В Украине вводят новые правила перевозок

06.12.2018 10:30

Эпоха бумажных товаротранспортных накладных (ТТН) подходит к концу. Об этом пишет "Курс Денег", сообщает Интернет-издание "ДНЕПР. ГЛАВНОЕ".

Грузоперевозчикам придется отказаться от работы за наличку, все их передвижения контролирующие органы будут отслеживать в режиме онлайн. Дорожная полиция будет сопоставлять маршруты задержанных автомобилей с коммерческими грузами с информацией о маршрутах, изложенной в электронной базе данных.

Правда перемены коснутся не всех. ТТН нельзя будет оформить задним числом, как сейчас, вследствие чего возрастет число штрафов и аннулирования налоговых накладных. Все эти перемены запускает принятие внешне неказистого приказа Министерства инфраструктуры. Эксперты сомневаются в реализации норм в полном объеме, но гарантируют бизнесу новые затраты на программное обеспечение, которые они будут перекладывать на плечи конечного потребителя.

Электронные ключи

23 ноября Министерство инфраструктуры обнародовало проект приказа «Об утверждении изменений к Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом в Украине». По информации эта версия приказа вызвала целый скандал: указанные в пояснительной записке соучастники проекта — представители бизнес-сообщества решительно отреклись от него, отметив, что изложено от их имени совсем не то, что они предлагали. В результате старый проект приказа 29 ноября сменился новой версией, который «скандалисты» до сих пор изучают и пока не готовы комментировать.

По сути, проект предлагает одно, но весьма существенное изменение. Он сменяет бумажные товаротранспортные накладные на их электронную версию с использованием электронных ключей и цифровой подписи. Авторы проекта указывают, что в результате этого нововведения бизнес-сообщество сэкономит 17 млрд грн за счет экономии бумаги. Эта внешне безобидная и, казалось бы, вполне понятная цель, однако, имеет весьма концептуальные последствия как для перевозчиков, так и для всего бизнес-сообщества.

Товаротранспортные накладные

Процесс оформления ТТН сейчас выглядит следующим образом. Сразу по загрузке товара поставщик выписывает два документа: расходную накладную на товар с указанием его стоимости и товаротранспортную накладную с указанием маршрута движения транспортного средства с адресом доставки. Второй документ должен подтверждать законность нахождения товара в машине и обязательства перевозчика по его сохранности. После доставки по адресу покупатель подписывает ТТН и проводит ее в своей бухгалтерии.

Товаротранспортная накладная является документом строгой отчетности, поэтому в том случае, если налоговая проверка не находит у покупателя ТТН на груз, который однозначно был перевезен, а, скажем, не принесен в руках, это становится основанием для штрафных санкций: предпринимателя обвиняют в совершении бестоварной операции и аннулируют налоговый кредит, что ложится на предприятие-плательщика НДС убытком примерно в 17% от суммы закупки.

«Если ТТН на отгрузку нет, то налоговики пишут в отчете проверки, что поставка была бестоварной. Это приводит к тому, что налоговый кредит по операции компания теряет, а в некоторых случаях при расчете налога на прибыль могут еще отминусовать и затраты на эту закупку. Это распространенная практика», — рассказала налоговый консультант Киевского центра поддержки и развития бизнеса, генеральный директор компании Е.С.Консалтинг Александра Томашевская.

Проблема, однако, в том, что многие бизнесмены покупают услуги у «черных» перевозчиков, ведь работа за наличные дешевле и быстрее. А это значит, что от услуг «черных» перевозчиков предпринимателям придется отказываться, иначе они влетят в огромные штрафы.

Черный рынок перевозок

Очевидно, что введение электронного реестра ТТН ставит целью решительным ударом выбить из ежедневного товарооборота весь необъятный теневой сектор автоперевозок.

«Если на начало 2018 года у нас на 4 «белых» поездки было 6 «черных», то сейчас ситуация иная: 60% поездок оформляются легально и 40% — находится в тени. При работе с электронными ключами весь сектор перевозок в идеале должен «побелеть». Перевозчики просто не смогут работать за наличку в темную», — высказал свое мнение глава группы Prime Дмитрий Леушкин.

Объем финансовых потоков теневого сектора можно прикинуть только приблизительно. По официальным данным Госстата, в 2017 году автотранспортом было перевезено 41,2 млрд ткм (тонна-километр), а значит перевозки в тени могут составлять около 25-50 млрд ткм в год. При применении действующей сейчас расценки 20 грн за 1 км для 20-тонника речь может идти о теневом обороте автоперевозок оценочно в 25-50 млрд грн. Весь сектор будет вынужден выйти из тени и начать платить налоги и отчисления.

В идеале с запуском реестра грузоперевозка будет выглядеть следующим образом. Отправитель груза выписал товаротранспортную накладную и фиксирует ее в реестре, подобно тому, как регистрируется налоговая накладная (НН). Отличие, однако, в том, что ТТН необходимо зарегистрировать немедленно, никакого временного лага, как у налоговых накладных в 15-30 дней, нет.

В дороге груз теоретически может быть осмотрен дорожной полицией. Копы удаленно заходят в реестр и удостоверяются, что груз движется именно туда, куда указано в реестре. Если информация не подтвердится, у перевозчика, а значит и у получателя груза будут проблемы: груз может быть задержан «до выяснения», выписан штраф и т.д.

По доставке груза получатель закрывает поездку. Несмотря на то, что министерство в примечании к проекту обещает, что реестр сэкономит бизнесу бумаги на 17 млрд грн, после протестов бизнеса приказ в обновленной своей версии 2.0 все-таки разрешает использовать одновременно и бумажные ТТН, чтобы перевозчик мог сразу на месте получить подтверждения передачи товара или предъявить его той же полиции, у которой пока с планшетами не густо. Но в документе указано, что на бумаге может быть только дубликат уже «засвидетельствованной» е-версии, из чего следует, что она должна быть зарегистрирована при загрузке. И при этом ничто не мешает любознательным полицейским проверить ТТН в электронной базе с помощью личного смартфона, вдруг у перевозчика липовая накладная на руках?

«Если регистрировать ТТН действительно в момент загрузки, то это очень неудобно. Много у кого грузы заходят и уходят круглосуточно. Кто будет регистрировать ТТН, например, на выходных? Если без загруженной в систему ТТН рейс не будет подтвержден, то все взвоют», — считает Александра Томашевская.

Лоббизм для своих

Эксперты, однако, не исключают того факта, что лоббистами приказа движут, вероятно, и другие, более приземленные интересы. Ведь подобные электронные реестры, например, в сфере регистрации налоговых накладных, как правило, обслуживаются частными структурами, особо приближенными к госструктурам.

«Проект написан под кого-то из своих. Скорее всего, регистрация будет идти, как у нас принято, через частную компанию, отобранную на непрозрачном конкурсе. За ее программное обеспечение придется кому-то заплатить. Кроме того, указывается, что кроме ТТН в электронном виде должны быть и другие сопроводительные документы, ветеринарные сертификаты и т.д., т. е. вводят на самом деле сразу нескольких поставщиков услуг, которым придется платить. Планшеты для полиции также придется купить и тоже у «своих» — еще одна интересная тема. Все эти затраты в очередной раз лягут на конечного потребителя, — обращает внимание эксперт общественной компании «Евро-Патруль» Вячеслав Коновалов.

В этом случае грозные формулировки проекта могут выполняться спустя рукава. И в таких условиях благие помыслы закона так и не заработают в полную силу.

«В целом задумка хорошая: меньше станет макулатуры, и арматуру «в черную» уже, конечно, не повезут. Но большой объем определенных грузов даже сейчас перевозится безо всяких ТТН, хотя это и незаконно: картофель, арбузы, зерно, елки, браконьерский лес. При остановке полицией водитель говорит, что это груз его личный, и вопрос закрывается взяткой. Эту проблему проект не закроет», — подвел итог Дмитрий Леушкин.

При этом обязательство перевода работы бизнеса на электронные ТТН может дать весьма ощутимые бонусы тем компаниям, кто будет готовить техзадания под данный приказ. Ведь тысячи предприятий будут вынуждены закупить специальное программное обеспечение и оплачивать подписку на его обновления.

Комментарии
Последние записи в блогах

23 квітня, у Дніпрі, за  адресою: актова зала, КП «Південна Укргеологія», вул. Чернишевського, 11, пройде інформаційний день проекту «Малі міста – великі враження». Це буде своєрідне навчання, де фахівці розкажуть зацікавленим, як підготувати та правильно оформити свою ініціативу для участі у конкурсі. Зареєструватися на інформаційний день можна за посиланням:

https://docs.google.com/forms/d/1FEKwDJEzSABrkCYhN6P77v2TBJB028_1y-P74YlHX3U/viewform?edit_requested=true

Подробнее

Станом на перше квітня 2019 року на території області діє 13531 ліцензія на право роздрібної торгівлі алкогольними напоями та тютюновими виробами, з яких: 7273 ліцензії на алкоголь та 6258 - на тютюн, отриманих 5819 суб’єктами господарювання. Про це повідомив начальник управління контролю за обігом та оподаткуванням підакцизних товарів ГУ ДФС у Дніпропетровській області Денис Дегтярьов.

У першому кварталі поточного року місцева казна Дніпропетровської області поповнилася на 21 млн. 178,7 тис. грн.. від плати за ліцензії на право торгівлі алкогольними напоями і тютюновими виробами, з яких 15 млн. 128,7 тис. грн. - від ліцензування роздрібної торгівлі.

В той же час, впродовж січня – березня 2019 року призупинено дію  657 ліцензій за несвоєчасну сплату чергового платежу, анульовано 593 ліцензії, з яких 18 - за порушення законодавства у частині продажу неповнолітнім особам алкогольних напоїв (7 ліцензій) та тютюнових виробів (11 ліцензій).

 

Подробнее

«Сьогодні головним принципом контрольно - перевірочної роботи фіскальних органів є вибірковість контролю на основі оцінки та опрацювання ризиків в діяльності платника, що цілком відповідає міжнародній практиці та дає змогу значно зменшити тиск на сумлінних платників, а також зосередити увагу фіскальних органів на ризикових платниках», - зазначив заступник начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Дмитро Мельник.

Так, протягом І кварталу 2019 року підрозділами аудиту ГУ ДФС у Дніпропетровській області проведено 444 документальні перевірки юридичних осіб, за результатами яких до бюджету надійшло 97,2 млн грн грошових зобов’язань, Це на 88 млн грн більше ніж у січні - березні минулого року.

Також, при зниженні у І кварталі поточного року кількості проведених фактичних перевірок суб’єктів господарювання, які використовують РРО, у порівнянні з відповідним періодом минулого року (101 проти 112), до бюджету надійшло фінансових санкцій в 1,8 разів більше (236 тис.грн проти 128 тис.грн).

 

Подробнее

За оперативними даними у поточному році фізичним особам – власникам об'єктів нерухомості сформовано близько 377 тис. податкових повідомлень-рішень з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, що на 23 тис. більше аналогічного періоду минулого року.

До сплати визначено податку на загальну суму понад 397 млн грн, що більше аналогічного періоду минулого року на 134 млн грн.

Про це повідомив начальник відділу адміністрування податку на нерухоме майно фізичних осіб, відмінне від земельної ділянки, Департаменту податків і зборів з фізичних осіб ДФС Володимир Гуцуляк.

За його словами, найбільші суми нарахувань податку обліковуються по ГУ ДФС у Дніпропетровській – 56 млн грн, Київській – 52 млн грн, Львівській – 28 млн грн, Донецькій – 25 млн грн областях та м. Києві – 32 млн гривень.

Станом на 10 квітня  поточного року громадянами вже сплачено до місцевих бюджетів 107 млн грн. податку на нерухомість, що більше аналогічного періоду минулого року на 45 млн гривень.

«Нагадаю, що фізичними особами податок сплачується протягом 60 днів з моменту вручення податкового повідомлення-рішення», – зазначив Володимир Гуцуляк.

Посадовець також нагадав, що цього року податок на нерухомість платники сплачують за 2018 рік за ставками, які були законодавчо визначені у цей період.

Так, податок нараховується на загальну площу об'єкта житлової та нежитлової нерухомості, в тому числі їх часток. Ставки податку встановлювалися рішеннями місцевих рад.

При цьому пільгові розміри майна, на які не застосовується ставка податку, складають:

для квартири/квартир незалежно від їх кількості - 60 кв. метрів;

для житлового будинку/будинків незалежно від їх кількості - 120 кв. метрів;

для різних типів об'єктів житлової нерухомості, в тому числі їх часток (у разі одночасного перебування у власності платника податку квартири/квартир та житлового будинку/будинків, у тому числі їх часток), - 180 кв. метрів.

 

Подробнее
Голосование
Кто победит на выборах президента Украины?
Петр Порошенко
Владимир Зеленский