Как устроена городская власть Днепропетровска

08.12.2015 16:35   -
Автор:

Команда Zabebы внимательно читает ваши комментарии и на сайте, и в социальных сетях. Мы так часто видели требования к депутатам горсовета отрабатывать свою зарплату и надежды, что мэр уволит нерадивого милиционера/прокурора, что решили подробно рассказать, чего по закону можно ждать и требовать от городских властей, а чего они сделать не могут при всем желании.
Читайте также: Днепропетровские активисты занялись “выращиваем гражданского общества”

В этом нам очень помогла замечательная лекция Сергея Жукова, организованная ОО «Громадський контроль». Для тех, кто хочет во всем разобраться в деталях – видео. Если смотреть фильм вам неудобно, читайте краткие выжимки об основных правах и обязанностях трех китов городской власти: городского головы, горсовета и исполкома.
YAN0091
Городской голова
По статье 42 Закона «О местном самоуправлении», мэр является главным распорядителем бюджетных средств. Он может предоставить право подписи вместо себя своему первому заму, а может сам единолично расписываться на платежках об использовании бюджетных средств. А значит в его руках есть мощный рычаг для управления местным бизнесом, сотрудничающим с городской властью: кому-то деньги за работу переводятся сразу, а кого-то заставляют подождать. Ведь не всегда в казне есть достаточно денег.

Руководителей коммунальных предприятий тоже назначает городской голова. Вы понимаете, что ссорится с ним им совсем не с руки.
Мэр назначает руководителей департаментов, отделов и управлений горсовета. Правда в 2014 году депутаты проголосовали за то, чтобы свои кандидатуры мэр согласовывал с профильными комиссиями горсовета.
Мэр может выбрать и назначить вместо себя исполняющего обязанности, вносит предложение по кандидатуре секретаря горсовета. Городской голова вносит предложения по кандидатурам и количеству членов исполкома.
Мэр выдает распоряжения об отпусках, привлечении к дисциплинарной ответственности, подписывает распоряжения о проведении служебных расследований.
Мэр созывает сессию горсовета и формирует повестку дня: захочет – внесет вопрос в повестку дня сессии, не захочет – не внесет. Если так получилось, что горсовет проголосовал, а мэру решение не нравится, он может приостановить его выполнение на 5 дней согласно п. 4 статьи 59 Закона «О местном самоуправлении». Мэр подписывает решения горсовета и исполкома. После этого решения вступают в законную силу.

Для того, чтобы преодолеть «вето» мэра, горсовет обязан в течение двух недель рассмотреть замечания к решению и проголосовать его снова. Если на «мировую» горсовет не хочет идти, то может 2/3 голосов депутатов отменить «вето» мэра. К слову, 2/3 голосов депутатов хватит, чтобы выразить мэру недоверие.
Мэр должен отчитываться о своей работе на сессии городского совета раз в год и то, такой отчет – чистая формальность. Еще ни разу мэра подробно не расспрашивали горожане о потраченных бюджетных деньгах.
YAN0001
Депутат горсовета
Депутаты горсовета не получают зарплату за свою работу. Единственное исключение – секретарь городского совета. Его основная задача — организовать проведение сессий горсовета.
Согласно п. 2 ст. 19 Закона «О статусе депутатов местных советов» депутат городского совета имеет право выбирать и быть избранным в депутатские комиссии. Например, земельную комиссию, на которой решаются вопросы кому сколько городской земли достанется.
Депутат может подавать проекты решений горсовета в повестку дня сессии, ставить вопрос о недоверии мэру. Избранник может поднять вопрос о необходимости проверки работы подконтрольных горсовету органов, предприятий, учреждений и организаций, например, коммунальных предприятий.
Депутат горсовета имеет право внести предложение заслушать на сессии отчет любого предприятия или чиновника, которые подконтрольны горсовету.

Депутат может попросить предоставить ему протоколы заседаний любой комиссии, проекты решений, которые только будут рассматриваться, или решения, которые уже были приняты на сессии.
Для осуществления своих прав депутат может объединяться с другими депутатами в депутатские группы.
Депутаты могут делать жизнь горожан лучше с помощью депутатских обращений и запросов. Депутатский запрос – это поддержанное на сессии требование. Например, установить светофор или провести освещение во двор. Депутатский запрос должен быть внесен в повестку дня сессии, и за него должны проголосовать большинство его коллег. На сессии депутатский запрос могут поддержать, и тогда в бюджете будут выделены деньги на реализацию запроса.

С помощью депутатского вопроса избранник может получить информацию или разъяснение. Например, депутат может написать обращение о проверке фактов злоупотребления или обратиться с требованием проверить качество предоставляемых коммунальных услуг. На такое обращение должны ответить не позднее чем через 10 дней.
Согласно п. 2 ст. 11 Закона «О статусе депутатов местных советов» депутат имеет право попасть на неотложный прием к любому чиновнику в границах той территории, на которой он был избран.
Депутат должен отчитываться о своей работе не реже одного раза в год – ст. 16 Закона «О статусе депутатов местных советов», но по требованию избирателей депутат должен отчитаться в любое время. Правда, депутаты прежних созывов особо отчетами себя не утруждали. Подробности здесь.
11846584_873958416030893_9081736987243479703_n
Исполком горсовета
Исполнительный комитет городского совета – это общественный совет при городском совете, который обсуждает проекты решений перед тем, как вынести их на сессию, и сам принимает решения. Обычно, в исполком делегируются близкие к мэру люди.

Исполком наделен широкими полномочиями, при этом горсовет может делегировать исполкому отдельные свои полномочия и, при необходимости, забирать их обратно. Согласно п.2 ст. 52 Закона «О местном самоуправлении» исполком предварительно рассматривает проекты решений сессий. На исполкоме обсуждают проект местного бюджета, проекты программ социально-экономического, культурного развития и целевых программ.
Исполком координирует деятельность отделов, управлений и других исполнительных органов горсовета, предприятий, учреждений и организаций, относящихся к коммунальной собственности города. Члены исполкома принимают отчеты о работе подконтрольных горсовету предприятий.
Исполком имеет право изменять или отменять акты отделов и управлений горсовета, а также их должностных лиц.
Мэр может приостановить действие любого принятого решения исполкома и вынести этот вопрос на сессию горсовета. Также решение исполкома может быть отменено горсоветом или судом.
Примером того, что может исполком, и какие вопросы он решает, стал скандал с выделением квартир сотрудникам прокуратуры в обход очередников. Исполком принимает решения об установлении транспортных тарифов и утверждении маршрутов движения, утверждает перечень городских парковок, принимает решение, где и как долго будут проходить ярмарки, выдает разрешения на размещение рекламы. Учитывая, что журналисты уделяют исполкому меньше внимания, чем горсовету, как правило те решения, которые не хотят афишировать, чаще всего принимают на исполкоме.

Количество членов исполкома и список конкретных людей, которые в него войдут, предлагает мэр, а депутаты горсовета за него голосуют. Мэр формирует повестку работы исполкома и подписывает его решения.
Зарплату члены исполкома не получают. Работа там считается общественной нагрузкой.
Заседания исполкома являются открытыми и проходят не реже, чем раз в месяц. Любой горожанин с паспортом может прийти на заседание исполкома.
Автор: Ирина Логуш