Областные чиновники обещали победить мусор, но не смогли

15.09.2017 12:00

Год назад директор департамента экологии и природных ресурсов Днепропетровской облгосадминистрации Руслан Стрелец презентовал областную стратегию обращения с бытовыми отходами. Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.

«Новая стратегия заменила 8 рудиментарных программ, некоторые из которых тянулись с 2006 года, — сказал тогда Руслан Стрелец. – Цель – обеспечить 100% населения услугами по вывозу ТБО. Сегодня в городах не проводится ни первичная, ни глубокая сортировка мусора. В села никто из перевозчиков не хочет заходить, и люди просто сжигают мусор на огородах. Стратегией предусмотрено организация работы существующих 6 полигонов. Это около 20 млн грн, все остальные ресурсы будут идти на схемы организации санитарной очистки. Закупка машин и контейнеров лежит на инвесторах».

Мы решили опросить «причастных» к реализации стратегии и узнать – что же изменилось за год и каких успехов удалось достичь.

Координатор движения «ЭкоПатруль», Татьяна Лампика:

«Стратегию поведения с отходами за год откровенно провалили. За весь год произошло только одно заседание рабочей группы, которую возглавляет Руслан Стрелец, и это было еще в прошлом году. На сегодняшний день строятся новые полигоны, которые территориально не согласовываются с местным населением, не согласовывается материально-техническая база этих полигонов. Один из них строится в Покрове (бывший Орджоникидзе), и туда собираются «влить» до 90 млн грн. Притом полигон планируют построить на территории бывшей свалки, где есть горнодобывающая скважина. Раньше туда захоронили опасные отходы и в большом количестве – в том регионе даже есть радиоактивные отходы. Второй полигон должны построить возле свалки «Экология Украины» на окраине Новомосковска – тоже неясно, какое будет насыщение полигона, его размеры. Третий полигон будет построен в Каменском. Там полигон рекультивируется, и его собираются по новой запустить.

В прошлом году на это выделили 14 млн, и в этом году выделили еще 12 млн. Мне непонятно – зачем реанимировать полигоны, которые не являются защищенными и которые имеют вредное воздействие?

И главный вопрос – почему опять полигоны, а не чистая переработка? Тем более с учетом внесенных изменений в закон об отходах – какие к черту полигоны? Должна быть переработка! Так может имеет смысл собрать эти все миллионы и построить один мусороперерабатывающий завод. Но все продолжают гнуть политику полигонов. У нас уже около 10% территории области занимают свалки и полигоны – всего их более 450. И только 11 имеют хоть какие-то документы. Остальные не оборудованы вообще.

Задача департамента регулировать государственную политику в сфере экологии на местах. Если министр говорит одно, то почему на месте эту политику не внедряют? Когда задаешь вопрос департаменту экологии ОГА о выделении средств на уборку свалки, то они отвечают, что «пусть орган местного самоуправления ищет у себя деньги».

Яркий пример – Новоалександровский сельский совет. На их территории мы нашли пестициды, которые год лежали под землей.

Есть свалка бывшего шинного завода которая разрослась на 40 гектаров.

Чтобы ее рекультивировать, нужны огромные деньги. Есть и другие свалки – и Новоалександровский сельский совет никогда в жизни не найдет у себя деньги, чтобы рекультивировать землю. И проекты рекультивации выполняются по срокам 4-5 лет. Сельские советы к такому не готовы.

Недавно на приеме у Олега Кужмана (первый замглавы Днепропетровской ОГА) я подняла вопрос – почему стратегия не работает, почему не убираются стихийные свалки, почему это возложено только на плечи сельских голов, ведь ясно, что они не справляются, и никто не ведет контроля над их деятельностью. Кужман в ответ дал распоряжение Стрельцу подготовить отчет для общественного совета при государственной экологической инспекции по данному вопросу. Но за более чем две недели никаких сдвигов не произошло»

Блогер и общественный экоинспектор, Вячеслав Горобец:

«Вопрос выполнения стратегии обращения с отходами в нашей области мы уже собираемся выносить на обсуждение областного Общественного экологического совета и приглашать на отчет Руслана Стрельца. Пока впечатления о работе областных властей в решении проблем с мусором только негативные. Я не вижу, чтобы в борьбе с мусором внедрялись какие-то новые методики, чтобы велась информативная работа с населением сел, малых населенных пунктов по поводу обращения с отходами.

Изначально надо было начать с ликвидации стихийных, незаконных свалок. Та же свалка возле аэропорта – это же позор для области. Никто даже не борется с тем, чтобы на незаконные свалки перестали возить мусор. Видимых результатов нет.

В стратегии говорилось о том, что организуют работу нескольких полигонов. Но полигонами почему-то начинают называть обычные котлованы или ямы, которые просто засыпают мусором. А потом пытаются придать им вид «легитимности». Строить новые полигоны вообще не имеет смысла. Как и строить обычный мусоросжигательный завод, как предлагалось областным руководством – это уже прошлый век, и никто этим без сортировки не занимается. Нужно открывать сортировочные линии, учить население сортировать отходы, и сделать так чтобы это было материально мотивированно – и для людей, и для переработчиков вторсырья.

Конечно, очень многое зависит и от руководителей местных властей. Но при этом и никакого влияния на них со стороны областного департамента экологии или помощи нет. Обычно если в сельсовете сознательный голова, то им самим приходится составлять карту территории, заключать договора с коммунальными или частными предприятиями на вывоз мусора. К примеру, в Орловщине, Песчанке такое есть. В Знаменовке к такому только подходят. По Новомосковскому району в основном работают частные компании – как легальные, так и нелегальные. В Елизаветовке работает собственный коммунхоз сельского совета – они согласно договору, вывозят мусор на полигон Каменского.

Но в большинстве случаев областные власти не контролируют, куда вывозится мусор – на санкционированные или несанкционированные свалки. Более того, они даже не снабжают местные власти методиками по борьбе с мусором, не проводят разъяснительную работу с местными властями. Даже не выделяют деньги из экологического бюджета на создание сортировочных площадок на местах, согласно постановлению Кабмина. Поэтому сейчас все полностью зависит от инициативности местных громад».

Эколог, замдиректора КП «Центр экологического мониторинга» Днепропетровского облсовета Алексей Ангурец:

«Я был на заседании рабочей группы по областной стратегии обращения с отходами, и работа началась достаточно активно, но потом по неизвестным мне причинам больше заседаний рабочей группы не было. В концепции стратегии были заложены идеологически правильные вещи. И знаю, что активно вопросом мусора и борьбы со свалками занималась территориальная громада Волосского. Но о результатах работы за год стоит спрашивать у директора департамента экологии облгосадминистрации Руслана Стрельца»

За комментариями обратились к главному ответственному за выполнение областной Стратегии обращения с отходами – директору департамента экологии Руслану Стрельцу. Но Руслан заявил, что за выполнение стратегии отвечают местные власти, и какие-либо другие комментарии он давать отказывается, позже добавив:

«Направляйте мне официальный запрос и в положенные законом сроки я отвечу. Будем общаться в такой форме».

Комментарии
Последние записи в блогах

Уряд виділив 1,4 млрд грн на підтримку малих міст. Рішення про спрямування коштів на підтримку малих міст та селищ за рахунок субвенції з державного бюджету місцевим бюджетам на здійснення заходів щодо соціально-економічного розвитку окремих територій схвалили 10 липня.

Подробнее

З початку 2019 року 41,7 тисячі мешканців Дніпропетровської області надали до фіскальних органів декларації про майновий стан та доходи за 2018 рік. Загальна сума задекларованих ними доходів склала 4 млрд 246,5 млн гривень. Це на 1 млрд 453,4 млн грн. більше ніж минулого року.

До сплати за результатами декларування підлягає понад 101 млн грн податку на доходи фізичних осіб, що на 9,3 млн грн більше, ніж за аналогічний період минулого року. Сума військового збору до сплати складає 13,6 млн грн., що перевищує минулорічні показники на 1,4 млн гривень.

Повернення з бюджету у вигляді податкової знижки отримають 6315 громадян на загальну суму 13,4 млн гривень. Про це повідомив начальник управління податків і зборів з фізичних осіб ГУ ДФС у Дніпропетровській області Владислав Воінов.

Про одержані у 2018 році понад мільйонні статки повідомили 286 громадян Дніпропетровської області. Загальна сума їх минулорічного задекларованого доходу складає 2,6 млрд гривень.

 

Подробнее

5 липня Уряд виділив 400 млн грн на програми ремонту існуючих та будівництво нових спортивних комплексів при школах та 50-метрових та 25-метрових басейнів і оздоблення прилеглих територій. 10 липня  парламентський Комітет з питань бюджету погодив розподіл субвенції з державного бюджету територіальним громадам на спорудження спорткомплексів та басейнів.

Подробнее

З початку 2019 року органами ДФС у Дніпропетровській області та Дніпропетровською митницею ДФС забезпечено у бюджети всіх рівнів (без врахування Дніпропетровського управління офісу ВПП ДФС) 39 млрд 481,7 млн грн, що на 10 млрд 672,9 млн грн перевищує показник відповідного періоду минулого року. Про це повідомила в.о. начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Ірина Сікіріна.

Так, до державного бюджету впродовж шести місяців 2019 року спрямовано 27 млрд 277,4 млн грн, що на 8 млрд. 17,3 млн грн (або на 41,6%) більше надходжень січня - червня минулого року.

До місцевих бюджетів за відповідний період забезпечено 12 млрд 204,3 млн гривень. Це на 2 млрд 655,6 млн грн (або на 27,8%) більше фактичних надходжень І півріччя 2018 року.

Єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування у першій половині поточного року зібрано 7 млрд 758,7 млн грн, що перевищує минулорічні показники на 1 млрд 258,2 млн грн (або на 19,4%).

 

Подробнее
Голосование
Сможет ли Владимир Зеленский быть самостоятельным президентом?
Нет, не сможет
Да, сможет