Порошенко и Гройсман обменялись ударами: чем закончится конфликт
Политическое противостояние между президентом Петром Порошенко и премьер-министром Владимиром Гройсманом стало выходить в публичную плоскость. Обыски и задержания у близких к Гройсману людей и ответные политические выпады со стороны окружения премьера свидетельствуют о крайне натянутых отношениях между руководителями исполнительной ветви власти.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на «Апостроф».
Конфликт имеет глубокие корни: глава государства давно хочет, чтобы премьер поддержал его следующее президентство, а также прислушивался к нему по работе правительства. И, конечно, чтобы Гройсман все-таки возглавил президентскую партию. Глава Кабмина, наоборот, хочет дистанцироваться от президента и строить свою самостоятельную политическую карьеру с новыми партнерами – политиками из партии «Народный фронт».
Верховная Рада разошлась до осени. Показательно, что на закрытие сессии пришел премьер-министр Владимир Гройсман, который всячески демонстрирует теплые отношения с главой парламента Андреем Парубием. Показательна риторика спикера ВР: вначале он поблагодарил президента Петра Порошенко за плодотворное сотрудничество, после чего выразил благодарность премьер-министру Владимиру Гройсману и всему правительству за «уникальную сотрудничество». Конечно, может показаться, что между словами «плодотворное» и «уникальное» разницы практически нет, но в украинской политике использование эзопова языка – одно из средств передачи сигналов…
На этом фоне отношения президента и премьера, которые в последнее время и так были непростыми, все больше заходят в тупик. Сам премьер-министр публично заявлял о том, что на него и его окружение «будут совершаться нападки». Новый виток борьбы разгорелся на минувшей неделе, когда Служба безопасности Украины провела обыски у главы управления Государственной фискальной службы в Винницкой области Руслана Осмоловского – человека, близкого к Владимиру Гройсману. Позже в СМИ появлялась информация о готовящемся задержании и.о. главы ГФС Мирослава Продана. В пятницу сотрудники прокуратуры совместно с СБУ взяли на вымогательстве 0,5 млн грн руководителя одного из подразделений ГФС в Винницкой области. Собеседник «Апострофа» в премьерском окружении утверждает, что таким образом был передан «привет» Гройсману от президента.
Во-первых, премьеру хотят дать понять, что не хотят упускать контроль над таможней. Не так давно премьер объявил, что начал серьезную борьбу с коррупционными схемами на таможне. «Мы сформировали план действий по борьбе с контрабандой. Есть десятки миллиардов гривен, которые схемщики выводят за пределы украинского бюджета. Я этого терпеть не буду», – заявлял премьер еще в конце июня.
По его словам, лидирующая роль в вопросе борьбы с контрабандой должна лежать на Министерстве внутренних дел, Национальной полиции и ГФС. Поэтому борьба плавно переместилась в плоскость Гройсман-МВД и Порошенко-СБУ, ведь именно последних, а именно небезызвестное управление «К» под руководством Павла Демчины, чаще всего называют в политикуме основными выгодополучателями от контрабандных схем на таможне. К слову, именно управление «К» и проводило обыск в винницкой ГФС.
Передали Гройсману на той неделе еще один «привет». Начиная со среды под стенами Кабмина и ВРУ митинговали «евробляхеры» – владельцы машин на иностранных номерах, требовавшие отмены постановления Кабмина №479, что позволило бы снизить цену на растаможку авто с иностранными номерами. Однако в самом Кабмине такие действия протестующих называли несамостоятельными. «За всеми этими протестами стоят деньги Кононенко и Грановского (нардепы, близкие к президенту, – прим. ред.). Это еще один привет Гройсману», – рассказал один из источников в окружении премьер-министра.
Такие ситуации хорошо иллюстрируют активную фазу затяжного конфликта между премьером и президентом. Однако собеседники как в президентском, так и в премьерском лагерях рассказывают, что причина разногласий гораздо глубже. Во-первых, президенту не нравится явное сближение Гройсмана с некоторыми «фронтовиками», в частности Арсением Яценюком, Арсеном Аваковым и упомянутым выше Андреем Парубием, с которыми премьер нередко координирует свои действия.
«Во-вторых, президент хочет, чтобы Гройсман его поддержал на президентских выборах, вышел и сказал: это – наш единый кандидат, а тот не хочет. Кроме того, Гройсман развил сейчас бурную деятельность в Виннице, а это один из ключевых регионов для президента, и его такая активность раздражает», – комментирует собеседник в окружении премьера.
В Администрации президента также подтверждают: причина конфликта во многом кроется в показательной самостоятельности главы правительства. «Гройсман почувствовал, что может быть самостоятельным еще с того момента, как пошел на съезд «Народного фронта». Потом он договорился с рядом олигархов. На их каналах идет один позитив про Гройсмана и его борьбу с контрабандой. Его ближайшая цель – фракция в парламенте, а уже после и президентство», – считают в АП.
Впрочем, Гройсман не сидит сложа руки. В АП утверждают, что на позапрошлой неделе после очередного провального голосования за новый состав Центральной избирательной комиссии и последовавшего за этим демарша БПП Гройсман сыграл свою роль в скандальном голосовании условно новой коалицией. Якобы из секретариата Кабмина были разосланы сообщения ряду депутатов прийти в зал, чтобы показать «дееспособный парламент». В АП это расценили как удар в спину главе государства.
«У Гройсмана нет понимания своих реальных шансов. У него инфантильность. Это все равно, что говорить о конфликте отца и сына. Это не значит, что президент воспринимает его как сына, но масштабы – несоразмерные. Гройсман хочет построения своей политической карьеры, вот и вся причина», – говорит один из ближайших соратников президента.
Однако на публику в президентском лагере сохраняют спокойствие. «Мы едины и монолитны как никогда. Никакой борьбы между президентом и премьером нет», – прокомментировал заместитель главы фракции БПП нардеп Сергей Березенко.
Чем закончится конфликт двух амбициозных политиков, пока предсказывать рано, однако в обеих лагерях уверены, что так или иначе, но стороны договорятся.
«Война продолжаться долго не будет, они все-таки сядут за стол переговоров. Но вопрос – в какой конфигурации, кто в какой позиции будет представлен. Это будет ясно позже», – почти в один голос говорят собеседники «Апострофа», акцентируя внимание на том, что самым важным нюансом предстоящих переговоров станут выборы и деньги, которые на них нужны. А последнее как раз находится в руках у Кабмина под предводительством Владимира Гройсмана.