Команда Порошенко создает новую коалицию в парламенте
Вызов в Генпрокуратуру четырех разношерстных депутатов – Ляшко, Лозового, Билецкого и Левуса – свидетельствует о том, что в АП поставлена задача не допустить проведение досрочных парламентских выборов.
Об этом сообщает Информат.
Ситуация в стране и лично для Петра Порошенко остается стабильно накаленной. Панамские офшоры, «пленки» Онищенко, выявление схемы «Роттердам+» регулярно подтачивают репутационные позиции Петра Алексеевича. Правда, некоторый профит появился в геополитическом поле. Администрация Дональда Трампа после долгого молчания, похоже, сделала выбор выстраивать отношения с Кремлем через конфронтационное поле, и в этом плане «слив Украины русским» на данном этапе отменяется. Другое дело, что неожиданный бунт НАБУ, вылившийся в арест Романа Насирова, дал понять уже в самой Администрации президента, что американцы намерены жестко контролировать распределение финансовых потоков в Украине. Более того, арест Насирова – это еще и сигнал того, что в Вашингтоне на Порошенко после 2019 года больше не рассчитывают.
У Петра Алексеевича и его очень большой кумовской команды, понятное дело, на свое будущее принципиально другие виды. Во-первых, до весны 2019 года – именно тогда должны состояться следующие президентские выборы – времени еще ровно два года. И за это время Вашингтону еще можно доказать не только свою лояльность, но и безальтернативную нужность. А во-вторых, к этому же 2019 году команде Порошенко необходимо подготовить внутриполитическую ситуацию таким образом, чтобы максимально создать комфортные условия для победы Петра Алексеевича.
Подготовка к старой-доброй парламентской «ширке»
Одна из главных проблем сложившейся патовой ситуации в политической жизни страны – это категорическое неприятие Петром Порошенко проведения досрочных парламентских выборов. Любые аргументы доверенных лиц, указывающих что эти выборы необходимы в первую очередь, чтобы спустить пар в стране – на Порошенко не действуют. Да, по итогам «досрочки» порошенковским придется делиться и должностями, и соответственно, потоками. Грести в одну корзину, как это делается сейчас, уже не получится. Но с другой стороны, с командой Порошенко разделили бы ответственность за провал всего что только можно в стране и их политические оппоненты.
Впрочем, это уже досужие рассуждения. По факту, Порошенко настроен на недопущение проведения выборов, а потому и выстраивает механизм взаимодействия всей властной системы под это задание. И первым поэтапным планом для АП является новое переформатирование парламентской коалиции, которой по факту сегодня не существует. Под такую коалицию в АП могут собрать:
а) депутатов, которым некуда бежать – фракции БПП и НФ;
б) депутатов, которым есть что терять – бизнесмены и подвешенные на уголовных делах.
Собственно, по этим лекалам сейчас и работают ходоки от Петра Алексеевича (Сергей Березенко, Игорь Кононенко), а в качестве «жесткой подстраховки» вклиниваются прокурорские Юрия Луценко. Последние как раз и приняли в качестве «доброго правила» вызывать народных депутатов на разговоры в Генпрокуратуру. Формальный повод – поговорить о неуплате налогов. Чуть ранее на такие разговоры уже вызывались оппозиционные депутаты, в частности, Нестор Шуфрич. Теперь пришел черед новой категории клиентов, которые формально близки к Банковой, но имеют свои дорогие (как для АП) капризы.
Буйные клиенты
В этот раз в Генпрокуратуру были вызваны два члена Радикальной партии (Олег Ляшко, Андрей Лозовой), один представитель «Народного фронта» (Андрей Левус), и один внефракционный (Андрей Билецкий). Олег и три Андрея отличаются даже по меркам неуравновешенного парламента VIII созыва достаточно припадочным поведением. Но главная проблема не в их поведении, а в том, что играя в формальную независимость от АП, эта четверка в своих точечных нишах, создает в итоге не принципиальный, но все же «головняк» персонально Петру Алексеевичу.
Олег Ляшко давно уже подкармливается на Банковой, и в целом, по всем принципиальным вопросам голосует в унисон с БПП. От принятия бюджета, до истерики, закатанной Ляшко с попыткой внесения импичмента Порошенко, прекрасно видно, что Радикальная партия – это вполне управляемый филиал АП. Ляшко успел отработать даже арест Насирова, высказав публично возмущение вмешательством США во внутренние дела Украины.
Однако Ляшко, имея достаточно небольшую по численности фракцию (которая недавно еще и потеряла единицу в лице «геополитического гения» Андрея Артеменко), непомерно нарастил свои аппетиты за предоставляемые услуги. Торговаться с Ляшко приходится буквально по каждому пункту и более того, Олег Валерьевич все чаще теряет берега и в минуты экзальтации начинает считать себя равным партнером Петру Алексеевичу. Все это раздражает Банковую, а потому с ляшковскими периодически проводят воспитательные порки (вроде ареста и чудесного возвращения в стены парламента Игоря Мосийчука.
В этот раз в пару к Ляшко на разговор в прокуратуру пригласили еще и его первого зама по фракции Андрея Лозового. Коллекционер мощей, икон, вин, часов и мебели XIX века хорошо разбирается в материальных ценностях, а потому должен помочь своему шефу быстрее нащупать твердую почву в переговорах с Банковой. Ну а для своего черниговского электората Ляшко и Ко всегда смогут по партийным каналам пояснить, что в «ширку» их затащили подло и насильно прокурорские, но уж в 2019 году они точно выведут Порошенко и Ко на чистую воду. Кстати, для Петра Алексеевича организация второго тура с Ляшко видится уже сегодня голубой мечтой, а потому публично лидер радикалов будет по-прежнему изображать цепного пса. Но как только дело дойдет до серьезной игры, произойдет точно также, как с досрочными выборами в Чернигове, когда в электоральной вотчине Ляшко Радикальная партия не выставила против доверенного лица Порошенко (Сергея Березенко) своего кандидата.
Касательно вызова в Генпрокуратуру Андрея Билецкого, то здесь мотив лежит на поверхности. Протеже Арсена Авакова заигрался с новым развлечением – транспортная блокада ОРДЛО. Блокада уже вызвала существенные геополитические изменения за пределами Украины, но самое главное (если смотреть с колокольни АП), блокада нанесла серьезные репутационные издержки персонально Петру Порошенко. Силовой вертикали президента удалось оперативно разрешить вопрос с блокировкой железной дороги в районе Конотопа, который находится за сотни километров от Донбасса. Но вот как раз в зоне АТО позиции Порошенко, как показала блокада, остаются совсем не монолитными. А потому прокурорский разговор с Билецким можно рассматривать, как институциональное давление на одного из лидеров организованной блокады.
Наконец, Андрей Левус из «Народного фронта» является наиболее несистемным и одним из самых антипорошенковских депутатов фракции. Показательно, что Левус был единственным из фракции НФ, который блокировал вместе с «активистами» выезд Насирова из здания Соломенского суда. Возможно, прокурорам Луценко удастся с Левусом найти точки соприкосновения по налогово-финансовым делам и сделать депутата менее крикливым и вызывающе-анархичным. Впрочем, учитывая организационные таланты главного прокурора страны, четверка вызванных депутатов максимум отделается легким перепугом. Ветер перемен сейчас дует явно не на мельницу Банковой.
Игорь Лесев, Информат