Какие штрафы грозят производителям за неправильную маркировку продуктов?
В Украине скоро заработают новые правила маркировки продуктов. Верховная Рада приняла соответствующий законопроект. Об этом пишет “Рупор“, сообщаетИнтернет-издание “ДНЕПР. ГЛАВНОЕ“.
На этикетках товаров запретили писать информацию, которая может ввести в заблуждение покупателя. Например, “целебный чай”, “молоко, которое укрепляет кости” или “йогурт, который нормализует пищеварение”. В то же время нужно указывать на видном месте наличие в товаре ингредиентов-аллергенов.
По-новому будут отмечать срок годности продуктов. Для тех, которые быстро портятся, оставят маркировки “использовать до”. Для всех остальных – “минимальный срок годности”. Это та дата, после которой продукт все еще можно употреблять, но он уже может изменить свои характеристики.
В винах, ликерах, напитках, содержащих более 10% спирта, хлебобулочных изделиях срок годности указывать не будут.
По новым правилам на рыбе и мясе нужно указывать или их размораживали.
За нарушение правил предусмотрены штрафы. Если маркировка указанное неправильно и это угрожает здоровью потребителя, юридические лица будут платить штраф 111,69 тыс. грн. ФОПы – 74,46 тыс. грн. Если это угрожает здоровью потребителя штраф будет больше.
“Закон даст возможность каждому покупателю получить максимум информации на упаковке товара. Надо, чтобы было четко понятно, какой продукт экологический и без добавок”, – говорит один из авторов документа, нардеп Игорь Бриченко.
По словам юриста Максима Несмиянова, сейчас рынок никто не контролирует, поэтому появляются мошенники, которые изменяют состав и не пишут этого на упаковке.
“Вместе с тем, что по новым правилам означает “употребить до”? К указанной дате, или включая? Во-вторых, если продукт продается для расфасовки, то по усмотрению производителя он может показывать, уменьшился или увеличился срок реализации. Написано “может”, но не “обязан”. Например, продаются сардельки в магазине. Они хранятся 30 дней в вакууме. Во время этого периода их вскрывают и продают уже на витрине. Сколько их в таком виде можно продавать?”, – говорит Несмеянов.
Адвокат Олег Бабич считает, что новые правила “развяжут руки” производителям. Они получат полное право не приводить в процентном соотношении ингредиенты продукта. Итак, первый ингредиент может иметь долю в общем составе как 90, так и 10%. Кроме того, ненатуральные ингредиенты и ароматизаторы можно никак не выделять в тексте упаковки.