Проходное место. Цена вопроса

23.09.2014 09:18   -
Автор:

Главная особенность нынешней кампании — сжатые сроки. Это определило ее интенсивность: если агитировать в столице начали еще в начале сентября, в провинции кампания стартовала только пару дней назад. Нехватка времени сказалась и на бюджетах. Тратить деньги попросту некогда.
Будут гречка и прямой подкуп
Цена мандата мажоритарщика состоит из его собственного «веса» как политика, наличия известных конкурентов и — главное — от того, может ли он ассоциировать себя с политсилой. «Если человек известный, состоит в Блоке Петра Порошенко и не стесняется об этом говорить, победить легче. Его мандат обойдется в $50–100 тыс. Но это минимум. Для средненького кандидата только день непосредственных выборов будет стоить $150–200 тысяч: это зарплаты наблюдателей и членов комиссий (в округе таковых около 150), затраты на транспорт и непредвиденные расходы, — рассказал политтехнолог Денис Богуш. — А если прибавить к этой сумме стоимость билбордов, мобильных групп агитаторов, агитпродукции — получаем $500 тыс. на округ для проходного кандидата».
Штабисты мажоритарщиков применяют опробованные технологии: встречи с избирателями, раздачу пайков, походы от дома к дому, письма и адресные рассылки, установку палаток, размещение позитивной информации о кандидате в масс-медиа. «Но технологи понимают, что пайки работают при длинной кампании, когда избирателя прикармливают за полгода-год до выборов. Сейчас сработает прямая раздача денег — мы уже знаем о подготовке таких схем», — пояснил нам глава Комитета избирателей Украины (КИУ) Александр Черненко. А в одном из штабов озвучили прикидочную стоимость голоса: от 200 до 500 грн за человека в зависимости от региона.
Впрочем, наиболее эффективное оружие — билборды. Как рассказала нам сотрудница штаба мажоритарщика в Западной Украине, на этой графе решили экономить: заказали меньше площадей, чем на выборах-2012. «Но выкупали их задолго до старта, платили за простой, чтобы повесить свою рекламу», — утверждает штабист. В компании, размещающей портреты соискателей депутатских кресел на бордах, уточнили: цену решили не повышать. По данным «Вестей», это от 3 тыс. грн/мес. в регионах до 5 тыс. на видном месте в столице. «Нет и увеличивающих коэффициентов «за политику», которые практиковались до кризиса. Крупные заказчики могут рассчитывать на скидки, как обычные коммерческие клиенты, — рассказала управляющий партнер «Прайм групп» Екатерина Храмова. — В среднем для того, чтобы кандидата «видели» избиратели, необходимо от 25 до 35 плоскостей на округ в месяц».
А вот соцопрос обойдется в 10 тыс. долларов. «Обычно их нужно два. Первый: определяет, как нужно агитировать, второй — уже замеры рейтинга», — рассказала одна из опытных штабисток.
Но ноу-хау нынешних выборов — реклама на войне. «Тренды этой избирательной кампании — помощь АТО, а также фото с известными героями Майдана и АТО. На это закладывают свои бюджеты. К примеру, одеть одного бойца (бронежилет, каска, форма, обувь) — 1 тыс. евро. Помощь семье погибшего бойца — от 500 до 3000 грн в месяц. Конечно, обо всем этом нужно рассказать в газете. На округ нужно выпустить как минимум 300 тыс. экземпляров — 120 тыс. грн. Также в тренде походы в люди: встречи с избирателями и целевой аудиторией. Если встречаться на свежем воздухе, можно сэкономить. Главное — заложить примерно по 30 грн на презенты каждому пришедшему. С инвалидами, ветеранами лучше встречаться в залах ДК. А также нужна вип-агитация — за вас могут выступить известные люди, желательно связанные с Майданом, волонтеры или командиры батальонов», — рассказал нам один из опытных мажоритарщиков. В КИУ это подтверждают: «Помогают гуманитаркой или просто едут на позиции бойцов, фотографируются», — говорит Черненко.
Дело в списке
Проходное место в списке партии эксперты оценивают в $1–3 млн. «Хотя, конечно, в каждом конкретном случае сумма варьируется — кто-то предоставляет медиа-ресурс, кто-то помогает иначе, в итоге это существенно уменьшает сумму, — утверждает Черненко. — Эффективная рекламная кампания самих партий также будет невысокой — для лидирующих политсил это $10–30 млн, что составляет примерно 5% от докризисных сумм, потраченных на выборах-2012. Тогда одни только съезды тянули на $0,5–1 млн, вспомните только шоу с концертами у Партии регионов, Натальи Королевской. Сейчас все в рабочем порядке».
Главной технологией этих выборов считают формирование списков. «После Евромайдана в политику пошло большое количество активистов, военных. Их используют, учитывая высокий уровень доверия к ним населения, а цель — показать обновление власти, очищение от коррупии», — пояснил Богуш. «Наконец, есть еще технология троллинга оппонентов. Ее откатали на одном из последних заседаний Рады: дабы заставить депутатов голосовать за Закон о люстрации, активисты поймали Виталия Журавского и поместили в мусорный бак. А его бывшего коллегу по фракции Юрия Мирошниченко избили дорожными конусами. «Это технология, знаю, как она проплачивается, какие силы это делают. И такая «народная люстрация» будет только нарастать перед выборами», — считает Богуш.
Знакомые лица
На парламентские выборы идут знакомые лица. Среди них — Дарт Вейдер вместе со Степаном Чубаккой (герои «Звездных воен»). По словам Дарта Алексеевича, ключевым моментом его предвыборной программы является лозунг: «Всем много денег и не работать». «Мы предлагаем реформы, которые нужны стране. Например, строительство боевой космической станции, которое мы планировали начать, если бы меня не сняли с президентских выборов. Еще очень важный момент — предоставление языку сикхов статуса второго государственного», — сказал нам Дарт Алексеевич. Он уверен, что этот шаг необходим половине населения страны. «Просто люди не афишируют, что знают этот язык. Только Азаров решался на нем разговаривать», — говорит Вейдер.
Другие кандидаты берут необычной рекламой. Например, дважды экс-нардеп Руслан Зозуля. Сейчас его билборды со слоганом: «Буду работать, как негр, для своих избирателей» стоят по всей Одессе. Также на выборы идет экс-руководитель Секретариата президента при Викторе Ющенко Вера Ульянченко (коллеги называли ее бабой Верой) со Всеукраинским аграрным объединением «Заступ». Их логотип, развешанный на улицах Киева, тоже выглядит неоднозначно. Это зеленая лопата, напоминающая поднятый средний палец руки.
«Если говорить о рекламе, например, у того же Дарта Вейдера, она выполнена профессионально. Яркие картинки с четкими и запоминающимися слоганами. Дело в том, что чем хуже ситуация в стране, тем более востребованными оказываются вот такие, назовем их, девиантные кандидаты. Но думаю, что на этих выборах их электорат заберет партия Ляшко», — сказал нам глава Ассоциации наружной рекламы Артем Биденко. Он считает, что кандидаты с нестандартной агитацией сейчас просто работают на будущее. «Редко бывает так, что новые политсилы сразу выигрывают на выборах. Нужно, чтобы люди их запомнили», — говорит Биденко.
Тарас Козуб, Марина Петик, Вести