Кафе и рестораны Днепра могут поднять цены из-за налога на музыку

22.08.2017 12:00   -
Автор:

Украинская лига авторских и смежных прав добивается, чтобы в заведениях торговли и услуг Днепра использовали музыку легально.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на ГАЗЕТА.dp.ua.
Практически во всех кафе, барах, ресторанах, магазинах Днепра звучит популярная музыка. Она создает нужную атмосферу, привлекает клиентов и, соответственно, увеличивает доход заведения. Но не все предприниматели понимают, что музыка – это тоже товар, за публичное использование которого нужно платить.
«В нашей стране привыкли использовать музыку, которая находится в свободном доступе, и думать, что это бесплатная услуга. На самом деле, музыка для авторов и исполнителей – это их детище, а, следовательно, это их интеллектуальная собственность и источник заработка», – говорит Сергей Телуев, специалист по лицензированию в Украинской лиге авторских и смежных прав (УЛАСП).
В Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах» понятия личного и публичного использования объектов авторских прав четко разделены. Если за личное использование авторского продукта потребитель платит, приобретая соответствующий товар, то публичное использование такого продукта предусматривает выплату авторского вознаграждения (роялти), размер которого устанавливается на договорной основе.
Законом предусмотрено, что субъекты авторского права и смежных прав могут управлять своими правами лично, через доверенное лицо или организацию коллективного управления. Одной из таких организаций, действующей на основании договоров с правообладателями и зарегистрированной в Государственном департаменте интеллектуальной собственности, является Украинская лига авторских и смежных прав.
«В Украине действует более десяти организаций коллективного управления. Но с 1 июня 2016 года все крупные мировые музыкальные компании – SONY, WARNER, UNIVERSAL, а также большинство украинских правообладателей «УМИГ Мьюзик», Moon Records, «Мировая музыка», «Украинская музыка», Falyosa Family Factory, «Мама Мьюзик» и другие изъяли права на весь принадлежащий им музыкальный контент из разрешений всех организаций коллективного управления, кроме нашей. Это произошло потому, что собранные организациями выплаты просто не доходили до правообладателей. Поэтому только договор с ОКУ УЛАСП дает пользователям гарантию легальности использования всей сокровищницы мировой и украинской музыки, а правообладателям – гарантию прозрачного распределения роялти», – объясняет специалист по лицензированию Илья Крабовский.
На сегодняшний день свои права в управление УЛАСП передали крупнейшие украинские и зарубежные звукозаписывающие компании. Дело, как говорится, за малым – обеспечить защиту этих прав, ведь не все украинские предприниматели торопятся заключать контракты.
«В Киеве платят роялти уже более половины заведений. В городах-миллионниках, в которых работают наши представители (а это Одесса, Львов, Харьков и Днепр) ситуация сильно отличается. Например, в Харькове число заведений, которые платят роялти за использование музыки, уже тоже больше 50%, во Львове – около 40%. В Днепре представители УЛАСП начали работу только два месяца назад, поэтому об общей картине сложно судить», – говорит генеральный директор УЛАСП Андрей Роговой.
По информации представителей УЛАСП в Днепре, договоры с организацией уже заключили такие сети ресторанов как «Melrose», «RIO», «Банзай», а также магазин «Эпицентр», автокомпании Porsche и Toyota.
Выплата роялти предусмотрена украинским законодательством, его размер устанавливается индивидуально для каждого предприятия в зависимости от вида его деятельности, площади, количества посадочных мест и других параметров. Невыплата – то есть невыполнение этих обязанностей – влечет за собой штрафные санкции. Зафиксированное внедоговорное использование одной мелодии будет стоить предпринимателю штрафа в размере от 10 минимальных заработных плат.
«ОКУ наделены правом фиксировать факты нелегального использования музыки. Представители организации осуществляют видеофиксацию в помещении магазина или ресторана, затем с помощью специальной программы определяют, какая именно музыка используется, и составляют акт. После собрания необходимых документов юристы подают судебные иски», – говорит Роговой.
Практика УЛАСП показывает, что рассмотрение иска может занять от нескольких месяцев до целого года. А поскольку организация выигрывает более 90% дел, это означает, что несвоевременная выплата роялти приведет в дальнейшем к еще большей потере времени и денег.
Конечно, закон «Об авторском праве и смежных правах» несовершенен. В странах Европы законодательство обеспечивает более четкую систему сбора и распределения роялти и более суровые наказания для тех, кто уклоняется от выполнения закона. Но даже существующий у нас закон обеспечивает права правообладателей и позволяет защищать их интересы в судах.
В дальнейших планах УЛАСП – повышение информированности собственников бизнеса о необходимости платить за музыку и увеличение количества заведений, которые будут выполнять закон и платить роялти.
«Главное, чтобы предприниматели понимали, что есть собственность материальная, а есть интеллектуальная. И так как за помещение нужно платить аренду, так и за использование музыки нужно платить роялти. Это основной постулат», – утверждает Телуев.