В горсовете занимаются борьбой за власть, а не решением проблем горожан, – эксперт

23.07.2015 17:04   -
Автор:

Согласно данным социологических исследований, на сегодняшний день более 90% горожан в той или иной степени не доверяют депутатам Днепропетровского городского совета. Об этом во время круглого стола в медиа центре «ДНЕПР ПОСТ» рассказал руководитель Центра политических исследований «Твой Выбор» Алексей Цаценко.
«На вопрос «Демонстрирует ли Днепропетровский городской совет прозрачность своих действий?» «однозначно нет» ответили 34% горожан, «скорее нет» — 29% горожан.
«Способствует ли Днепропетровский городской совет вовлечению горожан в принятие важных решений?»: «однозначно нет» ответили 35% жителей, «скорее нет» — 28%.
«Относятся ли ответственно депутаты городского совета к потребностям горожан сегодняшнего дня?: «однозначно нет» — 37%, «скорее нет» — 30%.
Мы видим довольно неоднозначную ситуацию. Из опрошенных, которые в той или иной степени не доверяют депутатам Днепропетровского городского совета, около 55% респондентов осознают те проблемы, которые сегодня в нашем городе стоят наиболее остро. Это не просто аполитичность и недоверие к органам местной власти, а понимание того, что на сегодняшний день в Днепропетровске сформировался целый комплекс проблем, который не решается систематически – дороги, коллапс ЖКХ, проблемы с придворовыми территориями и уличным освещением. Мы четко видим, что сегодня эти проблемы местными органами самоуправления не решаются. К сожалению все складывается так, что в горсовете идет борьба за власть. Мы наблюдаем все что угодно, только не конкретные действия для решения этих проблем.
Для всех остается открытым вопрос качества депутатского корпуса и качество того депутатского корпуса, который будет избран осенью этого года. Бездействие органов местного самоуправления Днепропетровска приводит к увеличению количества недовольных людей. Учитывая это, можно спрогнозировать, что выборы будут крайне тяжелыми для нашей страны и нашего города. К сожалению, это систематическое бездействие может привести к тому, что местные выборы могут послужить каким-то индикатором по раскачиванию ситуации заинтересованных сторон. Это очень серьезный риск и он формируется уже сегодня всем тем, что происходит в органах местного самоуправления. Мы должны понимать, что сегодня-завтра депутаты пойдут к своим избирателям, будут смотреть им в глаза, бить себя в грудь и говорить, что они боролись, но им помешала система, будут обещать делать все, чтобы их повторно переизбрали, чтобы еще 4 года заниматься решением своих проблем», — сказал Алексей Цаценко
По словам координатора проектов общественной организации «Днепровский центр социальных исследований» Анны Колохиной, на сегодняшний день у нас сложная ситуация – тотальное недоверие граждан к органам власти.
«Такое отношение не ново для Украины и Днепропетровска. Отношение к власти сформировалось не в последние 20 лет, а гораздо раньше. Мы имеем наследие тоталитаризма, органы власти изначально воспринимаются как что-то негативное, ограничивающее свободу и права граждан. Необходимо поменять отношение к власти, осознать, что государство – это необходимое «зло», и, по сути, без функционирующих органов власти не будет государства.
В Днепропетровской области присутствует электоральный абсентеизм – граждане игнорируют выборы. Гражданам нужно понять для себя: либо принимать участие в избирательном процессе, либо нет, тем самым позволив сделать выбор за себя тем, кто пришел на выборы. Это нужно доносить до граждан.
У нас будет новый избирательный закон, технологически, он очень сложный. Есть большие риски, что граждане, по незнанию, допустят ошибки в бюллетенях. Испорченный бюллетень – это большой риск, так как это возможность для манипуляции. Возможны и технологии подкупа, «черного пиара». Избирательная кампания однозначно будет жаркой. Чернигов – это преамбула. Там закончится, и придет в Днепропетровскую область.
Мой личный совет людям, которые идут голосовать – нужно уделить внимание изучению программ политических партий до дня голосования. Нужно посмотреть, что обещают. По опыту предыдущих лет могу сказать, что главная беда состоит в том, что депутаты как мажоритарной, так и пропорциональной системы учитывали огромный спектр вопросов, который не относился к уровню и функциям местного самоуправления. Например, зарплаты и пенсии. Темы дорог и ЖКХ из социальных превратились в политические, а улучшение не наступает. Думаю, что по ЖКХ улучшение все же наступит, так как закон подписан, и процесс создания ОСМД стартовал. Любая политическая сила, которая баллотируется сегодня, должна предлагать не перечень проблем, а стратегический план по их решению.
На сегодня системных изменений мы не видим. У нас меняются лица, но функционирование остается прежним. Нужно принимать соответствующие законы.
Анализ деятельности нардепов, избранных в Днепропетровской области, показал, что их КПД крайне низок. Есть нардепы, которые посетили всего 5 заседаний из 80. Можно даже отдельно проанализировать, что нардепы обещали, а что сделали. Их законодательная программа и законотворческая деятельность – разные вещи.
Изменения произошли в общественном сознании. Общественные организации пристально следят за тем, что происходит в органах власти. Могу с уверенностью сказать, что какой бы ни был избран горсовет, общественники не дадут работать по-прежнему», — отметила Анна Колохина.
На что наши граждане реально могут повлиять на этих выборах? — задается вопросом член совета «Лиги аудиторов Украины» Михаил Крапивко.
«Я пытался найти какие-то рычаги для простого избирателя, жителя города. Но, к сожалению, не нашел. Почему? Система строится так, чтобы функционировала только система. Выдвигают партии. То есть я как житель определенного города, улицы, дома не могу проголосовать за того, кто живет в моем квартале, но я знаю, что он активно бегает с письмами, борется с МАФами и т.д. Я не могу, потому что его должна выдвинуть партия. А для этого он должен вступить в эту партию, нарастить авторитет, чтобы быть выдвинутым именно по тому округу, где он проживает и его знают.
Второй момент: даже если каким-то чудом это случится и люди смогут за него проголосовать, к сожалению, получится так, что выиграет представитель этой же партии, но по другому округу. При этом руководство самой партии по новому законодательству, вроде бы, получает право само решать, кого из депутатов и отозвать и поставить на его место из своего списка.
На что влияют люди? Даже если люди не пойдут массово на выборы, придут 5 человек и выборы состоятся. Так как нет нижнего кворума, сколько должно прийти. Сегодня мы говорим практически о какой-то безысходности и надежде, что, может быть, само собой что-то поменяется, и может быть станет лучше. На самом деле сегодня мы не имеем этих рычагов. В таких выборах нужно выбирать представителей территориальной громады, а не представителей политикума. То есть, люди должны выбирать тех, кто живет рядом с ними. А вы посмотрите на списки наших депутатов, какой процент из них даже не прописан в городе. Какие вопросы города они могут решать? Посмотрим с другой стороны – какой процент среди наших депутатов владеет бизнесом, завязанным на коммунальную сферу? Какие интересы они будут представлять: интересы рядовых граждан или собственного бизнеса?
Если мы посмотрим на этот срез, то мы поймем, кого мы избираем и для чего. Надежда только на то, что хоть какое-то формальное выдвижение в партиях будут происходить, и будет происходить собрание в городских ячейках этих партий. Надежда на то, что рядовые члены партий, которые будут присутствовать на их собраниях, подумают об этих аспектах, подумают, что выдвигать нужно людей, которые представляют срез наших горожан. Это должны быть люди из различных социальных групп. Подумают о том, что людей нужно выдвигать в тех местах, где они живут и их знают. Когда мы пойдем голосовать, нужно посмотреть на то, кто из этих списков реально живет рядом с нами, в тех же условиях. Только такие люди могут отражать интересы рядовых граждан. Мы должны стремиться к тому, чтобы в нашем совете был срез нашего города, а не отобранная элита.
Насчет бюджета. Децентрализация точно будет, сомнений нет. Только вопрос: какой она будет? Мы должны понимать, что вместе с ней начнется процесс конкуренции регионов за бизнес. Те полномочия, в рамках бюджета и налогов, которые получит местный совет, и будет конкуренцией. Мы можем получить как приток, так и отток бизнеса. Если второе, то мы «оголим» бюджет и не выполним минимальных социальных гарантий, а это будет социальная катастрофа. Об этом нужно будет подумать и тем, кто будет избираться, и тем, кто будет избирать», — сказал Михаил Крапивко.