Почему Зеленский может разогнать и этот парламент

28.10.2019 18:00   -
Автор:

Верховная Рада IX созыва “нарывалась” на досрочный роспуск с самого первого дня. Монобольшинство, которое сколотили из “юзиков”, “коломойских” и других “кнопочек”, давало основания говорить о своей нестабильности и подверженности внешним воздействиям. О том, что свадебных фотографов, малоизвестных шоуменов и второсортных грантоедов будут расшатывать с помощью денежных знаков – не говорил даже ленивый, пишет “Depo.ua“.
О рисках, которые несут неоднородность и рыхлость “Слуги народа”, знал и Зеленский вместе со своим “мозговым центром”, ведь еще в первые дни каденции нового парламента говорил о возможности роспуска “в случае чего”.
Политические мотивы
Ключевое задание, которое Зеленский ставил перед своим ближайшим политическим окружением относительно установления жесткого контроля за депутатским корпусом и предотвращения разброда и шатаний – оказалось проваленным. Ни лишение неприкосновенности, ни дисциплинарные наказания и показательные порки не обеспечили эффективного управления депутатами. Разные акулы и падальщики кружат над неграмотными новобранцами и при любой возможности пытаются отхватить часть политической плоти президентской фракции. И не без успеха.
Одновременно вал коррупционных скандалов вокруг президентской команды, вызванный внутренними конфликтами, конкуренцией и, будем откровенными, даже войной кланов, сейчас дает повод говорить о потере монобольшинством своей функциональности. А это значит, что монобольшинство становится неспособным выполнять возложенные на него задачи.
О вероятности досрочных выборов уже заявил и один из ключевых функционеров “Слуги народа” Александр Корниенко. В интервью Украинской правде он предположил, что “если будет политическая турбулентность, я думаю, президент будет определяться”.
Конечно, статус Корниенко заставляет его держать строй, но и в его словах уже сквозит обреченность нынешней Рады: “Я не вижу, что сейчас есть такие признаки. Сейчас еще есть потенциал договариваться, есть потенциал командно работать”.
Но такие перспективы, несмотря на мантры Корниенко, уже считают призрачными даже сами члены пропрезидентской фракции.
Следующим фактором, который стимулирует президента как можно скорее решать вопрос с Радой – это его собственный рейтинг. Он, напомним, начал снижаться и на сегодняшний день, по данным социологической группы “Рейтинг”, опустился с 73% до 66%. Нефункциональная Рада является дополнительным рычагом давления на рейтинг главы государства.
В то же время неэффективность парламента является своеобразным способом для президента оттянуть момент прыжка в рейтинговую пропасть, поскольку позволяет назначить парламент “крайним” в отсутствии неотвратимого прогресса реформ. Распуская Раду под предлогом ее неэффективности, Зеленский пролонгирует тем самым ожидания избирателей.
Тем более, что популярность Верховной Рады среди населения, традиционно не является высокой. И даже несмотря на то, что рейтинг парламента после последних выборов вырос, избиратель все равно одобрительно воспримет очередной “расстрел” этого притона – особенно, когда нынешнее коррупционное брожение перейдет из тихой фазы в активную и начнет выплескиваться на президента и его круг неприкасаемых. Поэтому Зеленский постоянно и повторяет о своей готовности распустить депутатов.
Но крайнюю токсичность Рада приобретет в тот момент, когда выяснится откуда и в каких объемах депутаты правящей партии получают так называемые “доплаты”. И тогда Зеленскому уже точно придется избавляться от этого сомнительного актива. Пока что Банковая решила платить нардепам зарплату. Источники сообщают о ежемесячных доплатах от 5 до 15 тысяч долларов. Поможет ли это нардепам удержаться от олигархических соблазнов? Вряд ли.
Юридические обстоятельства
Перед тем, как распускать Раду, Зеленскому нужно кое-что изменить в избирательной системе. Если он пойдет на перевыборы с нынешней мажоритаркой, он вряд ли получит большинство – даже при условии повторения результата его партии, в округах собрать аналогичный урожай будет значительно труднее.
Поэтому Зеленский скорее всего будет ждать пока вернется из Конституционного суда проект закона об уменьшении количества нардепов до 300 и закреплении пропорциональной избирательной системы. А потом Совет имплементирует эти изменения в Конституцию, что потребует 300 голосов. Только в таком случае он сможет рассчитывать на повторение результата 2019 года.
Ну и, конечно, нужно найти хоть сколько-нибудь существенные юридические основания для роспуска ВР и назначения досрочных выборов.
В прошлый раз, напомним, в мае 2019 года только инаугурированный Зеленский выбрал в качестве грунта для досрочного прекращения полномочий парламента отсутствие коалиции в течение более месяца.
В принципе, ничто не помешает президенту использовать те же основания и в этот раз, ведь формально коалиция в Раде вообще не образовывалась. Депутаты перед первым заседанием новой Рады 29 августа заявляли, что заключат коалиционное соглашение именно в этот день. Но когда состоялось собрание, председатель фракции “Слуги народа” Арахамия заявил, что монобольшинство заключать коалиционное соглашение не будет – им, якобы, достаточно партийной программы, согласно которой слуги народа и будут работать.
Поэтому на данный момент у президента есть вполне законные основания объявить о досрочном прекращении полномочий Рады. Единственное, что является преградой – это конституционное условие о невозможности распускать ВР в течение года со дня ее избрания, если предыдущие выборы также были досрочными. Этот год запрета истекает в следующем июле. Впрочем, ничто не остановит президента, если вдруг он почувствует потребность и решит сделать это раньше. Хотя будущее лето можно считать вполне удачным периодом для роспуска.
Практические последствия
Зеленский так или иначе оказывается перед дилеммой: распускать Раду в надежде сформировать более действенный парламент или стагнировать с импотентным законодательным органом, как это часто до него приходилось делать его предшественникам.
Рассматривая вопрос гипотетического роспуска парламента следует анализировать не только основания и условия для такого акта, но и его возможные последствия. Ведь за роспуском Рады будут досрочные выборы и формирование нового парламента. Каким он будет – будет зависеть от многих факторов. Но уже сейчас можно говорить о некоторых гипотетических свойствах Рады Х созыва.
– Рада будет избрана на пропорциональной основе, без мажоритарщиков;
– Провластной партии придется создавать коалицию, ведь до монобольшинства “Слуга народа” вряд ли дотянет;
– партия “Голос” вряд ли преодолеет барьер самостоятельно;
– произойдет переформатирование партий так называемого “синего” спектра, могут добавиться новые игроки, тот же Шарий;
– “Батькивщина” имеет шансы улучшить результат.
Работать с таким парламентом президенту будет труднее, поскольку коалиция, в которой кроме “зеленых кнопочек” будет еще какая-то сила, будет иметь значительную большую субъектность. И президенту придется выстраивать новый формат взаимодействия, в котором уже не будет места для турборежимов и слепых голосований по указанию с Банковой, а придется искать компромиссы.
Вот только готов ли Зеленский к такому способу управления государством?