В Украине вводят новые правила перевозок

06.12.2018 10:30

Эпоха бумажных товаротранспортных накладных (ТТН) подходит к концу. Об этом пишет "Курс Денег", сообщает Интернет-издание "ДНЕПР. ГЛАВНОЕ".

Грузоперевозчикам придется отказаться от работы за наличку, все их передвижения контролирующие органы будут отслеживать в режиме онлайн. Дорожная полиция будет сопоставлять маршруты задержанных автомобилей с коммерческими грузами с информацией о маршрутах, изложенной в электронной базе данных.

Правда перемены коснутся не всех. ТТН нельзя будет оформить задним числом, как сейчас, вследствие чего возрастет число штрафов и аннулирования налоговых накладных. Все эти перемены запускает принятие внешне неказистого приказа Министерства инфраструктуры. Эксперты сомневаются в реализации норм в полном объеме, но гарантируют бизнесу новые затраты на программное обеспечение, которые они будут перекладывать на плечи конечного потребителя.

Электронные ключи

23 ноября Министерство инфраструктуры обнародовало проект приказа «Об утверждении изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине». По информации эта версия приказа вызвала целый скандал: указанные в пояснительной записке соучастники проекта — представители бизнес-сообщества решительно отреклись от него, отметив, что изложено от их имени совсем не то, что они предлагали. В результате старый проект приказа 29 ноября сменился новой версией, который «скандалисты» до сих пор изучают и пока не готовы комментировать.

По сути, проект предлагает одно, но весьма существенное изменение. Он сменяет бумажные товаротранспортные накладные на их электронную версию с использованием электронных ключей и цифровой подписи. Авторы проекта указывают, что в результате этого нововведения бизнес-сообщество сэкономит 17 млрд грн за счет экономии бумаги. Эта внешне безобидная и, казалось бы, вполне понятная цель, однако, имеет весьма концептуальные последствия как для перевозчиков, так и для всего бизнес-сообщества.

Товаротранспортные накладные

Процесс оформления ТТН сейчас выглядит следующим образом. Сразу по загрузке товара поставщик выписывает два документа: расходную накладную на товар с указанием его стоимости и товаротранспортную накладную с указанием маршрута движения транспортного средства с адресом доставки. Второй документ должен подтверждать законность нахождения товара в машине и обязательства перевозчика по его сохранности. После доставки по адресу покупатель подписывает ТТН и проводит ее в своей бухгалтерии.

Товаротранспортная накладная является документом строгой отчетности, поэтому в том случае, если налоговая проверка не находит у покупателя ТТН на груз, который однозначно был перевезен, а, скажем, не принесен в руках, это становится основанием для штрафных санкций: предпринимателя обвиняют в совершении бестоварной операции и аннулируют налоговый кредит, что ложится на предприятие-плательщика НДС убытком примерно в 17% от суммы закупки.

«Если ТТН на отгрузку нет, то налоговики пишут в отчете проверки, что поставка была бестоварной. Это приводит к тому, что налоговый кредит по операции компания теряет, а в некоторых случаях при расчете налога на прибыль могут еще отминусовать и затраты на эту закупку. Это распространенная практика», — рассказала налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.

Проблема, однако, в том, что многие бизнесмены покупают услуги у «черных» перевозчиков, ведь работа за наличные дешевле и быстрее. А это значит, что от услуг «черных» перевозчиков предпринимателям придется отказываться, иначе они влетят в огромные штрафы.

Черный рынок перевозок

Очевидно, что введение электронного реестра ТТН ставит целью решительным ударом выбить из ежедневного товарооборота весь необъятный теневой сектор автоперевозок.

«Если на начало 2018 года у нас на 4 «белых» поездки было 6 «черных», то сейчас ситуация иная: 60% поездок оформляются легально и 40% — находится в тени. При работе с электронными ключами весь сектор перевозок в идеале должен «побелеть». Перевозчики просто не смогут работать за наличку в темную», — высказал свое мнение глава группы Prime Дмитрий Леушкин.

Объем финансовых потоков теневого сектора можно прикинуть только приблизительно. По официальным данным Госстата, в 2017 году автотранспортом было перевезено 41,2 млрд ткм (тонна-километр), а значит перевозки в тени могут составлять около 25-50 млрд ткм в год. При применении действующей сейчас расценки 20 грн за 1 км для 20-тонника речь может идти о теневом обороте автоперевозок оценочно в 25-50 млрд грн. Весь сектор будет вынужден выйти из тени и начать платить налоги и отчисления.

В идеале с запуском реестра грузоперевозка будет выглядеть следующим образом. Отправитель груза выписал товаротранспортную накладную и фиксирует ее в реестре, подобно тому, как регистрируется налоговая накладная (НН). Отличие, однако, в том, что ТТН необходимо зарегистрировать немедленно, никакого временного лага, как у налоговых накладных в 15-30 дней, нет.

В дороге груз теоретически может быть осмотрен дорожной полицией. Копы удаленно заходят в реестр и удостоверяются, что груз движется именно туда, куда указано в реестре. Если информация не подтвердится, у перевозчика, а значит и у получателя груза будут проблемы: груз может быть задержан «до выяснения», выписан штраф и т.д.

По доставке груза получатель закрывает поездку. Несмотря на то, что министерство в примечании к проекту обещает, что реестр сэкономит бизнесу бумаги на 17 млрд грн, после протестов бизнеса приказ в обновленной своей версии 2.0 все-таки разрешает использовать одновременно и бумажные ТТН, чтобы перевозчик мог сразу на месте получить подтверждения передачи товара или предъявить его той же полиции, у которой пока с планшетами не густо. Но в документе указано, что на бумаге может быть только дубликат уже «засвидетельствованной» е-версии, из чего следует, что она должна быть зарегистрирована при загрузке. И при этом ничто не мешает любознательным полицейским проверить ТТН в электронной базе с помощью личного смартфона, вдруг у перевозчика липовая накладная на руках?

«Если регистрировать ТТН действительно в момент загрузки, то это очень неудобно. Много у кого грузы заходят и уходят круглосуточно. Кто будет регистрировать ТТН, например, на выходных? Если без загруженной в систему ТТН рейс не будет подтвержден, то все взвоют», — считает Александра Томашевская.

Лоббизм для своих

Эксперты, однако, не исключают того факта, что лоббистами приказа движут, вероятно, и другие, более приземленные интересы. Ведь подобные электронные реестры, например, в сфере регистрации налоговых накладных, как правило, обслуживаются частными структурами, особо приближенными к госструктурам.

«Проект написан под кого-то из своих. Скорее всего, регистрация будет идти, как у нас принято, через частную компанию, отобранную на непрозрачном конкурсе. За ее программное обеспечение придется кому-то заплатить. Кроме того, указывается, что кроме ТТН в электронном виде должны быть и другие сопроводительные документы, ветеринарные сертификаты и т.д., т. е. вводят на самом деле сразу нескольких поставщиков услуг, которым придется платить. Планшеты для полиции также придется купить и тоже у «своих» — еще одна интересная тема. Все эти затраты в очередной раз лягут на конечного потребителя, — обращает внимание эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.

В этом случае грозные формулировки проекта могут выполняться спустя рукава. И в таких условиях благие помыслы закона так и не заработают в полную силу.

«В целом задумка хорошая: меньше станет макулатуры, и арматуру «в черную» уже, конечно, не повезут. Но большой объем определенных грузов даже сейчас перевозится безо всяких ТТН, хотя это и незаконно: картофель, арбузы, зерно, елки, браконьерский лес. При остановке полицией водитель говорит, что это груз его личный, и вопрос закрывается взяткой. Эту проблему проект не закроет», — подвел итог Дмитрий Леушкин.

При этом обязательство перевода работы бизнеса на электронные ТТН может дать весьма ощутимые бонусы тем компаниям, кто будет готовить техзадания под данный приказ. Ведь тысячи предприятий будут вынуждены закупить специальное программное обеспечение и оплачивать подписку на его обновления.

Комментарии
Последние записи в блогах

Протягом січня-листопада поточного року надходження єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування склали 202,3 млрд грн. Це на 41,4 млрд грн, або на 25,7% більше січня-листопада минулого року.

Зокрема, у листопаді 2018 року ДФС було забезпечено 18,6 млрд грн єдиного внеску. Порівняно з листопадом 2017 року цей показник зріс на 2,7 млрд грн, або на 17%.

Єдиний внесок засобами програмного забезпечення автоматично розподіляється Державною казначейською службою України за видами загальнообов’язкового державного соціального страхування відповідно до визначених пропорцій та перераховується за призначенням – на рахунки, відкриті в Державній казначейській службі на ім’я фондів загальнообов’язкового державного соціального страхування і пенсійного страхування. 

 

Подробнее

Впродовж січня – листопада 2018 року на телефонний номер сервісу ДФС України «Пульс» від громадян Дніпропетровської області надійшло 565 звернень, які розглянуті вчасно та вирішені позитивно.

Наразі більше половини мешканців регіону цікавлять питання щодо подання звітності та реєстрації накладних (296 звернень). Крім того, 170 платників порушили питання щодо організації роботи ГУ ДФС у Дніпропетровській області, 34 дзвінки стосувались роботи системи електронного адміністрування ПДВ тощо.

«Головний принцип роботи сервісу «Пульс» – зворотній зв’язок та оперативне вирішення питань платників. Ефектом такого зв’язку стає покращення сервісного супроводу підприємництва області», – зазначила заступник начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Вікторія Каліногорська.

Нагадаємо, номер телефону сервісу ДФС України «Пульс» 0800-501-007 (напрямок «4»). Лінія працює цілодобово.

 

Подробнее

З початку 2018 року підрозділами аудиту Головного управління ДФС у Дніпропетровській області проведено всього 1721 документальна перевірка та 360 фактичних перевірок суб’єктів господарювання, які використовують РРО.

За результатами перевірок до бюджету надійшло 303,8 млн грн грошових зобов’язань (з урахуванням фінансових санкцій).

Такі показники контрольно-перевірочної роботи досягнуті завдяки викриття схем та правопорушень.

У листопаді поточного року після судового оскарження підприємством КП «Д» сплачено до місцевого бюджету грошовими коштами 5,0 млн грн, що були донараховані за результатами позапланової перевірки, яка проведена в рамках кримінального провадження Офісом великих платників податків.

 

Подробнее

Громадяни продовжують оформлювати транспортні засоби з іноземною реєстрацією. Лише за минулу добу було здійснено митне оформлення 575 автівок, за які сплачено 38 млн гривень.

Загалом, станом на 14 грудня 2018 року, з початку дії нових правил ввезення транспортних засобів (з 25 листопада 2018 року) було оформлено майже 2,8 тис. транспортних засобів на єврономерах. Сума сплачених митних платежів склала майже 187,1 млн гривень. Для порівняння: станом на 13 грудня оформлено майже 2,2 тис. автівок на 149 млн гривень.

Найактивніше громадяни розмитнюють транспортні засоби у Чернівецькій області – 677 автомобілів, Волинській – 604, місті Києві – 414 та Рівненській області – 202.

Нагадаємо, що Законом України від 08 листопада 2018 року № 2612-VIIІ „Про внесення змін до Митного кодексу України та деяких інших законодавчих актів України щодо ввезення транспортних засобів на митну територію України” для громадян встановлено нові умови ввезення транспортних засобів.

При цьому передбачено перехідний період 180 діб для тих громадян, які ввезли автомобіль з 1 січня 2015  року до набрання чинності цим законом. Протягом цього часу громадяни мають можливість оформити свої транспортні засоби, які були ввезені на територію України протягом вказаного періоду і перебувають у митних режимах тимчасового ввезення або транзиту.

 

Подробнее
Голосование
Насколько изменилось экономическое состояние вашей семьи за год?
Ухудшилось
Улучшилось
Не изменилось