Юрий Луценко в Днепре о НАБУ, судах, коррупции и Саакашвили
20 сентября, в ДнепрОГА проходила рабочая сессия 6-го заседания Парламентского комитета Ассоциации между Украиной и ЕС, одной из тем которой была реформа судебной системы в стране и борьба с коррупцией. В ее работе принял участие и Генеральный прокурор Украины Юрий Луценко, давший свои ответы на некоторые вопросы.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Прокуратура больше следствием заниматься не будет
Юрий Луценко указал, что за полтора года, которые он находится в должности Генерального прокурора страны, численность сотрудников прокуратуры сократилась примерно на 25%, зарплата ее работников выросла в 2 раза, а 80% работников прокуратуры ранее никогда в этой системе не работали. Их на работу нанимали на конкурсной основе организованная в 2016-м году Совет прокуроров и ее квалификационная комиссия.
«Более того, буквально на днях у прокуратуры будет ликвидирована функция следствия, которая будет делегирована другим органам — МВД, СБУ, НАБУ. ГПУ будет заниматься исключительно надзором за выполнением законов. И, благодаря организации Совета прокуроров и ее квалификационной комиссии, я, как Генпрокурор, не имею права ни назначать прокуроров, ни увольнять их, чем несказанно рад. Этим шагом руководство прокуратуры теперь не может влиять на подбор кадров, и ни Луценко сегодня, ни кто-либо придя ему на смену не сможет подбирать команду под себя. И это — правильно», — сказал Юрий Луценко.
Антикоррупционным должен стать каждый суд, а не суд «под НАБУ»
По словам Генпрокурора Украины, в течение 2016-2017 годов в стране за коррупционные действия было задержано 7123 должностных лица, из которых примерно 4000 — сотрудниками прокуратуры. В суды передано 2222 таких уголовных производства. Каждый день задерживается от 1 до 3 чиновника на взятках. Реальных же приговоров с лишением свободы за этот период вынесено несколько десятков.
«Задержанными оказались, например, член высшего совета юстиции, руководители Министерства охраны здоровья, заместители председателей областных администраций и мэрий крупных городов. Не говоря уж о чиновниках рангом пониже. Реальных приговоров — несколько десятков. Одной из причин является нехватка судей. В Киевском городском апелляционном суде лежит около 800 таких дел, а судей на их рассмотрение — всего четверо. Понятно, с какой скоростью такие дела рассматриваются. При этом, Верховная Рада утвердит новый состав Верховного суда страны примерно через неделю. Еще год уйдет на переукомплектацию областных апелляционных судов, потом год — на то же самое в районных судах. А с коррупционерами бороться надо уже сегодня. Глубоко убежден, что сегодня страна ведет войну на три «фронта»: с Путиным и российской агрессией, с коррумпированными чиновниками всех уровней рангов и с олигархами, контролирующими все телепространство страны», — комментирует ситуацию Юрий Луценко.
В то же время для улучшения борьбы с коррупционерами НАБУ предлагает создать единый Антикоррупционный суд в Киеве, уверяя, что этот суд станет честным по-настоящему.
«Что значит — станет честным по-настоящему. Любой суд должен быть честным и независимым, иначе это вообще не суд. Во-вторых, согласно предложениям НАБУ судьи в него должны предлагаться самим Национальным антикоррупционным бюро Украины, утверждаться Верховной Радой и назначаться Президентом страны. Получается, что судьи, в компетенции которых будет вынесение приговоров за коррупционные действия министрам, депутатам, чиновникам Администрации Президента, будут этими же депутатами и чиновниками и подбираться. Нелогично как-то. В-третьих, почему такой суд должен быть только один на всю страну в Киеве. Туда взяточников со всей страны возить что ли? По моему убеждению и предложению Верховной Раде такие антикоррупционные судебные палаты должны быть организованы при каждом областном апелляционном суде Украины. А судей туда должна подбирать и назначать Высшая квалификационная комиссия судей Украины. Причем, только из числа новых судей, а не бывших. Тогда в такие суды отправятся дела всех семи с лишним тысяч украинских коррупционеров, а не только те 26 уголовных производств, которые передало в суд НАБУ. Кстати, само НАБУ у нас сегодня не подконтрольно никому, а тут им еще и «личный» суд подавай. Считаю, что до конца года должна быть создана постоянно действующая система аудита этого бюро. Уверен, что это будет сделано. Следователи НАБУ должны заниматься взяточниками и расхитителями бюджетных средств на высшем уровне — министерств, депутатского корпуса, а с жуликоватыми сельскими головами и чиновниками городского уровня управятся и полиция с прокуратурой.
Янукович и компания украли у страны 40 млрд $, а мы их вернем!
По словам Генерального прокурора Украины, за время его нахождения в должности сотрудниками ГПУ возвращено в бюджет страны 1,5 млрд долларов США, похищенных командой Януковича во время их нахождения во власти.
«Эту сумму мы уже вернули. 22 сентября вступит в силу закон о специальной конфискации еще 200 миллионов долларов, в конце октября — еще стольких же средств, похищенных ими. Всего же убытки от их правления составили 40 миллиардов долларов США — годовой бюджет страны. Мы их вернем! До конца сентября ГПУ передает в суд дело против лично Януковича и силовиков его команды по расстрелам на Майдане. До конца года — дело против его экономической ОПГ — Азарова, Клименко и прочих министров. Люди должны увидеть и поверить, что преступники наказываются. А у взяточников должен выработаться устойчивый страх к таким действиям, у остальных чиновников — совесть при принятии решений. Сегодня путинская пропаганда твердит, что в Украине ничего не меняется, и коррупция процветает. Но мы уже убрали такие коррупционные составляющие, как проведение чиновниками тендеров, теперь их проводит электронная система «Прозорро», убрана двойная цена на газ, которая для населения была одной, а для предприятий — другой, что также позволяло получать «откаты» и так далее. Да, движется все медленнее, чем хотелось бы, но движется в нужную сторону и необратимо. Вообще я оптимист и считаю, что граница свободы неуклонно движется на восток. В 50-е годы она проходила в Берлине, в 60-е — в Праге, в 80-е — вВаршаве, в 90-е — во Львове. Сегодня — по Донбассу и Чонгару. И почему-то твердо верю, что еще мы при нашей жизни увидим, что брусчатка с Красной площади Москвы летает ничуть не хуже брусчатки киевского Майдана», — уверен Юрий Луценко.
По одесской трагедии у прокуратуры возникают большие вопросы
Генеральный прокурор прокомментировал и ход следствия по факту гибели во время пожара детей в одесском лагере «Виктория» 16 сентября.
«Безусловно, вину директора этого лагеря, воспитательницы, ответственной также и за противопожарную безопасность мы докажем, и они понесут наказание. Но… Выясняется, что с июня месяца в лагере была отключена пожарная сигнализация и не возобновлялся запас воды на случай пожара. Почему? Почему с разницей всего в один день были подписаны разрешение на строительство лагеря и акт его приема-передачи в эксплуатацию? Чем на самом деле были пропитаны деревянные конструкции этого злополучного корпуса? Почему не было реакции управления образования Одесской мэрии на письма местных МЧСников о недостатки в системе противопожарной безопасности лагеря? И мы разберемся во всем этом и добьемся наказания всех виновных в гибели детей, родственникам которых я приношу свои искренние соболезнования», — сказал Юрий Луценко.
«Беспаспортным» Саакашвили пусть занимается суд, а вот его спутниками займемся мы!
Генеральный прокурор отметил, что в действиях Михаила Саакашвили, пересекшего границу Украины без паспорта, нет уголовно наказуемых деяний.
«Конечно, в данный момент он — нелегал. Но пусть ему штраф выписывает районный суд Львовской области, поскольку это — административное нарушение. Экстрадировать его ни в Грузию, ни куда-либо еще мы не можем, поскольку он подал заявление с Миграционную службу на восстановление украинского гражданства. А вот к лицам, которые его надоумили «забыть» паспорт в автобусе и организовали ему этот переход границы и особенно к тем, кто нападал на пограничников и оказывал им сопротивление у прокуратуры уже есть вопросы, поскольку они-то Уголовный кодекс нарушили. Мы докажем их вину, чтобы у остальных «горячих голов» больше такие идеи не возникали. Кстати, нападение на пограничника во время несения им службы без нанесения телесных повреждений наказывается лишением свободы на срок до 7 лет», — сообщил Юрий Луценко.