Советник губернатора Днепропетровщины опроверг заявление Вилкула
Советник председателя Днепропетровской областной государственной администрации Валентина Резниченко Юрий Голик опроверг заявление Александра Вилкула о том, что бюджетная децентрализация на Днепропетровщине – это миф.
Об этом сообщает интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ».
«На странице Александра Вилкула (в «Фейсбуке», – ред.) вышел текст о децентрализации. Красивая манипуляция цифрами и понятиями, не дающая реального представления о происходящем. Хотите знать ВСЮ правду о децентрализации? Смотрите на ВСЕ показатели бюджета и учите «матчасть». Да, реально, Днепропетровская область – это область-донор. И это является положительным показателем. Вот в действительности, а что в этом плохого?», – пишет Юрий Голик на своей странице в социальной сети.
Читайте также: Бюджетная децентрализация на Днепропетровщине – миф, – Вилкул
Область передает в центральный бюджет ресурс в виде налога на прибыль, НДС, других налогов. А с государственного бюджета область получает субвенции на субсидии и льготы, субвенции на образование и здравоохранение и многое другое. Например, в 2015 году это будет:
– примерно 2,3 млрд в год – субвенции из госбюджета в местные бюджеты области на содержание медицинских и образовательных учреждений
– примерно 5,4 млрд в год – трансферт из госбюджета на субсидии и льготы.
Во-вторых, местные бюджеты на 2015 год были сформированы по новому бюджетному и налоговому законодательству, в условиях предоставления бюджетной самостоятельности местным органам власти с одновременным расширением источников их формирования. Это и есть бюджетная децентрализация. Например, в 2015 году в областной бюджет идет:
– 10% налога на прибыль
– 55% экологического налога
На примере экологического налога, сравнение 2014 vs. 2015 в абсолютных цифрах плана:
Госбюджет 461 млн vs. 140 млн
Областной бюджет 71,7 vs. 385 млн
И еще порядка 175 млн в местные бюджеты. А по факту будет больше, все бюджеты в области идут с перевыполнением.
Другой пример. Налог на прибыль. Порядка 1 млрд гривен от этого налога поступит в 2015 году в областной бюджет. 1 млрд гривен, который ранее в области не оставался. 1 млрд гривен, который пойдет на нужды области.
Также с 2015 года в местные бюджеты идет акцизный налог в размере 5% от объема реализации. Это, например, означает, что условная заправка ОККО, расположенная на трассе в небольшом населенном пункте и принадлежащая далекой киевской компании платит и в конкретный местный бюджет тоже. Кроме того, вместо госбюджета в местный идет плата за админуслуги и госпошлина. А размеры ставок налога на имущество утверждаются местными советами.
Какие результаты дало все вышеперечисленное?
В 2015 году ресурс местных бюджетов увеличился в среднем на 30 процентов, а по шахтерским городам Терновка, Першотравенск, областному бюджету – почти на 50 %. Много это или мало? Как для первого года бюджетной децентрализации это очень приличный показатель. Могу судить об этом хотя бы по такому признаку, как здоровый блеск в глазах сотрудников финдепартаментов области по всей вертикали. Люди чувствуют, что они занимаются «своими» деньгами, тратящимися на их родные территории.
Уже при утверждении бюджетов области дополнительный ресурс позволил местным органам власти более чем в 5 раз увеличить ресурс бюджета развития по учреждениям социально-культурной сферы, в 1,5 раза – расходы на жилищно-коммунальное хозяйство. В 1,5 раза были увеличены расходы на природоохранные мероприятия, более чем в 2 раза – на ремонт дорог.
Другой вопрос – как именно эти деньги были и будут использованы конкретными территориями? Пошли эти деньги на проедание и затыкание дыр или их направили на развитие и/или мероприятия, которые приведут к снижению расходов в следующем году, например, любые энергосберегающие программы, строительство твердотопливных котельных, оптимизации и т.д. Все зависит от руководства конкретной территории – мэра, главы сельсовета. Заметьте, что это деньги конкретной территории и именно ее громада, а не Киев, решает как ими распорядиться.
Фактические результаты финансовой децентрализации по итогам 6 месяцев этого года следующие:
– прирост доходов местных бюджетов области составил порядка 30%;
– планы І полугодия выполнили все районы области, областной бюджет и практически все города (из 13 городов областного подчинения план не выполнен только по г. Желтые Воды);
– особенно ощутимые результаты по Днепропетровску, Кривому Рогу, Новомосковску, шахтерским городам. Например, на ремонт дорог в Кривом Роге в этом году выделено более 300 млн. гривен.
Это все результаты 2015 года. И это все результаты именно бюджетной децентрализации.
Но. Говорить о финансовой децентрализации нужно не только в контексте дополнительно полученного финансового ресурса, а и в контексте расширения полномочий, усиления ответственности местных органов власти перед территориальными громадами. Ведь определение ставок по налогам, предоставление льгот, обеспечение поступлений в бюджеты громад – это их полномочия и их ответственность. Громадам дали инструмент. Громады должны научиться его правильно и с максимальной пользой использовать.
При этом областная власть понимает, что есть еще нерешенные вопросы и не все идеально. Например, есть вопрос, который область ставила и будет ставить перед центральными органами власти – это необходимость стимулирования территориальных громад в увеличении своих поступлений, привлечении инвестиций для развития территорий.
Читайте также: Президент “разнимал” словесную перепалку Резниченко и Саакашвили (ВИДЕО)
Существующий на сегодня механизм горизонтального выравнивания налоговой способности местных бюджетов абсолютно не заинтересовывает области в части увеличения своих поступлений. Речь идет о так называемой “реверсной дотации”, которая, по сути, является изъятием части доходов местных бюджетов в государственный бюджет. Ведь, чем лучше сработала громада в предыдущие годы, тем больше средств она должна передать в госбюджет.
«Поэтому мы предлагаем применять стимулирующий подход при определении объемов реверсной дотации, и в случае прогрессивного роста доходов территорий предусматривать уменьшение процента изъятия в госбюджет. Такие предложения область направила в Кабинет Министров Украины, Бюджетный комитет и мы надеемся на их положительное решение. Хотя могли бы просто писать в соцсетях как все плохо. Т.е. мы изучили вопрос, проанализировали, разобрались в нем досконально и предложили свой вариант решения, а не занимаемся истерикой в СМИ, думая, что так зарабатывается рейтинг», – говорит Юрий Голик.