Война на энергорынке Днепропетровска: Григоришин против Ахметова

15.07.2015 16:49   -
Автор:

Кто конкурирует с «Днепрооблэнерго» за право нести свет в дома днепропетровцев? После эпопеи, связанной с перезаключением договоров о поставках газа, днепропетровцы с опаской относятся к любым заявлениям от естественных монополий, пишет издание zabeba.li.
Странные письма
С недавних пор жители отдельных районов Днепропетровска, имеющие с «Днепрооблэнерго» действительные договора о пользовании электроэнергией, начали получать предложения о заключении аналогичных договоров с другим предприятием электрических сетей — ЧАО «Центральная энергетическая компания». В почтовые ящики потенциальных потребителей падают вот такие бумажечки, экономно напечатанные на обратной стороне каких-то других документов.

Потребители задаются вопросами: имеет ли право ЧАО «ЦЭК» требовать заключения таких договоров? Продолжит ли обслуживать конкретные жилые дома старый поставщик — ПАО «Днепрооблэнерго»? Ведь информации в письме немного да и выглядит документ… не очень хорошо.
Увидев такое письмо в щели входной двери своей квартиры, я обратился за разъяснениниями к прежнему поставщику Днепрооблэнерго. Там мне ответили: «В связи с получением ПАО «ПЭЭС «ЦЭК» лицензии на продажу электроэнергии, в последнее время в адрес ПАО «ДТЭК Днепрооблэнерго» поступает много обращений по вопросу выбора другого поставщика электроэнергии и заключению договоров об использовании электроэнергии. Обращаем Ваше внимание на то, что законного права требовать от Вас заключения договора об использовании электроэнергии, ни один из Энергопоставщиков, не имеет. Выбор Энергопоставщика и заключение договора производится потребителями самостоятельно и по личной инициативе»!
Конец монополии?
Подобных ситуаций, когда вчерашние монополисты борются за одних и тех же потребителей, с каждым годом будет все больше. В рамках соглашения об ассоциации с ЕС, Украина обязалась имплементировать европейские директивы и регламенты «Третьего энергопакета». А они, как известно, предполагают нормы по разделению монополий, когда одна и та же компания, например, не должна производить электричество (добывать природный газ), передавать его по электрическим сетям и поставлять потребителям.
На практике демонополизация имеет свои нюансы, когда крупным вертикально интегрированным компаниям, все же, удается остаться на рынке. Но им приходится регистрировать разные юридические лица, ограничивать переток менеджеров из одних в другие компании, нанимать независимые управляющие компании и т.д.
В Украине революцию в энергосекторе власти решили начать с газового рынка. Недавно Петр Порошенко подписал закон «О рынке природного газа», предполагающий конкретные модели разделения монополий и пересмотр нынешних отношений между государственной НАК «Нафтогаз України» и частными облгазами.
Борьба за днепропетровский рынок
В электроэнергетике подобные реформы рано или поздно тоже начнутся. В ДОЭ вроде бы уже занимаются реорганизацией служб, занимающихся техническим обслуживанием сетей и сбытом электроэнергии населению. Но о найме какой-то независимой абонентской службы речь, конечно же, не идет.
Неясно пока и в каком направлении будет развиваться вся выстроенная Ринатом Ахметовым энергетическая империя «ДТЭК» (Донбасская топливно-энергетическая компания), в которую входят угледобывающие шахты и генерирующие компании, производящие из них электричество, в том числе «Днепроэнерго», а также передающие-распределительные облэнерго, в том числе ПАО «Днепрооблэнерго», в которой компаниям Ахметова принадлежит 51% акций.
Ключевым фактом для понимания, откуда на рынке энергоснабжения появилась ЦЭК является тот факт, что партнером ДТЭК в ДОЭ является офшорка Larva Investments (16% акций), которую СМИ называют совместным предприятием, созданным бывшим губернатором Днепропетровской области Игорем Коломойским и российским бизнесменом запорожского происхождения Константином Григоришиным.
И тому же Григоришину приписывают контроль над «Центральной энергетической компанией», 73% акций которой принадлежит малоизвестной компании Avartivo Trading Limited, а еще 10% — управлению ЖКХ Павлоградского горсовета. Хотя несколько ключевых коммерческих должностей в ЦЭК занимают земляки Константина Ивановича, а его управляющая компания — «Энергетический стандарт» (Energy Standart Power Limited), формально владея 0,0002% акций ЦЭК, имеет своего человека в наблюдательном совете предприятия.
Откуда взялся ЦЭК?
Григоришину приписывают более чем хорошие отношения с Петром Порошенко и роль едва ли не президентского «смотрящего» в электроэнергетике. Поэтому вовсе не удивительно, что в марте нынешнего года ЦЭК получила от Нацкомиссии по регулированию в сферах энергетике и ЖКХ лицензию на поставку электроэнергии по регулируемому тарифу, действительную до 12.03. 2020 г., которая дает право обслуживать население.
До этого у ЦЭК были лицензии на передачу и распределение электроэнергии по местным локальным сетям (срок действия 2003-2031 гг) и на передачу электроэнергии по нерегулируемому тарифу (2006 — 2019 гг.), позволяющие покупать электроэнергию на энергорынке и продавать ее предприятиям.
Основанием для расширения деятельности стало наличие у ЦЭК более 2 тыс. км. воздушных и кабельных линий и более 700 подстанций, в том числе 31 — напряжением 35-150 киловольт, позволяющих охватить площадь более 20 тыс. кв. км.
Вся эта инфраструктура в прошлом десятилетии была куплена ЦЭК в ходе приватизации или передачи в коммунальную собственность имущества крупных предприятий, таких как ЮМЗ, «Днепропресс» и др., позволявшего снабжать электричеством не только заводы, но и окрестные жилмассивы.
Кроме Днепропетровска, ЦЭК имеет филиалы в Кривом Роге, Ингульце, Апостолово, Павлограде, Желтых Водах, Вольногорске и некоторых других населенных пунктах, жители которых тоже уже получили предложение перейти на обслуживание к новому поставщику электроэнергии. На сайте ЦЭК указано, что по состоянию на 13 июля компания заключила более 15 тыс. договоров с населением.
Как выбрать лучшего?
Важно, что ни ДОЭ, ни ЦЭК не имеют права принуждать потребителей к расторжению старых или заключению новых договоров. Тарифы на электроэнергию у двух поставщиков также останутся прежними, поскольку их устанавливает государство.
Как предприятия договорятся о совместном использовании сетей, это уже их дело. Но в днепропетровском представительстве Нацкомиссии по регулированию в сферах энергетике и ЖКХ уверяют, что приход на рынок нового поставщика никак не отразится на качестве услуг. Даже если половина дома перейдет к ЦЭК, а половина останется на обслуживании в ДОЭ.
Автор: Семен Новиков