Транспортировка газа подешевеет: что будет с тарифами

03.12.2018 10:15   -
Автор:

27 ноября этого года Национальная комиссия, осуществляющей государственное регулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг (НКРЭКУ) разработала проект постановления об уменьшении тарифов на транспортировку газа по газотранспортной системе в два раза.
Об этом сообщает Интернет-издание “ДНЕПР. ГЛАВНОЕ” со ссылкой на “Курс Денег“.
В частности, для трансграничных точек входа с $12,5 до $6,1 за тыс. куб. м. Таким образом, компании-импортеры смогут значительно сократить расходы на транспортировку природного газа. По прогнозам экспертов, окончательное решение по снижению тарифов на транспортировку будет утверждено уже к концу 2018 года.
Как заметили участники рынка, этот тариф утверждается, в первую очередь, для газотранспортных систем, и не влияет на стоимость газа для населения. По крайней мере, напрямую. Зато уменьшение затрат импортеров повлечет за собой снижение «входной» стоимости газа на границе. Что в свою очередь повлияет на цену для промышленных потребителей (среднего, крупного бизнеса, заводов и больших предприятий), которые покупают газ по рыночной цене. К распределению газа внутри страны это решение не имеет отношения. Тариф на доставку остается пока без изменений.
Скидка на ввоз
По словам менеджера Комитетов Европейской Бизнес Ассоциации (EBA) Игоря Гоцыка, решение о снижении тарифов назрело давно, и активно продвигалось рынком. Пересмотр тарифа на транспортировку на точках входавыхода и, по сути, приведение его в соответствие со средневзвешенным тарифом на транспортировку внутри Украины, является правильным и необходимым решением для развития конкуренции, считают в Ассоциации. Правда, эксперты сразу делают оговорку, на простых украинцев, понижение тарифов напрямую не повлияет.
«В большей степени, это касается именно импортеров газа. Пересмотр тарифов уменьшит их операционные расходы. Снижение интересно как украинским трейдерам, так и иностранным. В теории такие шаги могут сделать наш рынок более интересным для других игроков. Это даст толчок конкуренции, что в перспективе позитивно скажется не только на качестве предоставляемых услуг, но и на цене топлива для потребителей», — подметил в разговоре с Игорь Гоцык.
Как заметил нам член наблюдательного совета Института энергетических исследований Юрий Корольчук, похожая ситуация уже была несколько лет назад. Еще в 2015 году вышеупомянутые тарифы на транспортировку увеличили вдвое. Но роста тарифов для конечного потребителя это не вызвало. Следовательно, говорит эксперт, не особо почувствует и снижение.
«Хотя в перспективе, когда бронировать мощности ГТС будет не только Нафтогаз, но и другие компании, цена может меняться, правда, несущественно. Однако рассчитывать на полноценную конкурентную войну на газовом рынке не стоит. Практика ЕС показывает, что в итоге остается 3-4 крупных игрока. И монополии вроде нет, но и конкуренции особой тоже. Есть много трейдеров, но они по факту зависят от крупных поставщиков. Поэтому в реальности думаю, что тарифы будут только расти», — добавил в беседе Юрий Корольчук.
Цены вниз
Кто больше всех приветствует начинание НКРЕКП по снижению тарифов на транспортировку газа, так это крупный бизнес. По словам экспертов, если НКРЕКП все же утвердит свое решение, предприятия и заводы не только смогут снизить свои расходы на потребление газа, но и в перспективе уменьшить стоимость своих товаров для конечных потребителей. В первую очередь, снижение тарифов коснется тех предприятий, кто использует в своем производстве газ как сырье. Но даже в этом случае, говорят эксперты, на конечной стоимости товаров для конечных рядовых потребителей это скажется не слишком существенно.
«Больше всего газа использует в своем производстве химическая отрасль – там его доля в конечном товаре составляет порядка 70%. Агрокомпании тоже активно его закупают, например, для промышленных сушилок зерна. Строительные предприятия, например, цементные заводы, и металлургия тоже немного сэкономят за счет новых тарифов. А вот, скажем, в товарах пищевой промышленности доля газа всего около 5%. Но нужно понимать, что понижение только одной составляющей – тарифа на вход/выход, – это очень несущественная доля в конечной платежке для промпредприятий. Поэтому, если снижение стоимости конечной продукции и будет, то в среднем на уровне 1-1,5%», — рассказал директор компании ExPro Ukraine Геннадий Кобаль.