Что такое “Новороссия” и как с ней быть

15.08.2014 17:07   -
Автор:

Слово “Новороссия”, которое почти не звучало в Украине в предыдущие годы, в последнее время упоминается пророссийскими и российскими политтехнологами, как заклинание. Похоже, это понятие надолго вошло в антиукраинский политический дискурс.
При этом многие в Украине совершенно не понимают, откуда эта самая мифическая “Новороссия” взялась. Ведь заговорили о ней только в 2014 году, а до того зачастую и слова-то такого не знали.
Откуда оно взялось, и что такое на самом деле “Новороссия”? Насколько перспективна она, как проект?
Уже сам факт массированного вброса в украинское медиапространство этого термина говорит об искусственности его происхождения. Несколько лет назад это слово практически не употребляли. Даже программа Word, в которой автор набирал этот текст, подчеркивает слово “Новороссия” красным, как незнакомое.
Статьи о Новороссии стали множиться в интернете, как колонии бактерий, только послепамятного заявления Владимира Путина 17 апреля, которого вдруг посетила мысль, чтоюжные области Украины были присоединены к ней большевиками “несправедливо”.
В 2004 году мятеж региональных элит Юго-восточных областей, утративших власть и собравшихся на съезд в Северодонецке, также, как и теперь, привел к политическому кризису и всплеску сепаратистских настроений в Украине. Однако, призрак Новороссии в то время вызывать никто не додумался.
Контрреволюционеры намеревались провозгласить так называемый ПиСУАР — Юго-восточную автономную республику. Совершенно очевидно, что термин “Новороссия” является куда более благозвучным и удобным в использовании, нежели ЮВАР (а тем более ПСАР или ПСУАР), однако его словно не существовало.
Даже самые радикальные идеологи юго-восточного сепаратизма практически не обращались к нему при разработке своих деструктивных планов.
Например, известный противник украинской государственности и симпатик донецких сепаратистов Владимир Корнилов в качестве прообраза государственности Юго-востока Украины всегда воспевал ДКР — Донецко-Криворожскую республику, которая простиралась у него аж до Херсона.
Не признавали никакой Новороссии долгое время и нынешние члены “правительства ДНР”. Донецкие сепаратисты, как известно, начали свою активную деятельность еще в 2006 году, когда была основана общественная организация “Донецкая республика”, символика которой стала впоследствии символикой ДНР.
Как следует из брошюр, которые в то время распространялись сепаратистами, тогда их целью было создание Донецкой Федеративной Республики (!!!) на территории почти всего Юго-востока. Но вот узнаваемой организации или массового движения с названием “Новороссия” в Украине до 2014 года не было.
Налицо очевидный логический вывод — если бы проблема так называемой Новороссии, как отдельного, самобытного региона, действительно существовала, она проявилась бы гораздо раньше. Но глашатаи Кремля стали употреблять слово “Новороссия” только после того, как из России пришла соответствующая отмашка.
Сегодня бренд “Новороссия” активно раскручивается при помощи соответствующих пиар-технологий, например, через рекламные вирусы. В сети для таких искусственно внедряемых концепций употребляется название “forsed meme”, то есть, некий мем, который искусственно и навязчиво продвигается среди пользователей.
Именно так сепаратисты распространяют соответствующие агитационные материалы, печатают газету “Новороссия”, тиражируют придуманную ими символику несуществующего образования. Термин активно внедряется в обиход, буквально навязывается целевой группе.
Делается это понятно для чего. Новороссию вспомнили (а фактически — придумали заново) затем, чтобы обеспечить ложную самоидентификацию жителей Юго-востока Украины, оправдать навязываемую им идею региональной розни и создать новую национальную идентичность, альтернативную украинской.
До последнего времени попытки России и ее украинских сателлитов разжечь сепаратизм на Юго-востоке Украины стабильно терпели крах. Что не удивительно, ведь что предлагалось жителям условно пророссийских областей?
Считать себя русскими?
Но они очевидно не являются русскими. Во всех социологических опросах и переписях населения, жители юго-восточных областей в большинстве своем называли себя украинцами, за исключением Крыма. Более того, в сельской местности люди в основном говорят на украинском языке и суржике.
Бороться за автономию в составе Украины?
Но какую? ДНР, ДКР, ПиСУАР? Все это явно провальные идеи. Все вышеперечисленные проекты выглядят абсолютно беспомощно и не имеют никакого идеологического фундамента.
Автономия украинцев в украинском национальном государстве?
Это явный абсурд. Люди в Харькове и Днепропетровске крутили пальцем у виска, заслышав о том, что кто-то собирается включить их в некую “Донецкую республику”.
Слепить хоть что-то удобоваримое из ДКР у ее популяризаторов так и не вышло в виду изначальной убогости материала. Стало ясно, что для того, чтобы в самом деле расколоть Украину и серьезно расшатать ее государственность, нужно что-то другое.
Такой альтернативой и стала “Новороссия”.
Этот проект, по признанию отдельных политтехнологов, косвенно принимавших участие в его разработке, возник следующим образом.
Большинство российских маркетологов-криэйторов, как и все россияне, знают историю Украины только в российской интерпретации. То есть, фактически черпают свои знания о нашей стране из тех материалов, которые создавались до них такими же российскими пиарщиками. По этой причине они искренне убеждены, что Украина — искусственное государство, придуманное в австрийском генштабе назло России, чтобы “ослабить и расколоть русский мир”.
Исходя из этого представления об Украине, они считают ее не страной, а удачным пиар-проектом, и свою работу строят на том, чтобы построить такой же искусственный проект внутри самой Украины. То есть выдумывают Новороссию и “новоросов”.
Сейчас этот проект воплощается лишь на начальном этапе, но уже в скором будущем мы все станем свидетелями его дальнейшей эволюции.
Следующий ход — постепенное внедрение нового тезиса, что братьями русских и белорусов всегда являлись именно новоросы, а вовсе не украинцы, которые всегда были скрытыми врагами и иудами.
Собственно, в этом тоже нет ничего нового. До настоящего времени Москвой продвигалась фактически эта же концепция “хороших и плохих украинцев”, в которой плохими были объявлены жители Западной Украины, а хорошими — все остальные. Но эта теория потерпела очевидное поражение, и после двух Майданов границу “хорошей Украины” пришлось отодвинуть подальше на юго-восток.
Исторический фундамент проекта “Новороссия” крайне ничтожен, что подтвердит любой не ангажированный Кремлем историк. Полноценной самобытной земли или республики с таким названием никогда не существовало.
Это подтверждается хотя бы тем фактом, что герб и флаг Новороссии пиарщики выдумали только в этом году. Причем, выдумали с явной издевкой, так как знамя Новороссии какой-то остряк просто передрал у американских конфедератов, подчистив с него фотошопом звезды.
Получается как бы ремейк американской войны Севера и Юга, в которой сепаратисты украинского Юго-востока с подачи неизвестного шутника выступают под флагом американских южан-работорговцев.
У Новороссии не существует ни исторической столицы, ни исторических границ. Каждый очерчивает ее абстрактную территорию на свое усмотрение, в зависимости от политической конъюнктуры и собственной фантазии.
Даже в лагере “новоросов” не существует единого мнения по поводу того, где начинается и заканчивается этот кусок земли. Да и как это определить?
Отдельного этноса, ареал обитания которого мог бы обозначить границы Новороссии, не существует. В разные годы на разных картах ее рисовали абсолютно от фонаря, как пятна на тесте Роршаха.
Вот, к примеру, карта, нарисованная членами организации “Донецкая республика” в 2006 году, и напечатанная в их брошюре. Тут Новороссия занимает относительно небольшой кусочек украинской земли возле Николаева и Одессы, а на большую часть ее территории претендует некий топографический уродец под названием ДФР.

А вот за спиной у Павла Губарева – более современная карта 2014 года. Здесь в состав Новороссии каким-то неучем безосновательно включена Слобожанщина, а также Крым, к этому моменту уже оккупированный Россией.
В Москве это хамство быстро заметили, объяснили сепаратистам, что с Крымом парни, что называется, “попутали рамсы”. В Донецке отреагировали быстро, отказавшись от территориальных претензий к РФ. Карту решено было переделать. В газетах “Новороссию” публиковали уже без Крыма.

Откуда на самом деле взялось название “Новороссия”?
Так именовали Северное Причерноморье, присоединенное к Российской Империи в результате русско-турецких войн. Название собирательное, и относилось не только к землям южной Украины, но и к южным землям РФ (Кубань).
Новороссия, то есть “Новая Россия” – это дань тогдашней моде. По этому принципу называли свои колониальные владения все европейские страны. Так появились Новая Англия, Новая Каледония, Новая Зеландия, города Нью-Амстердам (позже переименованный в Нью-Йорк) и Новый Орлеан.
Все эти топонимы, разумеется, не фиксируют никакого исторического права первообладателей на эти земли, и являются лишь своеобразными памятниками колониальным завоеваниям. Термин “Новороссия”, впрочем, не прижился, так как эта область была сразу же включена в границы Российской Империи.
Разумеется, люди, которые жили в этом диковинном краю, не подозревали о том, что они живут в Новороссии, и продолжали именовать свои земли на старый лад – Украиной, Запорожьем или Кубанью.
Новороссия никогда не вела национально-освободительной борьбы, не требовала автономии. Даже в Гражданскую войну, когда республики-однодневки множились, как инфузории, Новороссия никак не напомнила о себе. На ее территории возникали и умирали Одесская республика, ДКР, УНР, республика Гуляй поле, Донская казачья область, но провозглашать независимость Новороссии никому в голову не пришло. Даже батька Махно называл свою армию Украинской Революционной Повстанческой Армией, но никак не армией Новороссии.
Необходимо все же признать, что выдумка политтехнологов Кремля, несмотря на всю свою фантастичность, является перспективным брендом, который может ожидать успех. В отличие от курьезной Донецкой республики, от которой за версту веет Полиграфом Полиграфовичем, “Новороссия” вызывает у соответствующей публики романтические ассоциации.
Для пророссийской части украинского населения она вполне может стать равноценной альтернативой бренду “Майдан”, также символизирующему новую жизнь и надежду на перемены. Очевидно, владельцы бренда вскоре смогут сделать немалый гешефт на продажах футболок, магнитиков, брелоков и ручек в России.
Само слово “Новороссия” состоит из двух слов, вызывающих позитивные ассоциации у жителей Востока — это, собственно, слово “Россия”, которая всегда своя и родная, и слово “Новая”, которое как бы отметает все недостатки России старой и обещает позитивные перемены.
Этот термин также понятен и удобен для Запада, так как говорит по сути сам за себя. Для европейцев вся история Украины — темный лес, поэтому они вполне могут принять на веру новороссийские сказки, не особо разбираясь в их происхождении.
Насколько успешным окажется проект “Новоросссия” в конечном счете будет зависеть от самих украинцев. Кремль сделал правильный ход — он предложил Юго-востоку Украины, в целом недовольному уровнем жизни, новый, альтернативный путь.
Если окажется, что Майдан не добился поставленных целей, не перезагрузил государство, не привел к реформации, многие разочаровавшиеся станут все больше поглядывать в сторону соблазнительных московских коврижек.
Ведь проект “Новороссия” также предлагает радикальную перезагрузку государства. И пускай за этой упаковкой скрываются все те же старые бандиты и казнокрады, многие могут купиться на яркий красный фантик, перевязанный синей ленточкой.
Ничего нового, обычный маркетинг.
Станислав Кметь, Украинская правда