Почему на Днепропетровщине закрывают школы?
В новом учебном году в Украине может закрыться каждая двадцатая школа: государству не хватает средств на обеспечение маленьких сельских учебных заведений, в которых остались по несколько человек в классе.
Чиновники объясняют: без оптимизации учебных заведений на местах невозможна децентрализация — малонаполненные школы будут висеть неподъемным грузом на плечах местных громад. Уже сейчас в Министерстве образования подсчитали: в год расходы на каждого школьника составляют 8,6 тыс. грн, а в школах, где существует недобор, расходы вырастают до 18 -19 тыс. грн. Сокращать будут не только из-за дороговизны, но и из-за низкого качества преподавания в маленьких классах и негативных демографических прогнозов. Взамен оставшиеся школы смогут провести ремонт, установить компьютерный класс или получить школьные автобусы. После первого года оптимизации государство планирует сэкономить до 300 млн грн.
При этом чиновники скромно умалчивают: впервые финансирование образования происходит из средств не местного бюджета, как это было раньше, а из государственной казны в виде субвенций, которые рассчитаны по специальной формуле (ст. 27 Закона Украины «О Государственном бюджете на 2015 год»).
В прошлом году на финансирование школ Днепропетровской области было потрачено 2, 6 млрд грн. По словам директора департамента финансов облгосадминистрации Татьяны Шебеко, в Киеве просчитывали затраты на каждую школу, а финансировал их регион за счет собственных доходов. В этом году область получила субвенцию госбюджета в размере 3 млрд грн. Кроме того, районы смогут финансировать школы из собственных ресурсов. Казалось бы, денег стало больше. Почему их на всех не хватает? Дело в том, что бюджеты школ формировались с учетом старых тарифов на услуги ЖКХ. А учитывая резкое подорожание газа и электроэнергии с 1 мая, этой суммы не хватит.
В Днепропетровском регионе слушания о закрытии школ уже прошли в Царичанской, Межевской, Софиевской и Покровской громадах. «К новому учебному году мы уже увидим результаты оптимизации», — сказал Олег Кужман.
По какому принципу будет проходить сокращение?
Оптимизация школ не коснется районов, которые имеют на своей территории крупных налогоплательщиков и могут обеспечивать себя сами. Так как государственной субвенции не хватает на все школы, «богатые» районы доплачивают учебным заведениям из своего бюджета. «Большой Новомосковский район в год получит 71, 9 млн грн образовательной субвенции, а в разы меньший Юрьевский- только 18, 4 млн грн, — говорит Татьяна Шебеко. – Дополнительно Новомосковский район за счет собранных у себя налогов за использование недр и плату за землю помогает школам».
Таким образом, эта система приводит к тому, что «бедные» районы превращаются в настоящие гетто, в которых дети не могут получить школьное образование, а все более-менее экономически активные уезжают оттуда в места, где есть школы. Чтобы этот круг не замкнулся, на Днепропетровщине начался процесс добровольного объединения громад. Предполагается, что более богатые районы объединятся с более бедными. Громады будут решать сами, какие школы нужно содержать, а какие — закрыть. Сейчас сложно сказать, насколько добровольным будет этот процесс. В любом случае, сложно поверить, что, когда выберут главу объединенной громады, он станет больше помогать не родному району и его школам, а тому слабому соседу, которого вынужден будет взять под крыло.
Куда делись наши деньги?
Итак, денег на школы не хватает, но при этом нам говорят, что поступления в местные бюджеты Днепропетровщины растут. Давайте подсчитаем, сколько из собранных налогов мы оставляем себе, а сколько отдаем в «общий котел». В 2014 году область дала в бюджет страны 22 млрд грн, и только за четыре месяца этого – уже 10,5 млрд грн.
По новой схеме Днепропетровщина стала «делиться» с Киевом самым прибыльным налогом — на доходы физлиц: районные бюджеты получают теперь 60% поступлений вместо 75% в 2014 году, областной – 15% вместо 25%, и впервые в Киев мы отчисляем 25% НДФЛ. За четыре месяца от этого налога в местные бюджеты поступило 1,7 млрд грн.
Но зато в области мы оставляем 10% на прибыль предприятий частного сектора, который раньше полностью отчислялся в Киев, 25% рентной платы за использование недр вместо 50% в прошлом году, 55% экологического налога вместо 10%.
Теперь в местные бюджет идут отчисления с акцизного сбора. Ставка устанавливается по решению сельского, поселкового или городского совета в размере 5% от стоимости реализации. На местах остается плата за админуслуги и госпошлина, транспортный налог на авто с большим объемом двигателя, также облагается налогом нежилая (коммерческая) недвижимость и взымается плата за землю. Размеры ставок утверждаются решениями местных советов. То есть, складывается впечатление, что денег в области достаточно. И тот факт, что при росте доходов и наполнении местных бюджетов, все равно приходится закрывать школы — вызывает удивление.
Автор: Надежда Степанова
Источник: zabeba.li