Огромные риски и долг в десятки миллионов евро: Турецкая компания Лимак бросила национальный проект в Украине

18.01.2024 08:06   -

В экспертных кругах активно обсуждаются подробности о неблаговидных действиях турецкой строительной фирмы Лимак. Компания за кредитные средства международных партнеров Украины (Европейский банк реконструкции и развития совместно с Европейским инвестиционным банком) должна была реализовать национальный инфраструктурный проект – достройку метро в Днепре. Однако, с началом войны, бросила важнейший объект повышенной опасности, прервала выполнение контракта без соблюдения установленных самим же контрактом процедур. А кроме того – с помощью юридических манипуляций де-факто задолжала Украине десятки миллионов евро. Об этом сообщает 49000.

Поводом присмотреться к деятельности Лимак в Украине стали разбирательства, которые идут в Международном коммерческом арбитражном суде при Торгово-промышленной палаты Украине (третейский суд, который разбирает споры бизнес-организаций – прим.ред.) Здесь коммунальное предприятие Днепровский метрополитен, защищая интересы государства Украина, среди прочего добивается от ненадежного турецкого подрядчика возврата средств, которые Лимак должен  выплатить в случае невыполнения своих контрактных обязательств.

Для начала – немного истории. Создание метро в Днепре – эпический проект, который начался еще в 70-х годах минувшего века. Тогда на родине генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Ильича Брежнева решили создать метрополитен. Несмотря на труднейшие геологические условия и техническую сложность проекта.  Первая ветка днепровского метро из 6 станций была построена и заработала в 1995-м, ее торжественно открывал тогдашний президент Леонид Кучма.

Чистый демпинг. Как стартовал Лимак

Достройка метро в Днепре оставалась стратегической темой для страны. И в 2012 и 2013 годах ЕБРР и ЕИБ соответственно предоставили кредитные средства для реализации проекта – под гарантии правительства Украины.

Следом состоялся многоэтапный открытый международный тендер по выбору генподрядчика. Конкурс де-факто проводился по принципам и правилам закупок ЕБРР и ЕИБ при участии профильных украинских министерств, областной администрации и города, с участием зарубежных консультантов. Из всех претендентов была отобрана турецкая строительная компания Лимак. В первую очередь – в связи с тем, что турки предложили аномально низкую цену. За грандиозный и очень сложный во всех отношениях проект они запросили порядка 186 млн евро без учета НДС. “Уронив” цену по сравнению с другими участниками тендера минимум на Є61 млн евро.

Участники рынка в тот период неофициально отмечали: ценовые условия Лимака – чистый демпинг, реализовать настолько трудный проект за такую цену – нерыночное поведение. Впрочем, сама турецкая компания уверяла: национальный проект в Украине – важный шаг для будущего выхода на рынки стран Европы, а значит – Лимак готов немного потерять, чтобы заработать потом. При этом, турецкая фирма гарантировала Украинской стороне, а также международным Банкам выполнение всех работ не просто на словах а выдачей обязательных Банковских гарантий на общую сумму более чем 50 млн евро (которые в последующем были удачно заблокированы для Лимак решением суда города Стамбул). По факту предоставления Лимаком тендерного предложения с наименьшей ценой и выдачей им обязательных Банковских гарантий, – Украинской стороной совместно с ЕБРР и ЕИБ было принято решение о присуждении контракта победителю конкурса.

За течью течь, или как Лимак подмочил репутацию

Впрочем, вся последующая история выполнения проекта показала: заполучив контракт на несколько сотен миллионов евро, турецкий генподрядчик всеми способами стремился снизить свои издержки, переложить решение проблем на другие стороны и заполучить ресурсы, как в классическом литературном произведении: “Утром – деньги, вечером – стулья”…

Лимак привлекает субподрядчика из Украины – предприятие Киевметрострой. Чем и пытается удешевить работу. Однако предприятие проработало недолго: возникла серьезная авария, после которой субподрядчик ушел и прекратил работы.

В целом Лимак, по данным экспертов, хорошо знакомых с ситуацией, за несколько лет работы допустил несколько аварийных ситуаций.

Участники экспертного сообщества единодушны: турецкие строители оказались не готовы к сложностям, с которыми была сопряжена достройка метро в Днепре, а выход из трудностей искали хаотично, впопыхах.

Одно из ЧП возникло в 2018 г.  во время работ в вертикальном стволе, расположенном в районе известного в Днепре городского парка им.Глобы. Несмотря на выполненные турецкими строителями подготовительные работы, на месте работ возникла течь – ствол стал заполняться грунтовыми водами, был вынос породы. Наскоро заделав щель, турки продолжили работы. Однако сель открылась вновь.

Ситуация оказалась настолько серьезной, что неподалеку от стройплощадки ушла под землю опора контактной сети трамвая, наблюдалась просадка трамвайного пути. Городским властям пришлось на время приостановить движения маршрута №1. Возникли риски разрушения ландшафта парка Глобы. В это же время сами турецкие метростроители ухитрились утопить экскаватор на месте работ (!) Извлечение огромной машины Лимака из ствола метро стало хитом соцсетей.

Еще один подобный случай был связан с обустройством турецкими строителями наклонного ствола будущей станции метро Театральная – по нему в перспективе должно быть организовано движение эскалаторов метрополитена. В процессе работ также возникла течь, стала осыпаться порода. Приостановить разрушения удалось только ценой авральных усилий и экстренных технических решений.

Бросили и ушли

Апофеозом неприятностей, которые сопровождали деятельность Лимака в Украине, стал поспешный выход из сложнейшего проекта по достройке метро в Днепре.

Формально Лимак быстро свернул работы и ушел в связи с началом агрессии рф против Украины.  При этом, турецкая компания, нарушая условия контракта, даже не удосужилась получить соответствующий Сертификат, подтверждающий наступление форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы) в Торгово-промышленной палате Украины.

Эксперты, знакомые с ситуацией, уверенно отмечают: война стала для Лимака очень удобным поводом для того, чтобы поспешно выйти из проекта, который стал обузой для терецкой компании.

Пользуясь формальным поводом, турки буквально бросили сложнейший объект и уехали. Хотя и согласно контракту, и по нормам украинского законодательства не имели никакого права оставлять объект повышенной опасности (Прим. ред.  уровень СС2 – самый максимальный класс ответственности), каким является метро, не передав его новому, ответственному генподрядчику. Даже несмотря на экстремальные обстоятельства специалисты-метростроители не имеют морального и репутационного права уйти. Должны были оставаться и контролировать объект. Впрочем, турецким строителям с крепко подмоченной репутацией, видимо, терять уже было нечего…

Наши собеседники отмечают: турки в худших советских традициях “гнали метр” – рапортовали о пройденных расстояниях, чтобы получить выплаты. А вопросы надежности и долгосрочного качества при этом оставлялись “на потом” …

Вместо послесловия

После всех злоключений Лимака в проекте по достройке метро – демпинга на старте, неготовности к работе, строительства наспех и множества аварий, а главное – бесславного и некорректного выхода из проекта – рыночная репутация турецкой компании не просто подмочена – крепко испорчена. После фиаско с выполнением национального проекта по достройке метро в Украине фирме заказан выход на проекты в странах Европы и не только, уверены эксперты.

Сегодня жители Днепра хотят иметь достроенное метро. Местная власть работает над тем, чтобы международные Банки, которые финансируют проект, как можно скорее разрешили Украинской стороне совместно с европейскими консультантами приступить к выбору нового, компетентного генподрядчика. Который сможет эффективно и в разумные сроки завершить сложный проект. Очень надеемся, что компетентные государственные органы власти в Украине не бросят на произвол судьбы стройку 10-летий в Днепре.

За матеріалами 49000.