Объединение громад: кто от этого выиграет, а кто – проиграет
В Днепропетровской области началась масштабная реформа местного самоуправления, объединение местных громад. Завершить ее нужно до 5 сентября, чтобы успеть провести выборы во вновьсозданных административных единицах, пишет zabeba.li.
5 февраля 2015 года Верховная Рада приняла Закон «О добровольном объединении территориальных громад». Его цель – улучшить финансовое состояние слабых громад за счет ресурса их более сильных соседей. Предполагается, что средняя численность сельской громады составит в среднем 9 тыс. человек. Они будут жить в 16 населенных пунктах на 400 квадратных километрах. Учитывая сложную демографическую ситуацию в Днепропетровской области, в этом процессе есть логика. Но возникают вопросы: почему этот важный вопрос решается в столь сжатые сроки на фоне проблем с содержанием сельских школ и больниц. Давайте разберемся, чем обернется реализация этого плана для жителей Днепропетровской области.
29 апреля областной совет принял «Проект перспективного Плана формирования территорий громад». Как отметил председатель облсовета Евгений Удод, объединение начнется с нескольких пилотных проектов, которые станут примером для остальных. На момент принятия решения облсоветом к объединению были готовы 12 сельских советов 4 районов области. «Никто не будет принуждать людей. Объединение позволит не только сэкономить средства, но и даст новые возможности для решения инфраструктурных проблем», — отметил Евгений Удод.
Сейчас проект объединения обсуждается в громадах, которые до 20 мая должны представить свое видение этого процесса. Облсовет объединит все предложения и до 1 июня направит общий проект в Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ.
Пока что в планах в 4-х пилотных регионах создать 21 самодостаточную громаду: 3 – в Апостоловском, 6 – в Верхнеднепровском, 7 – в Днепропетровском, 5 – в Солонянском. Исходя из требований 20-километровой доступности до центра громады — в Криничанском, Магдалиновском и Никопольском районах предложено создать по 2 громады. Что касается остальных территорий, то предложено основать громады в рамках существующих районов и городов областного и районного значения. И хотя руководство и ОГА, и облсовета настаивает на том, что объединение – дело сугубо добровольное и никто никого заставлять не будет, по каждой из 51 громад уже составлен паспорт, указано за счет каких территорий она может быть создана, какие объекты инфраструктуры будет содержать, и даже подсчитан объем доходов. И.о. первого заместителя главы ОГА Олег Кужман заверил: расчеты предварительные и пояснил, это «рыба, которую мы сегодня пустили на обсуждение в нашей территориальной громаде».
На чем же планируют экономить? Прежде всего, на зарплате чиновников, которые останутся не у дел. Сколько людей будут искать новую работу, пока не понятно. Олег Кужман уверен, что все остальные жители области от объединения только выиграют. Ведь громады будут сами решать, какие детские сады, школы и больницы содержать стоит, а какие — нет. Учитывая, что в последнее время в Днепропетровской области было немало скандалов и акций протеста против закрытия сельских ФАПов и школ, власти решили избавить себя от этой головной боли, передав ее на места. Денег, присылаемых из Киева, на поддержание всей социальной инфраструктуры катастрофически не хватает. Олег Кужман подтверждает это.
«Каждая территориальная громада с учетом изменений, которые произошли в Бюджетном кодексе, будет самостоятельно решать, куда направить ресурс на основании тех налогов которые будет собирать, — заявил Кужман. –Громада может тратить по своему усмотрению акцизный сбор, и налог на недвижимость, и земельный налог, а также налог на доходы физлиц. Речь идет о делегировании полномочий и ответственности, куда этот ресурс будет потрачен. Мы начали процесс оптимизации наших школ и больниц. Когда субвенция поступает из госбюджета, ее недостаточно для содержания такого количества школ и больниц». Возможно, предполагает Кужман, «останется одна школа вместо трех, может быть не останется. То есть, громада сама будет определять, достаточно ли сегодня ресурса на содержание и бюджетной и социальной сферы. Закон говорит о том, что громада должна зарабатывать, нести ответственность за те ресурсы, которые она собирает и за обоснованность их трат».
Если говорить о новых возможностях, то дополнительные средства на развитие и решение наиболее насущных вопросов (например, ремонт дорог, реконструкция школ или ФАПов, покупка школьного автобуса и тд) объединенные громады получат из Фонда регионального развития. В нынешнем году в него заложено 183 миллиона гривен, на следующий – 274 миллиона гривен. Для сравнения, в 2015 году примерно такую сумму Днепропетровск и Кривой Рог потратят на ежегодный текущий ремонт дорог.
Насущным остается вопрос выборов в органы местных советов. Напомним, если не будут внесены изменения в Конституцию, то выборы должны состояться 25 октября 2015 года. Так вот, для того, чтобы в объединенной громаде выборы состоялись вовремя, все процессы по объединению должны завершиться до 5 сентября 2015 года. По подсчетам первого заместителя председателя облсовета Анатолия Адамского, для реализации закона и соблюдения процедуры необходимо 5,5 месяца (175 дней).
— Если бы мы не говорили о выборах в 2015 году, то спокойно по этой схеме можно отрабатывать, тогда мы выходим на середину ноября, — заявил он.
Но, этого времени у громад сегодня нет, поэтому решения должны приниматься быстро. Посмотрим, успеют ли на местах все взвесить, подсчитать и принять правильное решение. И сможет ли Верховная Рада придать этим решениям статус Закона.
Автор: Юлия Коваленко