовыми.
Предпринимательству – бой?
Частники говорят: для заключения долгосрочного договора с облэнерго им необходимо иметь договор аренды земельного участка под киоском.
— Его, как вы знаете, ни у кого нет. Разрешают принести паспорт привязки. Но с начала этого года в ГлавАПУ лежит порядка тысячи заявлений на получение таких паспортов, а выдали их всего 4! – рассказывает владелец киоска. – Из ГлавАПУ отправляют к Крупскому. Мол, если он разрешит, то дадим вам паспорт привязки.
В ГлавАПУ говорят, что с Крупским такие вопросы обсуждают исключительно в рамках работы.
— Я информирую его, как профильного руководителя по текущим вопросам, но не по каждому отдельному размещению, — говорит главный архитектор города Дмитрий Волик. – Что касается паспортов, то за три года мы их порядка 36 выдали. По той причине, что большинство киосков стоят с нарушениями и выдавать им паспорта мы не имеем права.
Волик поделился с нами своим очень своеобразным принципом: город – для горожан, а не для предпринимательской деятельности. Он, судя по всему, еще не понял, что город и горожане живут только потому, что жива пока предпринимательская деятельность, дающая рабочие места, налоги и зарплаты.
— Какой выход? Такой, как во всем мире. Эти сооружения должны обслуживать население там, где это нельзя сделать нормальными методами. У нас же на лицо подмена понятий. Понятно, что все это – рабочие места, но мы забываем о правах жителей, – говорит Волик.
О праве жителей на безработицу? Или об обязанности жителей совершать покупки исключительно в крупных торговых сетях? Крупский, как выясняется, придерживается точно такой же позиции.
— У нас должны высаживаться деревья, а не расти киоски, – говорит он. — И мы будем наводить порядок на красных линиях, возле торговых маркетов. Чтобы убрать все то, что позорит наш город!
Удивительную задачу поставил перед собой вице-мэр: освободить торговые маркеты от конкуренции. Если бы «АТБ», к примеру, или другая сеть не хотели бы иметь киоски под своими дверьми, то оформили бы на себя прилегающую территорию и платили бы за неё в бюджет. Платить не хотят. А «зачищать» территорию помогает Крупский. Но не всю.
Более трех месяцев на столе у вице-мэра лежит наше обращение с требованием упорядочить торговые точки возле дома №15 по ул. Паникахи. Знаете, какой ответ мы получили? На территорию вокруг остановки общественного транспорта здесь за эти три месяца взгромоздили еще 4 киоска. И как их Олефиренко подключил через свои столбы? По согласию или по согласованию?
Печально, но диалог с предпринимателями, формирование прозрачных и некоррупционных взаимоотношений с ними, кажется, никто в городской власти выстраивать не собирается. Значит, впереди людей снова ждут выборочные сносы и, как знать, новые налоги-поборы. Анатолий Федорович, не кажется ли вам, что использование исключительно метода кнута еще ни одну власть до добра не доводило? Люди – они хорошие, Анатолий Федорович. Просто с ними по-доброму нужно: обсуждать проблему, искать пути ее решения. Не согласны?
Продолжение следует…
Автор: Ольга Юдина