Как у Зеленского меняют правила выборов
Верховная рада собирается изменить Избирательный кодекc, принятый депутатами прошлого созыва. Владимир Зеленский так и не подписал документ, вернув его на доработку в парламент со своими замечаниями. Профильный комитет уже разработал все необходимые поправки, в том числе и по поводу открытых списков. Там рассчитывают, что измененный кодекс заработает уже с 1 января следующего года, пишет РБК-Украина.
Президент предложил депутатам пересмотреть систему открытых списков для парламентских выборов. По его оценке, модель, заложенная в кодексе, частично сохраняет принцип закрытых списков.
Напомним, что в Избирательном кодексе предусмотрена новая для Украины процедура парламентских выборов – пропорциональная система с открытыми региональными списками.
Она предполагает, что выборы будут проходить в 27 избирательных регионах. В каждом отдельно взятом регионе политические партии выдвигают несколько своих кандидатов. Все они также включены в общенациональный список партии, одинаковый для всей страны. Суть открытых списков в данном случае сводится к тому, что в Раду проходят те кандидаты из регионального списка, которые получили самый высокий результат. Причем от одного региона могут пройти одновременно несколько кандидатов от одной партии.
На выборах избиратель может проголосовать как за политическую силу, так и за одного из ее кандидатов в списке. Беспартийные политики лишаются возможности баллотироваться в Раду. Проходной барьер для партий составляет пять процентов. Во время подсчета результатов голосования Центризбирком использует избирательную квоту. Это сумма всех голосов, отданных за все партии, которые проходят в парламент, разделенная на количество народных депутатов в ВР – 450.
Сначала ЦИК должен подсчитать, сколько депутатов партии проведут в каждом из регионов. Затем оставшееся количество “вакантных” мандатов комиссия распределяет между общегосударственными списками партий.
Правда, открытыми их назвать нельзя, поскольку в них порядок кандидатов заранее зафиксирован съездом партии. Но если кандидат уже получил мандат по результатам в регионе, то его фамилия не фигурирует при распределении мандатов в общем списке. К тому же в случае прохождения в парламент каждая партия автоматически может завести первую десятку кандидатов из своего общенационального списка. Эта норма появилась в кодексе перед его принятием во втором чтении.
Ее как раз и раскритиковал президент. По словам Качуры, в ней фактически заложена закрытая пропорциональная система. Поэтому, переписывая кодекс, в “Слуге народа” решили оставить зафиксированным лишь первое место списка – лидера партии.
“Например, если Зеленский или Тимошенко агитируют по всей стране, будет нецелесообразно прикреплять их к какому-то одному региону. Но все другие будут заниматься кампанией в регионе и включены в один из региональных списков. Если партия преодолевает пятипроцентный барьер – лидер списка проходит автоматически”, – объяснил Качура.
Аналогичная система предусмотрена кодексом и для областных, и для местных выборов в городах с населением более 90 тысяч человек. Вместо нее в профильном комитете решили пока оставить ту модель, которая действовала для местных выборов в 2015 году.
“Но позже мы будем дорабатывать эту систему, чтобы устранить такие ситуации, когда у нас от одного округа нет депутата, а от другого – сразу два, как например, сейчас в Киеве”, – сказал Качура.
Кроме того, в профильном комитете предлагают упростить вид и форму бюллетеня для голосования на выборах в Раду. Он должен быть более понятным как для избирателей, так и для комиссии при подсчете голосов, отметил Качура.
На нем будут изображены номер и название каждой партии и ФИО ее первого номера – лидера списка. Возле политической партии размещается пустой квадрат, где избиратель должен вписать порядковый номер кандидата в депутаты из регионального списка этой партии.
Деньги на выборы и борьба с двойниками
Еще одно замечание Зеленского касается возмещения партиям средств, потраченных на предвыборную кампанию. Из принятой, но не вступившей в силу редакции кодекса следует, что партии, набравшие два и более процентов голосов избирателей, получат право на возмещение расходов на кампанию.
Для этого потребуются значительные выплаты из государственного бюджета, говорится в замечаниях Зеленского. При этом, согласно действующему законодательству, возмещение средств предусмотрено только для тех партий, которые прошли в Раду.
Кроме того, депутаты планируют ограничить максимальную сумму расходов на кампанию – до четырех тысяч размеров минимальных зарплат (примерно 16,7 млн гривен). В нынешнем законодательстве эти ограничения уже существуют, тогда как в самом кодексе о них не упоминается.
По оценке Зеленского, к потерям доходной части бюджета приведут и новые условия возврата залога кандидатам и партиям, которые не победили в избирательных гонках.
Например, в текущей версии кодекса предлагается возвращать залог кандидату на пост президента или городского главы, если он получил не менее семи процентов голосов избирателей. В случае с партиями – если она набрала не менее двух процентов поддержки. Эти условия, по рекомендации президента, в профильном комитете решили убрать.
Также в “Слуге народа” дополнили кодекс нормами о борьбе с “двойниками” на выборах, уточнил Александр Качура. По его словам, Центризбирком сможет потребовать у кандидата подтверждение его членства в той или иной партии или информации о месте его работы.
Обилие “клонов” стало отличительной чертой июльских досрочных выборов в Раду. Наряду с регистрацией однофамильцев, массовым было и клонирование бренда “Слуга народа”. Кандидаты в мажоритарных округах при регистрации в ЦИК в своих личных данных указывали, что они – представители общественных организаций, благотворительных фондов, частных предприятий и даже партии под названием “Слуга народа”.
На самом деле такая информация зачастую не соответствовала действительности, но у ЦИК не было полномочий проверять эти данные. А потому они вносили те ведомости, которые им предоставил кандидат.
Это далеко не исчерпывающий перечень всех изменений, которые следует внести в кодекс, говорит Качура.
“Но сейчас процедурно мы можем учесть только замечания президента. После этого в любом случае мы будет дорабатывать этот документ. У нас еще будет впереди несколько месяцев, чтобы его комплексно подшлифовать”, – добавил парламентарий.