Новый закон о тарифах ЖКХ: кому грозят штрафы и отключение коммунальных услуг
1 мая в Украине вступят в силу новые нормы ЖКХ, согласно которым за неуплату коммунальных услуг украинцев ждут штрафы, пеня и отключения.
Об этом пишут “#Буквы“, сообщает Интернет-издание “ДНЕПР. ГЛАВНОЕ“.
Отныне должникам в качестве предупреждения будет приходить уведомление о необходимости погашения долга, на которое они должны будут ответить в течение одного месяца.
В случае игнорирования их ожидает отключение от централизованных систем водоснабжения и отопления.
В конце 2017 года Президент Украины Петр Порошенко подписал новый Закон “О жилищно-коммунальных услугах”, который частично вступил в силу 10 июня 2018 года.
Следующая часть реформы, которая разграничивает обязанности потребителей и поставщиков услуг, запускается весной текущего года.
Нововведения коснутся не только потребителей, но и коммунальных предприятий. Теперь украинцы будут вправе требовать от предприятий коммунальной сферы качественного и своевременного предоставления услуг – в противном же случае их ждут штрафы.
За просрочку платежей (после 20 мая) должники обязаны будут уплатить пеню, которая не превышает 0,01 % от ежедневной суммы задолженности. Ее можно будет избежать в случае предоставления доказательства о задержке зарплаты или субсидии, а также если жилец не проживал в доме.
Злостным должникам коммунальщики будут направлять письменное предупреждение, на которое они должны будут отреагировать в течение 30 дней.
За этот период времени потребители обязаны или погасить долг, или оспорить правомерность прекращения предоставления услуги.
Если же с их стороны не последует никакой реакции, то им грозит отключение от централизованного водоснабжения и отопления.
Как именно коммунальщики будут отключать должников – поквартирно или весь дом – пока непонятно. Дело в том, что согласно действующему законодательству они не имеют права прекращать поставки природного газа и электричества.
Кроме писем-предупреждений, к потребителям могут прийти коммунальщики для сверки квартирного счетчика с общедомовым. Если их не пустят в квартиру, то они имеют все законные основания отключить собственника квартиры от внутридомовых систем.
Закон также позволяет коммунальщикам прекращать предоставление услуг тем потребителям, которые отказались заключать с ними договоры. Однако здесь следует помнить о том, что жители не освобождаются от оплаты коммунальных услуг, полученных ими до подписания соответствующего договора.
Права потребителей
В свою очередь потребители могут пожаловаться на коммунальщиков за нарушение условий договора (безосновательное отключения от коммунальных услуг): их будут штрафовать или расторгать договоры на протяжении двух месяцев.
Жильцы домов не обязаны платить за предоставление некачественных услуг, но для этого необходимо будет заполнить акт-претензию.
После этого к ним придет комиссия с проверкой, которая должна будет установить отсутствие или наличие тех или иных проблем (отсутствие горячей воды или отопления, недостаточный нагрев батарей). В данном случае потребитель услуги может требовать компенсацию в виде уменьшения тарифа на воду или отопление.
Также законом предусматривается защита наиболее уязвимых слоев населения от непомерных тарифов посредством монетизации льгот и субсидий (“живые деньги”).
Отныне потребитель сможет увидеть в платежках, сколько денег коммунальщики тратят на обслуживание сетей. Взносы за установку и замену счетчиков электроэнергии, горячей воды и централизованного водоснабжения будут включать в плату за коммунальные услуги и прописывать отдельно в платежках.
Все услуги предоставляются после предварительного подписания договора между потребителем и предприятиями коммунальной сферы.
Соответствующие контракты делятся на три вида: индивидуальные, коллективные и коллективные потребители (ОСМД). Отныне соглашения с коммунальщиками заключают собственник, управляющий дома или представитель ОСМД.
Индивидуальный договор
Индивидуальный договор заключается между коммунальными предприятиями и собственниками квартир. С последних взимается плата за абонентское обслуживание (систем отопления, канализации, водоснабжения) и капитальный ремонт внутри дома.
Данное соглашение предусматривает фиксированную абонплату и договорную цену на ремонт здания. Коммунальные же предприятия отвечают за качество всех видов услуг, начиная от технического обслуживая сетей жилых домов и заканчивая внешними коммуникациями.
Также в законе упоминается индивидуальный договор под названием “статус-кво”, предусматривающий обслуживание инженерных сетей до входа в дом.
Соглашение предусмотрено для ленивых граждан и будет действовать автоматически. Если в помещении произойдет поломка по причине естественного износа труб, то жителям придется вызывать “аварийку” и оплачивать все сопутствующие расходы.
Стоить отметить, что с операторами газо- и электроснабжения необходимо заключать лишь индивидуальный договор. Теперь газовые службы обязаны за свой счет установить потребителям соответствующие счетчики.
Коллективный договор
Согласно закону, коллективный договор заключается между управляющим многоквартирного дома (от имени всех жителей) и поставщиками услуг – при условии наличия домовых счетчиков.
В данном случае коммунальщики предоставляют свои услуги лишь до “входа в дом”, при этом потребители не платят за абонобслуживание и капитальный ремонт внутри здания.
Поэтому если в подвале дома случится авария, то его жителям придется решать эту проблему самостоятельно.
Управляющий сам выбирает банк и открывает счета по каждой коммунальной услуге отдельно, на которые совладельцы многоквартирного дома будут осуществлять выплаты.
В документе говорится о том, что при наличии задолженности за потребление коммунальных услуг коммунальщик обращается с претензией непосредственно к владельцу квартиры или уполномоченному.
Последний должен ответить на письменный запрос в течение 10 календарных дней и сообщить имя должника. Также он имеет право после уплаты задолженности обратиться с аналогичным требованием к совладельцу-должнику.
Договор с ОСМД
Коллективный договор с ОСМД заключается между коммунальными предприятиями и совладельцами многоквартирного дома. Как и в предыдущем варианте, коммунальщики несут ответственность за предоставление услуг “до входа в дом”.
В свою очередь потребители не платят за абонобслуживание и несут ответственность за все коммуникации в середине здания. Интересы жильцов представляет председатель ОСМД, которого они сами выбирают во время собрания.
Вопросы, связанные с обслуживанием и уходом за домом, решаются коллективно – сообществом собственников.
Несмотря на заключение коллективного договора с ОСМД, его жильцы имеют право подписывать индивидуальные соглашения на любую услугу в доме.
Права управляющего
Управляющий выбирается протокольным собранием жильцов с последующим конкурсом на место и заявкой в горсовет. Перед этим он обязан пройти профессиональную аттестацию или взять в штат по трудовому договору одного квалицированного работника (который окончил соответствующие курсы). В его обязанности входит:
содержание многоквартирного дома, сооружений и придомовой территории;
заключение договоров с коммунальными предприятиями;
предоставление в аренду квартир по поручению жителей, а также установление земельного сервитута;
организация работ по капитальному ремонту общего имущества (цена за предоставляемые услуги устанавливается отдельно в договоре).
В целом новый закон четко прописывает права коммунальщиков и жителей многоквартирного дома, выводя их на новые договорные отношения.
Во-первых, как потребители, так и поставщики будут платить штрафы: первые за неуплату коммунальных услуг, а вторые – за предоставление некачественных услуг.
Во-вторых, в документе четко распределяется ответственность между коммунальными предприятиями и потребителями. В большинстве случаев контроль за выполнением ложится на простых граждан, которые вынуждены будут отвечать за капитальный ремонт дома и самостоятельно его оплачивать.