Порошенко 2.0: перевыборы Рады как шанс на второй срок
Потеря значительной части рейтинга уменьшает шансы Петра Порошенко избраться на второй президентский срок в следующем году. Проблема в том, что наращивать его пока не удается: реформы осуществляются слишком вяло, побед все меньше, а скандалов – больше, к тому же над президентским рейтингом застыл дамоклов меч решения конфликта на Донбассе.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на «Слово и Дело»
В контексте этих проблем все чаще встает вопрос не только возможности повторного переизбрания на второй срок, но и электоральных шансов его политической силы. В случае проигрыша на президентских выборах БПП вряд ли сможет получить хороший результат на парламентских выборах осенью 2019-го. А значит, не сможет стать ведущим игроком по созданию коалиции в Верховной Раде следующего созыва.
К этому добавляются еще два риска. С падением рейтинга Порошенко и его возможным поражением на выборах президента бренд БПП окончательно потеряет доверие не только избирателей, но и политических партнеров, которые приобщились к нынешнему президенту в эту каденцию. Нет партнеров – нет влияния, финансового и административного ресурса. Еще один риск заключается в том, что если украинцы выберут нового президента, то он точно изменит избирательную систему со смешанной на пропорциональную. По спискам в БПП будет еще меньше шансов провести своих нардепов в новую Раду.
Неудивительно, что сейчас среди пропрезидентской команды появились сторонники проведения досрочных парламентских выборов уже в 2018 году. Да, звучит авантюрно, впрочем, политические интересы отдельных элит не раз побеждали правовые процедуры и здравый смысл в Украине.
Непростое решение
В чем возможности для пропрезидентской команды? Прежде всего это проведение выборов по старому избирательному законодательству, которое позволит БПП выбрать не только депутатов по спискам, но и привлечь в свою команду и многих мажоритарщиков.
Во-вторых, пока у президента и его соратников сконцентрирован большой админресурс, что дает неплохие шансы на успех при проведении удачной предвыборной кампании. Какими методами и как будет достигаться нужный результат – это уже другой вопрос. Главное, что еще до начала президентских выборов в новом парламенте у Петра Порошенко может появиться большая фракция нардепов и мощная поддержка соратников. Это не только придаст веса на президентских выборах, но и в случае возможного поражения сохранит существенные позиции в дальнейшей политической игре.
Конечно, у искушения провести досрочные парламентские выборы в 2018 году есть как минимум несколько серьезных недостатков и для нынешнего президента, и для его команды. Здесь стоит отметить, что на подобный сценарий очень неохотно согласятся западные партнеры Украины. А если и согласятся, то будут очень тщательно наблюдать за проведением выборов.
Кроме того, опасность есть и в том, что БПП может и не получить хороших результатов на внеочередных выборах. А это уже почти гарантированное поражение их кандидата на президентских выборах в 2019 году. Именно поэтому у Петра Порошенко сейчас немного времени, чтобы решить для себя, по какой тропинке пойти – положиться на свою политическую команду и искусно выиграть выборы, или же сделать ставку только на себя и сразу же готовиться к президентским выборам в 2019 году.
Технология роспуска Рады
Создается впечатление, что для роспуска нынешней Верховной Рады нет никаких предпосылок. Однако это может быть совсем не так. Очевидно, ни в самой БПП, ни среди союзников нет уверенности в электоральных шансах Петра Порошенко на следующих президентских выборах. Именно поэтому каждый политический игрок уже начал реализовывать собственный сценарий, как в дальнейшем остаться в большой игре.
Этого не могут не замечать на Банковой. Поэтому вполне вероятно, что в случае положительного решения о проведении досрочных парламентских выборов поводов распустить парламент можно найти предостаточно.
Согласно Конституции, глава государства имеет право досрочно прекратить полномочия Верховной Рады в трех случаях: если в течение одного месяца в парламенте не сформирована коалиция депутатских фракций в соответствии со статьей 83 Основного закона; если в течение шестидесяти дней после отставки Кабмина не сформирован новый состав правительства; если в течение тридцати дней одной очередной сессии пленарные заседания не могут начаться.
Конечно, есть еще одна формальная причина, которую могут использовать, чтобы ускорить процедуру роспуска парламента. Кто-то не из участников нынешней коалиции может публично поднять вопрос о формальном существовании нынешнего большинства. Ведь не секрет, что после событий 2016 года, когда сменилось правительство, а несколько фракций-участниц предыдущей коалиции вышли из ее состава, до сих пор не было юридического подтверждения относительно необходимых 226 нардепов в составе нового большинства. Политические эксперты неоднократно указывали на ситуативность голосований в парламенте, когда по принципиальным вопросам нынешним коалициантам помогали голоса других фракций. Однако формально никаким образом именно эти народные депутаты не входят в коалиционное большинство.
Выборы главы государства должны состояться в конце марта 2019 года. Поскольку, согласно Конституции, полномочия Верховной Рады не могут быть прекращены президентом в последние 6 месяцев срока своих полномочий, то финальной датой проведения досрочных выборов парламента может быть конец сентября этого года. То есть исходя из положений Конституции, чтобы объявить о роспуске Верховной Рады, действовать нужно уже сейчас.
Как? Скорее всего, спусковым крючком станет вопрос об объявлении недоверия правительству Владимиру Гройсману. В последнее время среди пропрезидентской команды появилось немало противников слишком самостоятельных настроения молодого премьер-министра. Владимир Гройсман также набрал политический вес и стал все увереннее смотреть на самостоятельное политическое плавание, опираясь на собственные силы и находясь в поиске новых союзников.
Не исключено, что уже совсем скоро мы станем свидетелями громких скандалов или беспощадной критики работы главы правительства. Это будет тем тревожным сигналом для всей нынешней непрочной правящей конструкции, который будет свидетельствовать о запуске сценария досрочных перевыборов Рады.
Сценарии на 2019-й
Вопрос проведения внеочередных парламентских выборов в нынешнем году полностью повлияет на политические реалии следующего 2019 года. Причем досрочные выборы можно рассматривать как со стороны возможностей, так и со стороны рисков.
Главный вызов состоит в том, что пропрезидентская команда может использовать любые имеющиеся методы для обеспечения наилучшего результата на досрочных парламентских выборах. В таком случае это будет прямая угроза для установления авторитарного режима, где решающее слово будет иметь только один человек в стране. Если же общество подобный сценарий не проглотит, например, будут обнаружены фальсификации, тогда вполне вероятно повторение событий 2004-2005 годов. То есть еще один Майдан.
С другой стороны, проигрыш пропрезидентской команды на досрочных выборах может существенно изменить и само поведение Петра Порошенко до президентских выборов 2019 года. Его команда может решиться на действительно существенные изменения в политике, чтобы понравиться избирателям и завоевать доверие для своего переизбрания. Или наоборот: нынешняя пропрезидентская команда будет делать все, чтобы будущему конкуренту на посту президента оставить как можно более сложную ситуацию.
Все эти сценарии абсолютно возможны, какими бы смелыми фантазиями ни были. Драматизма ситуации придает то, что долить масла в огонь могут и внешние игроки, прежде всего Россия. Вопрос даже не в дестабилизации ситуации, а в попытке получить максимально возможное количество лояльных нардепов в новой Раде. А с ними – постепенно возобновить влияние на внутренние процессы в Украине. Если таких целей удастся достичь, то противостояние с врагом продолжится уже на более близкой дистанции – в провластных кабинетах на столичных Печерских холмах.