В каком состоянии сейчас Днепропетровская психиатрическая больница?
Чем живет больница и сфера психиатрии в целом в Украине, рассказал главный врач Днепропетровской областной психиатрической больницы Юрий Завалко.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
На территории Днепропетровской областной психиатрической больницы стоит памятный знак.
«Постановлением Екатеринославского Губернского Земства на земле, пожертвованной землевладельцем Владимиром Закревским, 4 декабря 1897 года открылась больница для психически больных».
Сначала это было небольшое поселение, где люди с психическими расстройствами лечились трудовой терапией.
Ныне на территории в почти 40 гектаров размещаются более 40 отделений, которые рассчитаны на более чем 2 тыс. человек. Это крупнейшая психиатрическая больница на территории бывшего СНГ. При этом больница перестала быть только психиатрической лечебницей – здесь давно работают отделения неврозов, нейрохирургическое, анестезии, реанимации и многие другие.
“На данный момент в больнице лечатся 1450 больных. К нам поступают люди с абсолютно различными психиатрическими диагнозами – стрессовыми расстройствами, депрессией, невротическими расстройствами, эпилепсией и многими другими. За последние три года несколько увеличилось количество пациентов, поступивших с посттравматическими стрессовыми расстройствами. Виной тому боевые действия, которые происходят на востоке страны».
Лечение больных происходит в отделениях, которые часто размещаются в зданиях еще дореволюционной постройки.
«Материальное обеспечение больницы вполне достаточное. Благодаря поддержке областного совета, его главы, губернатора нашей области недавно удалось провести множество ремонтов в отделениях, поставить энергоэффективные металлопластиковые окна, отремонтировать крыши зданий – все по программе энергосбережения. Конечно, всегда хочется большего. Но как говорится — что имеем. Пациенты у нас на 100% обеспечиваются обязательными препаратами, шприцами, ватой – в общем всеми предметами первой необходимости. С другой стороны да – имеются препараты более современные. И если родственники хотят, то могут закупить нужные лекарства. По питанию – своими силами оно обеспечивается не в полном объеме, но в питании присутствуют «натуральные нормы» по содержанию белка, жиров и углеводов. Все закупки препаратов мы проводим через электронную систему Prozorro и должен сказать – имеем достаточно неплохую экономию».
Отделения больницы действительно выглядят ухоженными и уютными. Кроме палат на 4 человека имеется большое количество палат на 1-2 человека. Есть палаты с холодильниками, ТВ, собственными умывальникаКроме обычных больных на территории больницы содержатся и особые – люди, страдающие психическими заболеваниями и совершившие тяжкие преступления: грабежи, убийства и т.д.
«Есть три вида содержания, контроля и лечения таких больных – строгий, усиленный и обычный. Сегодня таковых у нас 56 человек на усиленном и 51 на обычном лечении. Содержатся они в специальном отделении за забором, а периметр охраняется. Поступают они туда на принудительное лечение по решению суда. И ежеквартально прокуратура проводит проверки. Будьте уверены – сейчас такого, чтобы здорового человека отправили лечить, нету».
В пяти районах области нет врачей-психиатров
По словам Юрия Завалко, в сфере психиатрической медицины Украины главной проблемой является отсутствие нужного количества кадров.
«Специализированная психиатрическая помощь, по моему мнению, должна оставаться под эгидой государства, и нельзя чтобы она передавалась в частные руки. Но увы, на Украине в сфере психиатрической медицины существует явный кадровый голод. Особенно остро нехватка кадров наблюдается в сельских районах. Так в 5 районах Днепропетровской области вообще нет врачей психиатров. Детских врачей-психиатров в районах области у нас нет в принципе. Как и врачей психотерапевтов нет вообще. Сегодня очень слабая мотивация врачам ехать в село. Раньше им предоставлялось жилье и что важно – существовала норма, по которой врач должен был отработать 3 года по направлению от государства. Сейчас молодые врачи, выпускаясь, фактически отправляются в свободное плавание – сами ищут работу.
Пока не готовы работать по западным протоколам
«Министерство нам предлагает идти по пути развитых европейских стран. Присылают протоколы лечения от австралийских и американских врачей. Но на деле мы пока не готовы ни материально, ни организационно, ни по менталитету к таким резким внедрениям. К примеру, не везде есть интернет, а в сельских районах тем более чтобы связать местных врачей и пациентов с нашими врачами. Нет и учебно-подготовительной базы. Нужны факультеты медицинских психологов. Сейчас подготовка медицинских психологов идет только в Виннице. Вдобавок медицинские ВУЗы должны готовить семейных врачей уже с навыками психиатров».
Будьте внимательны к близким
Пока же людям в сельских районах и районных центрах где почти нет психиатров стоит надеяться на себя. Вот что рекомендует Юрий Завалко:
«В условиях потрясений – стрессов, горестных ситуаций, потери родных, или если человек прошел через условия боевых действий родным стоит постоянно обращать внимания на перемены в поведении близких. Если в последние месяцы наблюдаются резкие изменения, в поведении которых ранее не было, человек становится вспыльчивым, раздражительным или появилось влечение к алкоголю, или человек попадает в поле зрения правоохранителей, то стоит насторожиться. И обязательно направить родного человека к специалисту».
Нам же лишь остается надеяться, что количество больных в лечебнице на Игрени не будет увеличиваться, а обеспечение станет на еще более высокий уровень.