Почему проблема долгов “Южмаша” возвращается каждые полгода
Продолжающийся до сих пор междусобойчик между ПО “ЮМЗ” и “Днепрооблэнерго” насчет отключения электроэнергии является результатом не решаемых годами проблем, пишет Андрей Богатырев специально для zabeba.li.
Ровно неделю назад главная энергогенерирующая компания Днепропетровщины опубликовала информацию об ограничении Южному машиностроительному заводу поставок электроэнергии за накапливавшийся годами долг, превысивший к началу 2016 года 260 миллионов гривен. Сообщалось, что уже на следующий день три линии электропередач из четырех будут обесточены.
Читайте также: Філатов заявив про часткове вирішення питання Південмашу
Сразу после почти месяца новогодне-рождественских празднований ультиматум энергетиков скорее всего мог бы остаться незамеченным – коллизии с неплатежами Южмаша, в том числе по зарплате своим работникам, возникают достаточно регулярно. Если бы не одно “но” – в принадлежащую ракетчикам энергосистему запитано достаточно много жилья в Красногвардейском районе, а также тяговая подстанция электротранспорта, обеспечивающая работу 11-го трамвайного маршрута.
На следующий день, 19 января, энергетики выполнили обещанное, при этом без электроэнергии остались около 50 жилых домов в окрестностях, воинская часть и ряд коммерческих объектов, а на 11-й маршрут вышло всего 6 вагонов вместо обычных 20.
В ситуацию довольно оперативно вмешался городской голова Днепропетровска Борис Филатов – уже Крещенским вечером на его странице в Facebook появилось сообщение о частичном решении вопроса. Вот что он написал: «ДТЭК отключил Южмаш за долги. В принципе, справедливо. Но автоматически свет погас у всех остальных. Нужно решить задачу как вернуть «статус-кво», чтобы все остались довольны. Силами местной власти, которая ни на кого не влияет. Решили. И не спрашивайте как. Крутимся на пупе».
В итоге свет в жилых домах появился – не прошло и суток. Однако с трамваем положение остается довольно безрадостным: вплоть до того, что накануне выходных КП “Днепропетровский электротранспорт” уже официально предупредило горожан о сокращении количества подвижного состава, выходящего на маршрут. Как минимум на период с 25 по 27 января.
Сколько это продлится, неизвестно. Более того, очевидно, что договоренности на личных контактах (Филатова с ахметовским топ-менеджментом ДТЭК) едва ли могут оказаться долгосрочными и стать постоянным “зонтиком” для связанной с ЮМЗ коммунальной инфраструктурой. Долг остается долгом, и, нужно быть реалистами, в ближайшее время вряд ли окажется погашен…
Так что же делать? Ждать, пока закладываемая годами бомба замедленного действия все-таки взорвется? Когда в силу тех или иных причин, связанных с очередным изменением политической конъюнктуры “порешать” просто не удастся? Очевидно, что секвестр долга невозможен в принципе, а внезапные крупные денежные поступления выглядят фантастикой.
Читайте также: За питание школьников в Днепропетровске теперь отвечает горсовет
По идее, необходимо срочное вмешательство государства. Только вот в каком качестве? С ролью помощника Кабмин справляется так себе, да и положение в стране давно не позволяет обеспечить предприятие госзаказом. Тем более, что качество “некосмической” продукции ЮМЗ оставляет желать лучшего и не выдерживает стандартной рыночной конкуренции по соотношению “цена-качество”. Любимый пример нынешнего губернатора Валентина Резниченко о единственном проданном в 2014 году тракторе (при емкости национального рынка в более чем 4 тысячи штук) уже стал притчей во языцех. Да и о “комфорте” трамваев-троллейбусов днепропетровской сборки в стране давно ходят легенды, как в бородатом анекдоте, “что бы ни собирали, все равно получается ракета”… Почему у коммерческой фирмы “Литан” получается иначе, аргументированный ответ на этот вопрос за более чем десятилетие не прозвучал ни разу.
В роли же няньки власть может выступить исключительно за счет других сфер и отраслей. По принципу пресловутого тришкина кафтана. Тоже не выход. В ближайшее время точно не светит. Вот если в Украине окажется побеждена коррупция и поступления в бюджет увеличатся, тогда уж… Пока нечто подобное звучит как злая насмешка, не имеющая ничего общего с реальностью.
Читайте также: У Дніпропетровську жителі перекрили рух на проспекті (ФОТО)
Тем не менее проблема будущего Южмаша пусть и не плавно, но переходит от президента к президенту, от премьера к премьеру, от губернатора к губернатору. В первую очередь благодаря виртуальной “охранной грамоте” и славе прошлых лет. Ну как же: флагман советского ракетостроения, завод-производитель знаменитой “Сатаны”, наводившей во время оно ужас на американцев! “Кто же его посадит, он же – памятник…” Кто же поставит вопрос ребром? Каждый чиновник, причастный к проблеме – стратегической, комплексной и очень непростой – заинтересован просто тянуть время. Чтобы “не при мне”. Никого не прельщает слава “могильщика легенды”.
И даже местная власть – скорее председатель ОГА, чем городской голова, который, по большому счету, здесь действительно ничего не решает – не торопится выступить хотя бы модератором дискуссии национального уровня. О том, имеет ли смысл просто сменить действующий менеджмент завода на умеющий не просто работать, но зарабатывать, или время для “терапии” безвозвратно упущено и помочь способно исключительно “хирургическое вмешательство” в виде, предположим, привлечения серьезного транснационального капитала.
Судя по развитию ситуации в последней декаде января, рассчитывать на “резкие” движения отцов города и области не приходится. А это значит, что часть горожан и дальше останутся заложниками, у которых в любой момент может “вырубиться” свет.
Читайте также: Коломойский проиграл иск государству на 2,23 млн грн