Досрочные выборы: кому оно надо?

28.02.2018 11:45   -
Автор:

Досрочные парламентские выборы могут состояться уже осенью 2018 года. Во всяком случае, об этом говорят все, кому не лень: и эксперты, и политики, и бабушки на трамвайных остановках.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на etcetera.
И даже разведка США в своем докладе предупреждает, что «недовольство населения темпами реформ, ухудшение стандартов жизни, мысли о том, что коррупция усиливается, и обострение политических противостояний» может спровоцировать преждевременное народное волеизъявление. Первые лица страны пока молчат. Хотя, как уверяют эксперты, именно они больше всех заинтересованы в досрочных выборах.
ЗАЧЕМ ЭТО НУЖНО? Оппозиционный депутат (и одновременно член пропрезидентской фракции) Сергей Лещенко говорит, что досрочные выборы выгодны Президенту Петру Порошенко. Об этом политик заявил в эфире телеканала ZIK. Все дело в том, что очередные парламентские выборы должны состояться уже после президентских. Главу государства украинцы будут избирать 31 марта 2019 года, а депутатов парламента – 27 октября. Если Порошенко проиграет президентские выборы – а такой вариант, по мнению Лещенко, вполне возможен – то участие в выборах парламента для него теряет всякий смысл. Поэтому Президент и думает о том, чтобы «поменять выборы местами». Пока в распоряжении Порошенко пресловутый административный ресурс, правящая партия может рассчитывать, как минимум, на 15% голосов. А наличие мощной фракции в парламенте будет, в свою очередь, неплохим подспорьем для президентской кампании.
КРОМЕ ТОГО, отмечает в своем блоге политолог Александр Радчук, если выборы пройдут по старому закону, это добавит президентской партии несколько десятков штыков. Речь идет о депутатах-мажоритарщиках, которые будут баллотироваться в качестве «независимых», а уже в парламенте примкнут к правящей партии.
В то же время, отметим, что не всем партнерам и союзникам Петра Порошенко выгодны досрочные выборы. Например, этого нельзя сказать о «Народном фронте», чей рейтинг на сегодняшний день находится на уровне статистической погрешности. Вероятно, именно с этим связаны упорные слухи о предстоящем объединении НФ с Блоком Петра Порошенко или создании на их базе какой-то новой партии.
КАК ЭТО СДЕЛАТЬ? Но для того, чтобы провести досрочные выборы, нужно сперва «избавиться» от ныне действующей Верховной Рады. Закон предоставляет Президенту три возможности распустить парламент:
Первая: если за месяц фракции не смогут сформировать коалицию;
Вторая: если за 60 дней после отставки правительства коалиция не сможет сформировать новое;
Третья: если на протяжении тридцати дней одной сессии депутаты не смогут собраться на заседание.
Первые два варианта теоретически и технически вполне реальны. Депутаты, например, могут отправить в отставку кабинет Владимира Гройсмана. А потом затянуть переговоры по формированию нового правительства. К тому же, у действующей коалиции в парламенте есть «слабое место». После того, как зимой 2016 года коалицию покинули партии «Батьківщина» и «Самопомич», стало совершенно непонятно, есть ли у нового большинства необходимых 226 депутатов. Большинство правительственных законопроектов принимаются в результате ситуативных союзов. Коалиции «подкидывают» голоса якобы оппозиционные фракции и группы: «Возрождение», «Воля народа» и «радикалы» Олега Ляшко.
ТАК КОГДА ЖЕ? Впрочем, если Президент действительно намерен распустить парламент – ему стоит поторопиться. Согласно Конституции, глава государства не может досрочно прекратить полномочия Верховной Рады в последние полгода своего срока. Выборы Президента должны состояться 31 марта 2019 года, а это значит, что Порошенко нужно будет «разобраться с Радой» до сентября 2018 года.
РИСКИ. Сроки поджимают, но никаких реальных шагов к досрочным выборам мы не видим. Президент и правительство (по крайней мере, внешне) демонстрируют командную работу, а коалиция в Верховной Раде худо-бедно, но существует. Да и сам Петр Порошенко неоднократно заявлял, что распускать парламент не намерен. И неудивительно – досрочные выборы сопряжены со множеством рисков.
ВО-ПЕРВЫХ, создание новой «партии власти» продвигается, судя по всему, не так гладко, как хотелось бы этой самой власти. Эксперты говорят о нескольких группировках в правящей коалиции. В том же «Народном фронте» наметились несколько групп влияния. И если Александр Турчинов нацелен на дальнейшее сотрудничество с Петром Порошенко, то, например, группы Арсения Яценюка и Арсена Авакова склонны «гнуть свою линию».
ВО-ВТОРЫХ, даже если такую «партию-солянку» искусственно «приготовят» из нескольких политических команд – не факт, что она сможет выиграть выборы. Наоборот, печальный опыт Народно-демократической партии в 1998 году свидетельствует об обратном. Админресурс, конечно, может помочь пройти в парламент, но не сможет обеспечить такой политсиле большинство.
В-ТРЕТЬИХ, если на парламентских выборах «партия власти» не получит должной поддержки – это будет большой подарок оппозиции и серьезный минус для президентской избирательной кампании.
А ЧТО ОППОЗИЦИЯ? Казалось бы, досрочные выборы сыграют на руку самому популярному лидеру оппозиции – Юлии Тимошенко. По всем рейтингам, ее партия «Батьківщина» имеет все шансы значительно увеличить свое представительство в парламенте. Более того, Президент якобы ведет переговоры с Тимошенко и обещает ей участие в новом правительстве после выборов.
Впрочем, эксперты сомневаются в искренности таких обещаний. Похоже, сомневаются и в «Батьківщині». Во всяком случае, партия не выступает с требованием досрочных выборов, а сама Юлия Тимошенко даже усмотрела в преждевременном голосовании подвох. По ее словам, если досрочные выборы состоятся по действующему закону, то они только «зацементируют нынешнюю систему управления».
ВЫВОД. В общем, теоретически досрочные выборы вполне возможны. Но на практике в пользу такого варианта развития событий говорят только слухи и допущения экспертов. Каких-либо реальных шагов в этом направлении пока незаметно. Поэтому мы склонны считать, что досрочных парламентских выборов не будет. А все разговоры об их возможности – скорее, элемент политической игры и торгов между разными группировками в правящей коалиции.