Парламентарии отложили «антикоррупционный кодекс»
Эта неделя во властных коридорах началась с внеочередного заседания Кабмина 6 октября. Премьер-министр сообщил, что правительство попросило председателя ВР провести внеочередное заседание парламента для одобрения подготовленного им пакета антикоррупционных законов. И, наверное, уже то, что оно все же было назначено на 7 октября, а также ссылка премьер-министра на общее с президентом обсуждение этого вопроса, дало последнему повод надеяться на положительный результат голосования в сессионном зале, передает gazeta.zn.ua.
Однако получилось не совсем так, как думалось. Во вторник на утреннем заседании зарегистрировались только 232 депутата. Призывы спикера об ответственности перед избирателями немного мобилизовали народных избранников, но ровно настолько, чтобы можно было начать плодотворную работу.
Речь идет о пакете правительственных законопроектов (относительно обязательного обнародования данных о реальных собственниках компаний и владельцах недвижимого имущества, о предотвращении коррупции) и президентском законопроекте о Национальном антикоррупционном бюро.
“Если не принять эти законы, — заявил Арсений Яценюк, — то останется схема, где гоняются за мелкими чиновниками, а высокие должностные лица, судьи, прокуроры, правоохранительная система находятся под коррупционным иммунитетом”.
Глава правительства объяснил, что у Кабмина есть четкий план, “каким образом в Украине бороться с коррупцией”. Он состоит из трех блоков. Первый — дерегуляция. Дескать, если “у чиновника весьма много полномочий, и этого чиновника не контролируют, то он сразу начинает собирать деньги за полномочия, которыми его наделило государство”.
Разрушать эту систему правительство начало еще до одобрения законов, приняв ряд ключевых решений, которыми сократило количество органов государственной власти с контролирующими функциями: из 56 их осталось только 27. Соответственно уменьшилось и количество контролирующих функций (из 1100 до 680). Еще раньше парламент одобрил правительственное решение, запрещающее проверять субъектов предпринимательской деятельности до конца т.г. (такие полномочия остались только у Государственной фискальной службы).
Второй блок антикоррупционных инициатив, поданный правительством на рассмотрение в парламент, должен выявить и отстранить от власти коррумпированных чиновников. Скажем, проект закона “Относительно определения конечных выгодополучателей юридических лиц и публичных деятелей” обязывает всех субъектов предпринимательской деятельности раскрывать всю информацию о реальных собственниках компаний.
“Сегодня компании зарегистрированы на офшоры, а фактическими их владельцами могут быть либо государственные служащие, либо члены правительства, либо работники администрации президента. И увидеть это невозможно, — заявил премьер. — Потому первая основная задача этого закона — это раскрытие информации обо всех реальных собственниках любых украинских компаний. Чтобы чиновники не прятались за родственниками, за офшорами, за членами семьи или любыми другими лицами, являющимися номинальными владельцами”.
И это еще не все: после вступления в силу этого закона любой гражданин Украины получит доступ к информации о владельцах всего недвижимого имущества в Украине, всех баз данных недвижимости. Тогда, по убеждению главы правительства, все увидят, у кого какие дома, квартиры, недвижимость.
Что же касается проекта закона о предотвращении коррупции, то его премьер назвал “антикоррупционным кодексом”. Над его разработкой вместе с нашими специалистами работали западные эксперты. Документ дорабатывался несколько раз, и, с учетом мирового опыта, окончательная редакция была представлена на рассмотрение в ВР.
“Закон о борьбе с коррупцией сконцентрирован на чиновниках 1—3 категории, начиная с членов правительства, администрации президента, министров и заканчивая руководителями центральных органов исполнительной власти, главами местных администраций”, — отметил премьер.
Согласно нормам этого закона предполагается внедрение обязательного электронного декларирования доходов и затрат всех государственных служащих 1—3 категории. Кроме того, расширяется перечень собственности, подлежащей декларированию. В частности, отчитываться придется о драгоценностях, наличной валюте и т.п. Причем доступ к этой электронной декларации, при желании, может получить любой гражданин.
Относительно президентского законопроекта о создании Национального антикоррупционного бюро, то это уже не первая попытка парламента проголосовать за данный документ. Согласно проекту, Нацбюро создается как государственный орган, на который возлагается предотвращение, выявление, прекращение и раскрытие уголовных преступлений, отнесенных к его компетенции. Основная задача Нацбюро — противодействие уголовным коррупционным правонарушениям, совершенным должностными лицами, уполномоченными на выполнение функций государства или местного самоуправления, и представляющим угрозу национальной безопасности.
Голосование за пакет антикоррупционных законопроектов премьер назвал тестом для парламентариев перед выборами. Дескать, посмотрим, готовы ли они не на словах, а на деле поддерживать решение о реальных шагах, направленных на борьбу с коррупцией.
За законы антикоррупционного пакета депутаты все же проголосовали, но лишь в первом чтении. Второе отложили на 14 октября, на последнее сессионное заседание. Если даже законы примут в целом, как обещали, времени, чтобы до выборов общественность увидела декларации чиновников, баллотирующихся в народные депутаты, все равно не хватит.
Текст: Татьяна Кириленко