Рада намерена ввести в законодательство понятие «уголовный проступок»

07.06.2018 19:00   -
Автор:

Верховная Рада поддержала за основу законопроект № 7279-д, который описывает, что такое уголовный проступок, процедуру расследования таких нарушений и вносит изменения в ряд законодательных актов об упрощении досудебного расследования отдельных категорий уголовных нарушений.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на «112 Украина».
За проголосовали 229 народных депутатов. Проект закона предусматривает изменения в Уголовный кодекс, в частности вводит понятие «уголовное правонарушение».
Согласно законопроекту, уголовные производства – это все уголовно-наказуемые деяния, которые подразделяются на уголовные проступки и преступления (а они в свою очередь бывают нетяжелыми, тяжкими и особо тяжкими).
Уголовные проступки – это деяние (действие или бездействие), за совершение которого предусмотрено основное наказание в виде штрафа не более 51 тыс. грн или другое наказание, не связанное с лишением свободы.
При этом подготовка к совершению уголовного проступка не влечет уголовной ответственности. Если человека осудили за уголовный проступок, после отбытия наказания он считается таким, у которого нет судимости.
Вместе с этим часть преступлений небольшой тяжести и преступления средней тяжести планируют заменить категорией «нетяжкие преступления».
Авторы законопроекта предлагают исключить из Административного кодекса норму об управлении транспортом в нетрезвом состоянии и внести ее в Уголовный кодекс, сделав уголовным проступком (наказание – штраф 17-34 тыс. грн и запрет управлять до трех лет; при повторном нарушении – до 51 тыс. грн с запретом управлять от 2 до 3 лет).
Кроме того, к уголовным проступкам хотят отнести некоторые преступления средней тяжести, в том числе кражу; незаконное изготовление/хранение/пересылку наркотиков или их аналогов без цели сбыта и проч.
Предполагается, что расследование проступков будет проводиться в форме дознания с упрощением процедуры, включая сокращенные сроки – не более месяца со дня уведомления о подозрении.
Право проводить дознание намерены предоставить полицейским; представителям Службы безопасности; органам, которые контролируют соблюдение налогового законодательства, представителям Государственного бюро расследований, Государственной уголовно-исполнительной службы Украины, НАБУ. Во время дознания тот, кто его проводит, пользуется полномочиями следователя.
Если случай неотложный, дознаватель до внесения сведений в Единый реестр досудебных расследований получит право осмотреть место происшествия; получить пояснения; провести медицинское освидетельствование; снять показания техники – в частности фото и видео, если речь идет о нарушениях безопасности движения; изъять орудия совершения проступка, вещи и документы.
Подозреваемого в совершении уголовного проступка смогут задержать: на трое суток – если человек оказывает сопротивление правоохранителю, отказывается прекратить совершать нарушение, пытается убежать; на сутки – если человек нетрезв и может нанести вред себе и окружающим.
Процессуальные источники доказательств в производстве о проступках – это, в частности, показания лиц, результаты медосвидетельствования, заключение специалиста, результаты съемки фото/видеокамер на дорогах, протокол изъятия орудий проступка, вещей и документов.
Прокурора намерены обязать не позднее трех дней после получения сообщения о подозрении лицу вместе с материалами дознания (а если задержали нетрезвого подозреваемого – в течение 24 часов) совершить одно из таких действий: закрыть уголовное производство, вернуть материалы дознавателю и продлить срок дознания, обратиться в суд с обвинительным актом, а при признаках совершения преступления направить производство для проведения досудебного следствия.
Со своей стороны суд, получив обвинительный акт о совершении уголовного проступка, должен в течение 5 дней или в случае задержания подозреваемого немедленно назначить судебное разбирательство. Если обвиняемый признал свою вину и не оспаривает установленные обстоятельства нарушения, суд рассматривает обвинительный акт без рассмотрения в судебном заседании при отсутствии участников судебного производства.