Политтехнологи проходящих в Раду партий-победителей

03.11.2014 16:30   -
Автор:

В 2012 году, сидя в одном из донецких кафе во время предвыборной кампании, один из лидеров тогдашней “Объединенной оппозиции” Арсений Яценюк задумчиво сказал: “Выборы в Украине – совсем непредсказуемая штука, до последнего момента не знаешь, у кого какой будет результат”.
Тогда Яценюк не мог и подумать, что спустя два года его партия “Народный фронт” станет сенсацией досрочных парламентских выборов 2014 года. При стартовом рейтинге 6% в сентябре, его политсила получит самый высокий результат по партийным спискам – 22% голосов, пишет Мария Жартовская в своем материале “Создатели победы. Кто консультировал партии на выборах” для Украинской правды.
Эти цифры – заслуга не только Яценюка, но и политтехнологов, креативщиков, спичрайтеров.
Нынешняя предвыборная кампания была самой короткой в истории Украины – всего 57 дней. “Украинская правда” выяснила, что за это время в штабах шести политических сил, прошедших в Раду, успели поработать американские, израильские и российские политтехнологи. Ниже – подробности о каждой политической силе.
“Блок Петра Порошенко”, результат 21,82% голосов избирателей
Петр Порошенко на досрочных парламентских выборах работал с теми же политтехнологами, что и во время президентской кампании.
Главным политтехнологом штаба был нынешний заместитель главы Администрации президента Игорь Грынив.
Для президентской кампании он придумал идею с выборами в один тур и слоган “Жити по-новому”. Для парламентской – лозунг “Час єднатися”.
Ему же принадлежит идея не размещать на бигбордах лица потенциальных народных депутатов и стилистика кампании – красно-белые цвета как у “Батьківщини”.
В штабе работой Грынива по итогам парламентских выборов остались недовольны.
Именно его винят в низком результате БПП. В частности, за невыразительный слоган и отсутствие четкого посыла потенциальному избирателю.
Помимо Грынива, с Порошенко также работает Олег Медведев, который долгое время был политтехнологом Тимошенко, а позже Арсения Яценюка, когда тот возглавлял политсовет “Батьківщини”.
Медведев также частично занимался стратегией предвыборной кампании, ситуативным политконсалтингом, и написанием речей для Порошенко.
“Народный фронт”, результат 22,14% голосов избирателей
В “Народном фронте” свою предвыборную кампанию считают удачной.
Главный успех, который монетизировался в голоса избирателей, обеспечил месседж “мы выбираем премьер-министра”.
Похожий прием во время предвыборной кампании 2007 года использовала Юлия Тимошенко
Информационными тезисами кампании занималась руководитель информационного департамента партии, бывшая замглавы СНБО Виктория Сюмар.
Именно Сюмар принадлежит идея лозунга “Народного фронта” “Сильна команда для складних часів”.
Каждое утро в партийном штабе Яценюка под руководством Сюмар собиралась креативная группа, которая продумывала новые месседжи для кампании.
“У нас было уникальное позиционирование, никто не повторил наши цвета. У “Блока Петра Порошенко” и “Батьківщини” Юлии Тимошенко они практически совпали. К тому же, в отличие от нас, ни одна политическая сила не показала избирателям свою кандидатуру на пост главы правительства”, – говорит “Украинской правде” источник в штабе Арсения Яценюка.
Над парламентской кампанией Яценюка также работал политтехнолог и владелец агентства “Гайдай.ком” Сергей Гайдай, разработавший логотип для партии. В ведении Гайдая были партийные газеты, буклеты и биг-борды.
“Самопоміч”, результат 10,97% голосов избирателей
Андрей Садовый всегда отрицал, что его политическая сила пользуется услугами политтехнологов. Это не так – на нынешних парламентских выборах “Самопоміч” консультировал Олег Березюк, который уже более 10 лет работает с Садовым.
На сайте политсилы Березюка называют экспертом в медицинской, управленческой, коммуникационной, психологической, социальной и образовательной сферах.
Собеседники “Украинской правды” рассказывают, что Березюк также оказывает Садовому услуги психолога.
Доходит до мистики. Среди львовских журналистов популярна легенда, что именно Березюк посоветовал когда-то Садовому во время заседаний городского совета ставить перед собой графин с водой.
Мэр Львова эту воду никогда не пьет. Делается это якобы для того, чтобы вода собирала негатив, который направляют Садовому депутаты, сидящие в зале.
Руководителем медиа-кампании “Самопомочі” на парламентских выборах был пиарщик Остап Процик. Он рассказал УП, что сам Садовый также активно участвовал в предвыборной кампании.
“Оппозиционный блок”, результат 9,42% голосов избирателей
Осенью 2005 года, после сокрушительного поражения Виктора Януковича на президентских выборах, Ринат Ахметов нанял для Партии регионов команду американских технологов во главе с лоббистом Полом Манафортом.
Цель – подготовить депутатский корпус ПР к досрочным парламентским выборам 2006-2007 года.
Позже Манафорт консультировал Виктора Януковича на посту премьер-министра Украины.
На сайте Министерства юстиции США до сих пор содержится договор за 2008 год между Davis Manafort & Freeman, Inc. и Партией регионов.
За ежемесячную оплату в $35 000 компания Манафорта должна была продвигать образ премьера Януковича как реформатора и эффективного управленца.
Свою работу в Украине Манафорт продолжил и сейчас, но уже в партии “Оппозиционный блок”. Об этом сообщили собеседники “Украинской правды” из числа бывших регионалов.
Борис Колесников на вопрос корреспондента “Украинской правды” об участии Манафорта в кампании “Оппозиционного блока” лишь загадочно рассмеялся. “Скажем так, мы пользовались услугами лучших украинских и иностранных специалистов”, – заявил он и принялся расхваливать Манафорта: “Он блестящий политтехнолог, который вел кампанию самого Джеральда Форда” (40-й президент США).
“Манафорт – злой гений. Талантливый и абсолютно беспринципный человек”, – характеризует Манафорта один из украинских политтехнологов.
По словам одного из источников “Украинской правды”, именно Манафорту принадлежит идея основного предвыборного ролика “Оппозиционного блока” о том, что власть Украины подписала секретное соглашение с МВФ, что негативно повлияет на социальное обеспечение людей.
Один из лидеров “Оппозиционного блока” Юрий Павленко подтверждает, что неожиданно высокий результат его политической силы обеспечили политтехнологи. “Нашу кампанию можно изучать в университетах, как пример потрясающей работы политтехнологов, – хвастался он в штабе в ночь выборов. – У нас буквально по дням было расписано, что делать, чтобы рос рейтинг, и насколько он должен расти за неделю”.
Помимо Манафорта над кампанией “Оппозиционного блока” работал многолетний российский консультант Сергея Левочкина Игорь Шувалов, который отвечал за информационную политику.
“Батьківщина”, результат 5,68% голосов избирателей
После досрочных президентских выборов, Юлия Тимошенко не сменила политтехнологов.
Парламентской кампанией “Батьківщини” занимался израильский политтехнолог Таль Зильберштейн.
Среди украинских политтехнологов популярен анекдот, что именно Зильберштейн отправил Тимошенко с прической бабетта, которую активно обсуждали, на эфир одного из украинских телеканалов за несколько дней до президентских выборов.
До “Батьківщини” Зильберштейн консультировал Виктора Пилипишина, работавшего главой Шевченковского района Киева.
Среди его звездных клиентов – президент США Билл Клинтон и израильский президент Эхуд Ольмерт.
Несмотря на внушительный послужной список, отношение к Зильберштейну в кругах политтехнологов неоднозначное.
“Разве это кампания?
Хоть одна мысль у избирателей появилась о том, зачем Тимошенко идет в депутаты?”, – возмущается один из украинских политтехнологов.
Для парламентской кампании именно Зильберштейн предложил идею появления Тимошенко и ее команды на публике в белых рубашках, а также идею “пионерских линеек”, когда часть команды стояла за спиной Тимошенко. Этот прием использовался в визуальной кампании.
Помимо Зильберштейна с Тимошенко работали проверенные кадры – Александр Абдуллин, отвечающий за взаимодействие с медиа, а также президент аналитического центра “Открытая политика” Игорь Жданов, который руководил партийным штабом во время президентской кампании 2014 года.
В некоторых СМИ появлялась информация, что во время предвыборной кампании Тимошенко консультировал российский политтехнолог Алексей Ситников. Он действительно встречался с лидером “Батьківщини” в феврале нынешнего года, но стороны о сотрудничестве так и не договорились.
“Радикальная партия Олега Ляшко”, результат 7,44% голосов избирателей
Почти всех своих политтехнологов Олег Ляшко забрал в список. Над предвыборной кампанией “Радикальной партии” работали политолог и по совместительству шестой номер в списке Игорь Попов, который разрабатывал идеологию.
Во времена президентства Виктора Ющенко он работал одним из заместителей главы Администрации президента, был одним из лидеров партии “Единый Центр”.
Некоторые СМИ писали, что кампанией Ляшко занимался штатный политтехнолог Сергея Левочкина – Игорь Шувалов. Ляшко эти слухи опроверг. По его словам, кампанию вел его многолетний помошник Андрей Лозовый, который может генерировать “нестандартные идеи” для партии Ляшко.
Также над кампанией Ляшко работал директор Аналитического центра “Политика” Николай Давидюк и другие однопартийцы-радикалы – Валерий Ващевский, Марк Гресь, Игорь Мосейчук.