Кто запугивает "Слуг народа" роспуском Рады

19.11.2019 17:30

Разновекторные информационные каналы, которыми пользуются представители новой власти для ретрансляции своих месседжей, в последние дни активно муссируют тему роспуска Верховной Рады IX созыва. Причиной активизации считают то, что депутаты "Слуги народа" все больше выходят из-под контроля Офиса президента и отказываются давать результат, которого требует Банковая. Мол, многие депутаты подхватили звездную болезнь и начали забывать, благодаря кому они оказались в лифте, который вынес их на поверхность украинской политики. Depo.ua выясняет, насколько серьезны намерения президента и его команды "расстрелять" парламент и как далеко может зайти противостояние.

Камень преткновения

Автором угроз о роспуске парламента называют Андрея Богдана, который является своего рода надзирателем за парламентским монобольшинством и который спускает слугам народа задачи по части законодательной работы. В помощь Богдану – законопроект об императивном мандате, который может быть действенным инструментом контроля за депутатами. Каналы разносят весть, что ОП переходит к жесткому формату разговора с парламентариями. Потому что дошло до того, что отдельные депутаты осмелели настолько, что начинают ставить своим кураторам условия относительно голосований за те или иные законопроекты. А законом об императивном мандате их якобы удастся загнать в стойло.

Кнутом же, при помощи которого нардепов заставят мобилизоваться и проголосовать за ограничение своих прав, что предусмотрено императивным мандатом, станет угроза роспуска Верховной Рады. И это должно быстро остудить горячие головы, вообразившие себя свободными от необходимости держаться в определенных рамках.

Справка. По определению императивный мандат является правилом, согласно которому депутат представительного органа власти связан наказами избирателей и в течение всей своей деятельности ответственен перед ними. При этом законодательно закреплена возможность досрочного отзыва депутатов, не оправдавших доверия избирателей. В государствах либеральной демократии императивный мандат, как правило, не применяется ввиду его противоречия принципу национального представительства. Одним из исключений является императивный мандат в одной из палат парламента Германии — Бундесрате, который формируется не избирателями, а правительствами земель федерации: депутаты обязаны следовать рекомендациям своих правительств.

В украинском варианте императивный мандат будет работать не столько во исполнение воли избирателей, сколько в выполнение установок партии, вместе с которой депутат получит свой мандат на выборах. То есть в случае со "Слугой народа" партии будет предоставлена возможность, используя несложную процедуру, отозвать нардепа, которого эта партия выдвинула. Коснется это и списочников, и мажоритарщиков. По факту, любой проявивший строптивость парламентарий может в короткий срок оказаться на улице. А не так, как недавно исключенные из фракции монобольшинства Скороход и Поляков, которые остаются депутатами, получив при этом "вольную" голосовать как угодно и говорить что угодно.

Угрожая роспуском и навязывая императивный мандат, президентская команда пытается заставить различные группы влияния внутри партии работать с ОП – это их задача. А те, кто чувствует себя слишком независимыми, пусть сдают мандаты и переизбираются без партийного бренда, в качестве самовыдвиженцев. Понятно, что повторить свой результат без логотипа "Зе" вряд ли у кого из нынешних мажоритарщиков получится, отмечают в руководстве.

Мятежники же во фракции "Слуги народа" пытаются сопротивляться и всячески саботируют стремление ОП "включить" императивный мандат. А на угрозы роспуска отвечают месседжем, что такой шаг будет невыгодным в первую очередь самому руководству. Ведь в случае роспуска, подчеркивает один из "внутренне-оппозиционных" каналов в СН, "Разумков больше никогда не будет спикером, Стефанчук – вице-спикером, Арахамия, его замы и Гончарук – вообще хоть кем-то, а у Богдана больше никогда не будет большинства".

Потерять большинство

Что касается Разумкова, Гончарука и других, то аргумент не слишком убедителен, поскольку в ОП вполне могут пожертвовать этими фигурами. А вот аргумент относительно того, что у Богдана (читай – Зеленского) не будет в новом парламенте большинства - действительно мог бы напугать. Но сработать он мог бы лишь в случае, если бы у президента было бы такое большинство сейчас. А все идет к тому, что большинство активно рассыпается. И склеивать его становится все труднее. Поэтому вскоре вполне может оказаться, что терять-то особенно и нечего.

Но что получит Зеленский, если вдруг решится на роспуск парламента? Уже сейчас можно с определенной очевидностью увидеть, что шансов сколотить монобольшинство будет действительно мало. И в случае, если останется действующая избирательная система с 450-ю депутатами и мажоритаркой, и в случае сокращения Рады до 300 штыков, которые будут избираться исключительно по партийным спискам. Поэтому придется создавать коалицию и брать в расчет интересы своих партнеров. Работать с таким парламентом президенту будет сложнее, поскольку коалиция, в которой кроме "зеленых кнопочек" будет еще какая-то сила, будет иметь значительно большую субъектность. И там уже не будет места для турборежимов и слепых голосований по указанию с Банковой.

В то же время, как мы помним, накануне летних выборов Рады властная команда и не рассчитывала на монобольшинство, а рассматривала возможности формирования полноценной коалиции. И лишь неожиданный бонус в виде 130 мажоритарщиков позволил Зе-команде устроить монокоалицию. Поэтому откат до предыдущего состояния с необходимостью договариваться с другими партиями может быть неприятностью, но отнюдь не является трагедией. А в условиях, когда нынешняя парламентская команда "Слуги народа" все больше увязает в коррупционных и секс-скандалах, избавиться от такого токисчного актива для президента будет безусловным благом.

Учитывая тот факт, что, согласно условиям Конституции, распустить этот парламент президент сможет не раньше лета 2020 года, у него еще есть время подготовиться. И в рамках этой подготовки попытаться изменить избирательную систему, отменив мажоритарку. С одной стороны, это увеличит потенциальную возможность получить как можно больше мандатов для его партии, а с другой – избавит в будущем от того геморроя, который ему сейчас устраивают избранные в округах "звезды".

Поэтому Зеленский, скорее всего, будет ждать, пока вернется из Конституционного суда проект закона об уменьшении количества нардепов до 300 и закреплении пропорциональной избирательной системы. А потом Рада имплементирует эти изменения в Конституцию, что потребует 300 голосов.

Что же касается законных оснований для роспуска, то он их получит в абсолютной достаточности уже будущим, как мы отмечали, летом.

Напомним, в мае 2019 года едва инаугурированный Зеленский выбрал в качестве грунта для досрочного прекращения полномочий парламента отсутствие коалиции на протяжении больше месяца. Ничто не помешает президенту использовать те же основания и в этот раз, ведь формально коалиция в Раде вообще не образовывалась. Депутаты перед первым заседанием новой Рады 29 августа заявляли, что заключат коалиционное соглашение именно в этот день. Но, когда состоялось собрание, председатель фракции "Слуги народа" Арахамия заявил, что монобольшинство заключать коалиционное соглашение не будет – им, якобы, достаточно партийной программы, согласно которой слуги народа и будут работать.

Поэтому вполне вероятно, что новый политический год мы снова проведем под знаком избирательных гонок. И парламентских, и, напомним, местных. Которые запланированы на осень 2020 года.

Как это повлияет на рейтинг:
Комментарии
Последние записи в блогах

Західно-Донбаське управління Головного управління ДПС у Дніпропетровській області нагадує, що 18 березня поточного року набрав чинності Закон України від 17 березня 2020 року № 533-IX «Про внесення змін до Податкового кодексу України та інших законів України щодо підтримки платників податків на період здійснення заходів, спрямованих на запобігання виникненню і поширенню коронавірусної хвороби (COVID-19)»   (далі – Закон № 533).

Законом № 533 внесено зміни до низки законодавчих актів, зокрема до Податкового кодексу України (далі – ПКУ).

Так, підрозділ 10 розділу XX «Перехідні положення» ПКУ доповнено новим п. 521, відповідно до якого за порушення податкового законодавства, вчинені з 01 березня по 31 травня 2020 року, штрафні санкції не застосовуються.

Водночас, продовжують діяти фінансові санкції, зокрема, за порушення нарахування, декларування та сплати ПДВ.

Отже, платники ПДВ зобов’язані сплатити задекларовані ними у податковій декларації суми ПДВ своєчасно і у повному обсязі.

Нагадуємо, що останній день сплати ПДВ за лютий поточного року – 30.03.2020.

 

Подробнее

Станом на 23 березня громадянами подано понад 134 тисячі декларацій про майновий стан і доходи, з них 62 тисячі декларацій подано у березні. 

За даними декларацій громадянами задекларовано доходи у сумі 20,4 млрд грн, це на 42 відсотки більше ніж за аналогічний період минулого року. Сума податку на доходи фізичних осіб до сплати цьогоріч становить 443 млн грн, приріст порівняно з минулим роком – 69 млн грн (станом на 23.03.2019 – 374,0 млн грн), або 18 відсотків. Сума військового збору становить майже 73 млн грн, що на 15 млн грн, або на 26 відсотків, більше ніж за аналогічний період минулого року.

За рівнем задекларованих доходів найбільше декларували кияни (6,1 млрд грн), а також жителі Дніпропетровської (2,2 млрд грн), Харківської, Львівської та Одеської (понад 1 млрд грн) областей. При цьому найвищі темпи приросту задекларованих доходів порівняно з аналогічним періодом минулого року на Донеччині (195 %) та Вінниччині (174 %). 

Щодо рівня визначення податкових зобов’язань, то першість належить столиці – до сплати задекларовано 138,3 млн грн податкових зобов’язань, Одеська область отримає  майже 33 млн грн, Запорізька – 30 млн гривень.

Звертаємо увагу, що ДПС розроблено відеоурок, присвячений заповненню декларації про майновий стан і доходи громадян. Переглянувши його, користувачі можуть дізнатися, як крок за кроком заповнити декларацію. Переглянути відеоурок можна тут.

Нагадуємо: до Податкового кодексу України внесені зміни, якими передбачено, що громадяни та фізичні особи, які провадять незалежну професійну діяльність, мають право подати декларацію за звітний (податковий) 2019 рік до 01 липня 2020 року. Останній день подання декларації – 30.06.2020. Податкові зобов’язання, визначені такими фізичними особами у деклараціях, мають бути сплачені до 01 жовтня 2020 року.

 

Подробнее

Від моменту свого створення у грудні 2019 року Департамент контролю за обігом та оподаткуванням підакцизних товарів Державної податкової служби України розпочав системну боротьбу з нелегальним виробництвом та обігом лікеро-горілчаної продукції (ЛГП).

Був застосований комплексний підхід, який включав не тільки перевірки роздрібних мереж, але й контроль за встановленням заглушок  на непрацюючих лініях виробництва, контроль за показами лічильників та інші заходи, які у сукупності з поглибленим аналізом податкової звітності дозволили значно збільшити надходження до бюджету акцизного податку від ЛГП.

У результаті в березні (станом на 30.03.2020) надходження до загального фонду державного бюджету з акцизного податку з лікеро-горілчаної продукції становили – 541,4 млн грн, що на 19,2 % (+87,3 млн грн) більше надходжень березня 2019 року. При цьому індикативні показники за березень вже перевиконано на 18,3 % (+83,8 млн гривень).

Станом на 30.03.2020 індикативні показники з акцизного податку з ЛГП за І квартал вже виконано на 100,9 % (+11,1 млн грн). 

"Посилення контролю за виробництвом лікеро-горілчаної продукції плюс системна боротьба з контрафактним алкоголем у роздрібній мережі, яку ми вели протягом останніх трьох місяців, дали результат. Заходи, проведені податковою разом з правоохоронними органами та місцевою владою, призвели до стрімкого збільшення бюджетних надходжень від акцизного податку. До того ж детінізація ринку горілчаних виробів важлива не тільки з точки зору наповнення бюджету. Адже виробництво та торгівля контрафактом – це ще й пряма небезпека для здоров’я споживачів", – заявив Голова Державної податкової служби Сергій Верланов.

 

Подробнее

Західно-Донбаське управління Головного управління ДПС у Дніпропетровській області нагадує, що платник податку на доходи фізичних осіб (далі – ПДФО) має право включити до податкової знижки у зменшення оподатковуваного доходу платника ПДФО за наслідками звітного податкового року, визначеного з урахуванням положень       п. 164.6 ст. 164 Податкового кодексу України (далі – ПКУ), суму коштів або вартість майна, переданих платником ПДФО у вигляді пожертвувань або благодійних внесків неприбутковим організаціям, зареєстрованим в Україні та внесеним до Реєстру неприбуткових організацій та установ на дату передачі таких коштів та майна, у розмірі, що не перевищує 4 відсотки суми його загального оподатковуваного доходу такого звітного року.

Норми встановлені п.п. 166.3.2 п. 166.3 ст. 166 ПКУ.

Згідно із п.п. 166.2.1 п. 166.2 ст. 166 ПКУ до податкової знижки включаються фактично здійснені протягом звітного податкового року платником ПДФО витрати, підтверджені відповідними платіжними та розрахунковими документами, зокрема, квитанціями, фіскальними або товарними чеками, прибутковими касовими ордерами, копіями договорів, що ідентифікують продавця товарів (робіт, послуг) і їх покупця (отримувача). У зазначених документах обов’язково повинно бути відображено вартість таких товарів (робіт, послуг) і строк їх продажу (виконання, надання).

При цьому, ст. 729 Цивільного кодексу України від 16 січня 2003 року           № 435-IV із змінами (далі – ЦКУ) передбачено, що пожертвою є дарування нерухомих та рухомих речей, зокрема грошей та цінних паперів, особам, встановленим частиною першою ст. 720 ЦКУ, для досягнення ними певної, наперед обумовленої мети.

Договір про пожертву є укладеним з моменту прийняття пожертви.

До договору про пожертву застосовуються положення про договір дарування, якщо інше не встановлено законом.

Таким чином, для отримання фізичною особою права на податкову знижку у разі надання нею пожертвувань або благодійних внесків неприбутковим організаціям одним із підтверджуючих документів, які необхідно надати платнику ПДФО контролюючому органу, є копія договору про пожертву.

 

 

 

Подробнее
Голосование
Поддерживаете ли Вы политику Президента Зеленского?
Да
Нет
Не знаю