Криворожский психоневрологический интернат: рабский труд и туберкулез
Криворожский психоневрологический интернат Днепропетровского облсовета посетила мониторинговая группа уполномоченного ВР Украины по правам человека. Выяснили, что к людям там относятся не по-людски.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Профильная депутатская комиссия облсовета проголосовала за снятие руководителя интерната. Но изменится ли от этого ситуация?
По словам депутата Днепропетровского облсовета и адвоката Виталия Погосяна, интерес властей к этому интернату появился еще год назад:
«В поле зрения депутатов областного совета интернат попал в начале прошлого года, когда там была вспышка туберкулеза и начали умирать люди. Произошло это в связи с ненадлежащим обеспечением больных, в первую очередь, питанием. Когда у человека туберкулез, то нужно нормальное питание. Без него даже самое лучшее лечение не помогает. Вначале мы передали этот вопрос на комиссию облсовета по социальной политике. Тогда руководство больницы не уволили, а вынесли только выговор, чтобы устранили недостатки в работе диспансера. Ни их никто не устранил».
Но теперь областные власти вынуждены будут разбираться с ситуацией в Криворожском психоневрологическом интернате. Ведь в комиссию облсовета по вопросам коммунальной собственности и жилищно-коммунального комплекса поступило письмо из секретариата уполномоченного Верховного совета Украины по правам человека. В нем был приведен полный отчет мониторинговой группы, которая недавно посетила диспансер. Вот его основные тезисы.
В интернате сейчас содержится 268 пациентов. В жилых комнатах содержатся по 2-4 человека. Большая часть подопечных могут свободно выходить за пределы интерната, покупать продукты в магазине, что напротив основного входа в интернат. Беда в том, что среди этой «большей части» было много больных туберкулезом – со всеми вытекающими последствиями. В 2016 году сразу 52 подопечных (то есть каждый пятый) были госпитализированы в соответствующие отделения психиатрических больниц из-за выявленной активной формы туберкулеза. В прошлом году от туберкулеза умерли четыре человека. В этом году еще двое. На время визита 31 пациент еще проходил лечение от туберкулеза.
Из-за отсутствия бактерицидных ламп не осуществляется кварцевание помещений. Хотя при этом в некоторых отделениях велась запись в журналы о проведении кварцеваний. Правда, стоит отметить, что интернат трижды направлял запросы в департамент социальной защиты населения Днепропетровской ОГА, чтобы им выделили деньги на покупку антибактериальных облучателей. Но деньги так никто и не выделил. В результате, в интернате нарушены требования приказа МОЗ по поводу дезинфекций в противотуберкулезных заведениях и очагах туберкулеза.
Концлагерь интернатного типа
Далее в отчете говорится: «Отношение персонала к подопечным такое, что унижает человеческое достоинство. Главной проблемой в работе интерната является то, что персонал воспринимает подопечных не как людей с особыми потребностями, а как лиц без прав, интересов и собственных желаний.
К примеру, в корпусе для лежачих больных проводился текущий ремонт без их перемещения в другие помещения на время ремонта. И в условиях летней жары, люди лежали в комнатах с большим количеством мух и дышали ядовитыми испарениями краски. Причем лежали на грязных поврежденных матрацах, поскольку простыни под ними сбивались. Интернат рассчитан на 320 пациентов – есть свободное место чтобы перевести больных. Тем более что в рамках проекта «Инициатива инфраструктурной программы для Украины», которую реализует немецкая организация «GiZ», в интернате завершается ремонт отдельного жилого корпуса, где уже можно размещать больных.
Цвета, в которые были покрашены жилые помещения являются некомфортными для содержания людей с нарушениями психики – ярко зеленый, голубой и фиолетовый. В отчете говорится, что проживание больных в таких помещениях может негативно повлиять на состояние психического здоровья.
А во время общения с тяжело больными людьми оказалось, что они содержатся в полной социальной изоляции – годами лежат в кроватях, а радостными событиями для них являются мытье в банный день или общение с парикмахером.
Даже для элементарного – питания лежачих больных — нет специальных столиков. Чтобы добраться до туалета, в коридоре должны быть поручни, но их нет, а к самим туалетам ведут лестнички, по которым инвалиды не могут подняться. Также в туалетах отсутствует туалетная бумага — больные покупают ее за свои деньги. Тем временем на складе лежит 1420 рулонов туалетной бумаги. Про зубные щетки и пасты здесь вообще не знают – была найдена одна зубная щетка на 38 больных. В одном из отделений несколько пациентов используют одно мыло на всех, а мочалки уже давно стали бурого цвета. На самой территории больницы отсутствуют пандусы.
Одежда и нательное белье не маркирована и не закреплена за больными. Таким образом после стирки одежда одного больного может быть выдана другому. У большинства больных одежда порвана, несмотря на то что на складе интерната лежат 300 новых футболок и 300 спортивных штанов.
Питание ужасающее. Несмотря на то что интернату дают на питание 40 грн на человека в день, помидоры и огурцы в меню отсутствуют. А ведь комиссия была в интернате в разгар фруктово-овощного сезона. Нет и диетического питания, а еда подается в битой эмалированной посуде. Саму еду не додают по нормам. Так булка, вес которой в меню составляет 100 г., реально весит 60.
И даже жажда стала врагом пациентов интерната. Каждые два часа персонал должен обходить и поить подопечных. Некоторые больные по состоянию здоровья не способны позвать врачей. Но персонал почему-то занят ремонтом, и не уделяет больным внимание.
Часть подопечных, якобы склонных к побегу, гуляют в отдельном павильоне, который огражден решеткой.
По словам подопечных, двери павильона персонал открыл только во время визита комиссии, а так он всегда закрыт на замок. Рядом находился крытый летний павильон, где пациенты могли бы отдыхать, но там под навесом стояла машина санитара. Тем временем больным приходится во время «прогулок» ложиться на цементный пол
Рабство и воровство еды
В интернате есть свое подсобное хозяйство, которым в большей степени должен заниматься персонал. Но на деле подопечных заставляют там трудиться. Каждое утро их будят в 6:00, чтобы уже в 7 утра они позавтракали и начали работать. У многих мужчин были обнаружены шрамы на руках, потому что они заготавливают корм для скота без спецодежды и рукавиц.
В подсобном хозяйстве есть 65 голов скота, из которых дают молоко, по словам персонала, только 13. По накладным ежедневно на пищеблок подается по 55 литров молока – то есть по 4 литра на корову, что очень мало. Самое интересное что в накладных на 2 дня вперед было указано поступление тоже именно 55 литров молока. Но на этом «убыточном» подсобном хозяйстве трудится только часть больных. Еще часть пасут баранов и гусей в личном хозяйстве директора заведения Георгия Гудимы. Оно занимает часть территории интерната.
Комната трудотерапии используется для ремонта мягкого инвентаря, и там хранится новая бытовая техника, а занятия по трудотерапии в комнате не проводятся. Та же беда и с программами реабилитации инвалидов. Возобновление программ (должно проводится каждые два года) проводятся без участия и согласия пациентов. Так у одного из подопечных программа была оформлена в 2009 году и дальше не обновлялась. Несмотря на то, что он перенес инсульт, для больного не предусмотрены какие-либо технические средства реабилитации.
Нарушены и правила безопасности – решетки на окнах на первых двух этажах наглухо приварены, а в отделениях отсутствуют огнетушители.
Больные не могут воспользоваться правом на жалобу, потому что директор не принимает и не рассматривает их. Подопечные просят перевести их в интернатные заведения общего типа – например, в гериатрический интернат. Однако в диспансере не проводится осмотр подопечных, чтобы решить вопрос о целесообразности их дальнейшего пребывания в интернате. Хотя такой осмотр должен проходить раз в год.
Зато сам директор и все руководство регулярно выписывает себе премии в размере 100% от оклада. И даже условия работы персонала у всех разные. Например, у жены директора (кухонного работника) — свой кабинет с мягкой мебелью, шкафом и холодильником. Чтобы получить какие-то преференции, больным приходится со своих пенсий покупать ей конфеты, чай, сигареты. А во время проверки в холодильнике нашли мороженую рыбу и куски масла.
А теперь главное – комиссия по результатам осмотра дала только рекомендации (!) Криворожскому психоневрологическому интернату обеспечить (!) устранение всех выявленных недостатков. Комиссия облсовета по вопросам коммунальной собственности и жилищно-коммунального комплекса в свою очередь вчера проголосовала за то, чтобы рекомендовать уволить директора интерната на ближайшей сессии облсовета.
Никаких заявлений в правоохранительные органы по поводу действий руководства и персонала интерната нет.