Эффективен ли нынешний парламент?
Напомним, что 24 июля нынешнего года лидеры парламентских фракций ВО «Свобода» (Олег Тягнибок) и «УДАР» (Виталий Ковальчук), а также ряд присоединившихся к ним депутатов из фракции «Батьківщина», объявили о своем выходе из парламентской коалиции «Європейський вибір». Председатель Верховной Рады Украины Александр Турчинов Данному решению очень удивился и призвал отложить процедуру самороспуска до тех пор, пока не будут проголосованы важные законопроекты. Спикер призвал депутатов придерживаться регламента, но в ответ на это лидер «УДАРа» Виталий Ковальчук заявил, что Регламент ВР процедуру распада коалиции не регулирует, а о распаде коалиции было объявлено после того, как заявление о самороспуске Верховной Рады не было включено в повестку дня.
Не все депутаты были довольны решением о распаде коалиции. Например, Сергей Матвиенков, депутат фракции «Партии Регионов», на заседании Верховной Рады отметил, что ПР всегда поддерживала сценарий: сначала установление мира, а уже потом – внесение изменений в главный закон государства и проведение досрочных выборов парламента, но теперь все видят совершенно другой порядок действий, неизбежно ведущий к тому, что парламентские выборы хотят провести без участия Востока Украины.
Самый неэффективный и бездеятельный парламент
Нынешний состав Верховной Рады Украины был избран осенью 2012 года. Согласно украинского законодательства, функционировать этот парламент должен был до 2017 года. Эффективным этот созыв ВР назвать очень трудно, ведь всем запомнились частые потасовки между депутатами, блокирования трибуны и, в общем то, бездеятельностью нардепов. Когда была возвращена старая форма государственного правления (парламентско-президентская республика), в Верховной Раде Украины, из 256 народных депутатов-членов фракций «Батьківщина», «Свобода» и «УДАР», была образована коалиция под названием «Європейський вибір». Чуть позже к этой коалиции присоединились и депутаты групп «Суверенная европейская Украина» и «Экономическое развитие» (эти депутатские группы были сформированы в основном из бывших депутатов ПР).
Несмотря на то, что у бывшей оппозиции было большинство, народные депутаты с большим трудом отыскивали голоса для принятия законопроектов: некоторые из них были приняты со смехотворным перевесом голосов – всего лишь 2-3. Большинство нардепов были уверены в том, что данный парламентский созыв будет работать до конца положенной каденции, т.е. до 2017 года. Но свои коррективы в эти планы внесла победа на президентских выборах Петра Порошенко. Новый президент первым делом объявил о том, что нужно проводить досрочные парламентские выборы, ведь такое развитие событий даст возможность Порошенко сформировать депутатское большинство под свои потребности. По мнению президента, действующий состав Верховной Рады абсолютно не отвечает интересам украинского народа.
Означают ли перевыборы «переформатирование»?
Всем известно, кто инициировал распад парламентской коалиции: фракция партии «УДАР» на выборах президента поддерживала Петра Порошенко, а лидер «УДАРа» Виталий Кличко отказался от борьбы за пост Президента Украины в пользу Порошенко. Поддержала выход из коалиции и «Свобода», часть «Батьківщини», депутатская группа «Экономическое развитие», а также часть внефракционных депутатов. Ведущие украинские политологи в один голос заявляют, что никто не станет создавать новую коалицию в нынешнем парламенте, все ориентированы только на досрочные парламентские выборы. Хотя неправильно, что проводиться они будут в таких сложных для страны и народа условиях, во время такого кризиса, ведь можно лишь усугубить ситуацию.
Досрочные парламентские выборы: не всё так гладко, как кажется
Если учесть все нюансы, то на государство может пагубно повлиять и срочное проведение парламентских выборов, и их отсрочка. Затягивание проведения выборов может привести к тому, что большинство вокруг депутатской группы «За мир и стабильность» будет переформатировано. Это в конечном итоге отразится на экономическом и социальном климате страны: ситуация начнет ухудшаться, возникнет резкое падение уровня жизни населения, будут появляться непредвиденные проблемы (например, во время отопительного сезона), украинцы будут все более и более разочарованы те, что нет никаких существенных изменений после революции и «Євромайдана» и т.д.
Кроме того, затягивание с проведением досрочных парламентских выборов приведет к стремительному падению активности избирателей, которые настроены патриотично и поддерживают проевропейский путь Украины. Например, партия «Батьківщина» надеется на то, что неудовлетворенные деятельностью нынешнего президента украинцы начнут снова поддерживать ту же «Батьківщину». Но нет, такой расчет не подтверждают ни социологические исследования, ни история: ведь если избиратели уже разочаровались в своих фаворитах, то к ним уже не вернутся, а будут надеяться на новых.
Еще опасность и риск подстерегает страну при проведении досрочных выборов по смешанной системе. Пропорциональную систему законодательно оформить вряд ли получится, ведь нардепы нынешнего созыва за такой документ голосовать не захотят. Это крайне невыгодно депутатам-мажоритарщикам, да и у президента будет своего рода соблазн использовать мажоритарную систему, ведь в таком случае сформируется выгодное для Порошенко большинство, не зависящее от ненадежных политических союзников.
Таким образом, и скорое проведение досрочных парламентских выборов, и их отсрочка несут множество рисков для нашей страны, и без того находящейся в сложных условиях, ведь любая политическая сила будет неизменно «тянуть одеяло на себя». Если не провести досрочные выборы, украинский народ будет крайне недоволен и разочарован в том, что в политической ситуации государства нет никаких положительных изменений, и все осталось по-прежнему. Но и к проведению выборов нужно подойти очень ответственно, сделать так, чтобы состав Верховной Рады Украины действительно обновился, а сам парламент «переформатировался» настолько, чтобы соблюдать и защищать интересы украинского народа.
Анна Воронцева, NovostiUA.net