Bloomberg предвещает России «проблему кухонного стола», которая значительно страшнее недовольства коррупцией и авторитаризмом
Россия попала в составленный Bloomberg список стран, в которых проблема роста цен на продовольствие стоит особенно остро. Сложности в обеспечении населения доступной едой в этих странах становятся риском для властей и могут вызвать протесты, указывает агентство.
Мировые цены на продовольствие являются самыми высокими за более чем 6 лет, что обусловлено скачком стоимости всего, от сои до пальмового масла из-за спроса со стороны Китая, уязвимых цепочек поставок и неблагоприятных погодных условий, – сообщает Bloomberg.
Особое внимание агентство обращает на крупнейшие страны со средним уровнем доходов населения, для которого продукты составляют значительную часть потребительской корзины. Агентство составило список «горячих точек», в которых цены на еду «заставляют людей волноваться», а сложности в обеспечении доступного продовольствия становятся риском для власти. В перечень из пяти стран попала в том числе Россия.
«Воспоминания о взлетевших ценах и пустых полках магазинов после распада Советского Союза до сих пор свежи для многих россиян. Едва оправившись от снижения популярности и протестов с требованием освободить лидера оппозиции Алексея Навального, президент Владимир Путин осторожно относится к политическим последствиям, которые могут иметь продуктовые цены», — пишет Bloomberg.
Россия ввела тарифную квоту на экспорт зерновых, чтобы ограничить их продажу за рубеж и снизить цены на внутреннем рынке, напоминает агентство. Кроме того, премьер Михаил Мишустин поручил поддерживать «на нормальном уровне» цены на самые востребованные товары, в том числе на сахар и подсолнечное масло.
«Россия может продемонстрировать настоящую политическую мобилизацию вокруг цен на еду», — заявил Bloomberg старший научный сотрудник американского центра Peterson Institute for International Economics Каллен Хендрикс. Он отметил, что «авторитарные государства, как правило, несколько более либеральны в отношении подобных протестов из-за «проблем кухонного стола», чем к более общим кампаниям против коррупции и авторитарного правления».
«Однако «арабская весна» показала, что первое может превратиться во второе и порой очень быстро», — подчеркнул Хендрикс.