Чиновникам выгодно сохранить ЖЭКи для личного обогащения, - общественник

16.03.2015 16:49

Сергея Варфоломея можно смело назвать экспертом в жилищно-коммунальной сфере и большим энтузиастом самоорганизации жильцов. В 2012-2014 годах Сергей работал в КЖЭП-37 на руководящих должностях. В 2014-ом баллотировался на парламентских выборах по округу №27 (Жовтневый, часть Кировского района г. Днепропетровска) от партии «Демократический альянс». Сейчас занимается бизнесом, являясь активистом-общественником. Специализация его общественной деятельности – «коммуналка», общества совладельцев многоквартирных домов (ОСМД). Последним Сергей активно помогает и словом, и делом, пишет газета "Лица".

Наша с ним встреча состоялась воскресенье, 1 марта – сразу после собрания жильцов дома по ул. Косиора, 25. Сергей со своими друзьями-общественниками из организации «Громадський контроль» потратил половину своего выходного дня для помощи в «разруливании» определенных вопросов, которые возникли у жильцов дома.

После плодотворных дискуссий усталый Сергей с друзьями-активистами любезно согласился побеседовать с «Лицами» в близлежащем кафе за чашечкой чая.

– Сколько у нас ОСМД в городе?

– Около 300. То есть, общества организованы примерно в каждом 20-м многоквартирном доме. Капля в море, конечно.

– Почему объединение идет так неохотно – ведь власть, казалось бы, всячески способствует и помогает появлению ОСМД?

– Вот именно, что «казалось бы». На самом деле есть целая прослойка чиновников и депутатов, которым очень выгодно сохранить систему ЖЭКов в качестве личного обогащения. Плюс активно сопротивляется сама «жэковская система» в лице сотен их работников и функционеров. Там целые «семейные бизнесы» работают – какие ОСМД, вы что!

Читайте также: Днепропетровские чиновники советуют жителям организовываться в ОСМД

– Многих жителей-совладельцев, желающих объединиться, останавливает тот факт, что дом у них старый и проблемный. И перед тем, как взять его на свой баланс, жильцы хотят, чтобы их здание отремонтировал город – в лице того же ЖЭКа, например.

– О да, это очень распространенный миф. Люди уверены: «Прежде, чем сделать у нас в доме ОСМД, ЖЭК обязан сначала капитально отремонтировать наш дом». Но на самом деле ЖЭК ничего не должен, а потому никогда и не сделает.

Знаете, откуда вообще родилось данное заблуждение? С неправильной трактовки кем-то статьи 24 ЗУ «Про ОСМД»: «Колишній власник, на балансі якого перебував багатоквартирний будинок до передачі на баланс об'єднанню, бере участь в організації та фінансуванні першого після передачі на баланс капітального ремонту будинку відповідно до законодавства».

Но разберем статью детально. Для того, чтобы у предыдущего собственника, на балансе которого находился многоквартирный дом до передачи его на баланс объединения, возникло обязательство принять участие в организации и финансировании первого после передачи дома на баланс объединения капитального ремонта дома, должна состояться эта передача. А передать дом на баланс можно только уже созданному в доме ОСМД. А значит, прежде, чем на что-либо рассчитывать, нужно создать в своем доме ОСМД и забрать у города свой дом себе на баланс.

– То есть ремонт должны сделать «после», а не «до»?

– Но и тут не все так просто. Рассмотрим внимательно формулировку в самом начале статьи. Кто такой этот мифический «предыдущий собственник, на балансе которого пребывал многоквартирный дом»? А никто. Его никогда не было. Точнее, им всегда были мы, собственники квартир в нашем доме. Ведь с момента приватизации первой квартиры в нашем доме, наш дом перестал быть т.н. коммунальной собственностью и превратился в общую совместную собственность (статьи 355 и 368 Гражданского Кодекса).

Дом стал принадлежать на правах общей совместной собственности собственникам приватизированных и неприватизированных (территориальная община) квартир в этом доме. Ну, а нахождение нашего дома на балансе какого-либо коммунального предприятия никоим образом не делает это предприятие собственником нашего дома (ст.1 ч.1 ЗУ «Про жилищно-коммунальные услуги»).

Читайте также: Спеціальна служба буде консультувати городян з приводу комунальної реформи

– Тогда у людей возникает вопрос  а за что же мы тогда платим ЖЭКу?

– На это я предлагаю им взять в руки договор с ЖЭКом и посмотреть в Дополнение №1 к этому договору. В нем перечислены 11 услуг, за которые ЖЭК начисляет квартплату. Среди этих 11 пунктов нет ни слова о капитальном ремонте дома. Жильцы никогда не платили ЖЭКу за капитальный ремонт чего-либо в их доме, а потому и потребовать что-либо у них нет никаких прав.

– Но ведь есть прецеденты, когда дом все-таки ремонтируют перед тем, как ОСМД примет его на свой баланс…

– Со мной часто спорят, приводя этот аргумент. Такие заявления меня расстраивают больше всего. Именно они демонстрируют, что люди совсем не интересуются, что и кто с их домом делает. Если где-то что-то и было капитально отремонтировано, то, во-первых, это было сделано не за счет квартплаты, накопленной в ЖЭКе. Так как вся квартплата растворяется в ЖЭКе бесследно сразу после поступления и накоплению даже теоретически не подлежит. А во-вторых, это было сделано не силами ЖЭКа.

– А кем?

– Объясню. Для такого ремонта либо были выделены отдельные деньги в городском бюджете, либо это сделано за счет депутатских средств (прошу не путать с личными сбережениями депутатов).

Городской бюджет – не бесконечный. Для него смело можно перефразировать из физики закон сохранения энергии – «городской бюджет равен сумме отдельных бюджетов по направлениям и есть величина постоянная». Получается, что ремонтируя в каком-либо доме крышу, подъезд или какой-либо трубопровод, городская власть делает это за счет других статей бюджета.

Получается, что в сумме с тотальной коррупцией и бесконечными «откатами», это приводит к тому, что у города нет средств для решения насущных проблем. Например, на ремонт станций аэрации для очистки сточных вод, на ремонт дорог – причем не только во дворах, но и на центральных улицах. Нет средств на обновление парка коммунальной техники и т.д…

Как я уже сказал, ремонт этот выполняется тоже не силами ЖЭКа. Вслед за любым выделением бюджетных средств на горизонте появляется свой «карманный» подрядчик. Именно ему дается право освоить эти деньги. А если заказчик вдруг на свой страх рискнет привлечь кого-то со стороны, то лишь обречет этого несчастного на финансовые потери, т.к. ремонт этот подрядчик должен будет сделать за свой счет (причем, включая закупку материалов), а денег будет ждать бесконечно долго. Мне доводилось общаться с людьми, которые еще в 2012-м сделали капитальный ремонт кровли на Коммунаре, а по состоянию на январь 2014 года так ничего и не получили.

Читайте также: Фининспекция расследует скрытность КП «Жилсервис-2»

– То есть в горбюджете не предусмотрена такая статья расходов, как ремонт домов? Есть какой-либо аварийный фонд?

– Строго говоря – нет.

Здесь еще есть такой момент. Вот, например, я живу в частном доме. В нем прохудилась крыша. Кто финансирует ее ремонт? Я. И при этом я плачу столько же налогов в городскую казну, как и все. Но почему тогда я должен ремонтировать крышу за свои деньги, а житель многоэтажного дома – нет? Где справедливость?

– И какой можно сделать вывод?

– Жильцам необходимо как можно скорее организовывать в своем доме ОСМД, начинать собирать квартплату уже не на расчетном счете ЖЭКа, а на счете своего ОСМД. Принимая дом на баланс – обязательно подписывать с ЖЭКом дефектный акт и, на основании этого акта, пока еще «лавочка» не закрылась, обращаться к городским властям с просьбой об оказании помощи в ремонте той или иной части дома. Уверяю вас, такая помощь все еще выделяется, – как для домов, где только недавно созданы ОСМД, так и для домов ЖСК, которые за всю свою жизнь не сделали ни одного платежа в сторону города.

– А пока ОСМД не создано, жители обречены сосуществовать с ЖЭКом…

– По большому счету, ЖЭКи города более-менее честно оказывают свои 11 услуг. Другое дело, что люди вообще не интересуются – что это за услуги, то есть за что именно они платят. А это дератизация, дезинсекция, освещение мест общего пользования, обслуживание дымовентиляционных каналов, электроснабжение лифтов, техобслуживание внутридомовых систем (тепло-, водоснабжения, водоотведения и ливневой канализации), ревизия запорной арматуры, промывка систем отопления, уборка придомовой территории…

Читайте также: В Днепропетровске чиновники воруют квартиры?

– Кстати, по какому принципу за домом закрепляется эта самая придомовая территория?

– Вот это тоже интересный момент. На самом деле, у жителей никакой земли возле дома, принадлежащей им, нет. Выдумали в свое время термин – «придомовая территория». И люди, по большому счету, платят за уборку неких квадратных метров, количество которых обсчитывалось непонятно когда и непонятно по какому принципу. Сплошь и рядом ситуация, когда рядом стоят два одинаковых дома, и каждому из них насчитали разную площадь так называемой «придомовой территории». Соответственно, квартплата у жителей этих двух домов будет разной. А по факту эта территория называется «уборочной» – и именно под таким названием она фигурирует в жэковских документах.

– То есть, после создания ОСМД жильцам забрать эту территорию нельзя – она остается городской?

– По умолчанию, она обществу не отдается и остается в собственности территориальной громады города. Но при желании ОСМД может запустить процесс оформления этого участка – в пользование или даже в собственность. Так вот – вернемся к ремонту домов. Вы знаете, я принципиально против того, чтобы город вообще выделял деньги на ремонт многоквартирных домов.

– ?

– У нас ведь многие люди даже создание ОСМД воспринимают как возможность откупиться от ответственности. Они мыслят еще какими-то категориями прошлого века, когда «все само делалось». Житель частного дома сам заботится обо всем – от состояния крыши и стен до порядка во дворе. Жители многоэтажных коробок обречены на такой же подход. Им придется или организовываться и начинать полностью заботиться о своем доме самим, или продолжать жаловаться на жизнь в своих разбитых и изношенных бетонных коробках. Которые с каждым годом приходят в негодность все больше.

Вот и у городских властей, на мой взгляд, должен быть такой подход: «Хотите получить что-либо из горбюджета на нужды своего дома? Тогда организовывайтесь и учитесь управлять своим домом сами. Хорошо управляете – имеете право быть включенными в какую-либо коммунальную программу. Например, по энергосбережению – по установке тех же пластиковых окон в подъезде или по благоустройству двора и т.д.».

– А те, кто остался с ЖЭКами, стало быть, пусть бедуют дальше…

– Вы знаете, я вообще радикал в этом вопросе. Я даже за то, чтобы ЖЭКи вообще упразднить. Вот представьте себе – в одно прекрасное утро люди просыпаются – а ЖЭКов вообще нет. И каждый дом начинает принимать решение – что делать и как жить дальше.

Кстати

Облсовет предлагает ОСМД, ЖКС и жильцам-физлицам гранты для реализации инициатив по энергоэффективности дома: заменять на энергосберегающие окна и двери, менять старые трубы отопления, приборы освещения, утеплять стены.

Об этом заявил председатель Днепропетровского областного совета Евгений Удод, передает пресс-служба облсовета.

«В наше время непрерывного подорожания энергоносителей, которые являются наиболее затратной частью семейных бюджетов, лучший выход – вложить средства в энергосбережение. Поэтому мы стимулируем наших граждан объединяться для реализации подобных инициатив по энергоэффективности», – считает он.

Так, показательной экономии теплоносителей достигли жители ОСМД «Образцовый», что по ул. Краснопольское, 8: они платят за тепло 6 гривен с кв. м вместо среднего по городу тарифа в 11 грн., причем даже в самые сильные морозы в квартирах – комфортные +20 тепла.

Сбор заявок на участие в конкурсе мини-проектов по энергоэффективности и энергосбережению, которые будут реализовываться в 2015 году. К концу приема документов остался месяц.

Подробности на сайте: http://energy.oblrada.dp.ua.

Владимир Мамченко

Фото – ИА «Мост-Днепр»

Комментарии
Последние записи в блогах

Уряд виділив 1,4 млрд грн на підтримку малих міст. Рішення про спрямування коштів на підтримку малих міст та селищ за рахунок субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на здійснення заходів щодо соціально-економічного розвитку окремих територій схвалили 10 липня.

Подробнее

З початку 2019 року 41,7 тисячі мешканців Дніпропетровської області надали до фіскальних органів декларації про майновий стан та доходи за 2018 рік. Загальна сума задекларованих ними доходів склала 4 млрд 246,5 млн гривень. Це на 1 млрд 453,4 млн грн. більше ніж минулого року.

До сплати за результатами декларування підлягає понад 101 млн грн податку на доходи фізичних осіб, що на 9,3 млн грн більше, ніж за аналогічний період минулого року. Сума військового збору до сплати складає 13,6 млн грн., що перевищує минулорічні показники на 1,4 млн гривень.

Повернення з бюджету у вигляді податкової знижки отримають 6315 громадян на загальну суму 13,4 млн гривень. Про це повідомив начальник управління податків і зборів з фізичних осіб ГУ ДФС у Дніпропетровській області Владислав Воінов.

Про одержані у 2018 році понад мільйонні статки повідомили 286 громадян Дніпропетровської області. Загальна сума їх минулорічного задекларованого доходу складає 2,6 млрд гривень.

 

Подробнее

5 липня Уряд виділив 400 млн грн на програми ремонту існуючих та будівництво нових спортивних комплексів при школах та 50-метрових та 25-метрових басейнів і оздоблення прилеглих територій. 10 липня  парламентський Комітет з питань бюджету погодив розподіл субвенції з державного бюджету територіальним громадам на спорудження спорткомплексів та басейнів.

Подробнее

З початку 2019 року органами ДФС у Дніпропетровській області та Дніпропетровською митницею ДФС забезпечено у бюджети всіх рівнів (без врахування Дніпропетровського управління офісу ВПП ДФС) 39 млрд 481,7 млн грн, що на 10 млрд 672,9 млн грн перевищує показник відповідного періоду минулого року. Про це повідомила в.о. начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Ірина Сікіріна.

Так, до державного бюджету впродовж шести місяців 2019 року спрямовано 27 млрд 277,4 млн грн, що на 8 млрд. 17,3 млн грн (або на 41,6%) більше надходжень січня - червня минулого року.

До місцевих бюджетів за відповідний період забезпечено 12 млрд 204,3 млн гривень. Це на 2 млрд 655,6 млн грн (або на 27,8%) більше фактичних надходжень І півріччя 2018 року.

Єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування у першій половині поточного року зібрано 7 млрд 758,7 млн грн, що перевищує минулорічні показники на 1 млрд 258,2 млн грн (або на 19,4%).

 

Подробнее
Голосование
Сможет ли Владимир Зеленский быть самостоятельным президентом?
Нет, не сможет
Да, сможет