Как новый госбюджет лишит Днепр миллиарда гривен?
Сегодня мэр Днепра, Борис Филатов, сообщил на своей странице в facebook, что Днепр в будущем году в городской бюджет может получить минус 1 млрд. 280 млн грн, если будет проголосована нынешняя версия проекта государственного бюджета на 2018 год. Как оказалось, риски, связанные с бюджетом – это лишь одна из «мин», которые закладывает правительство для муниципалитетов.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
Больше денег городам? – Не, не слышали…
«На сегодняшний день зарегистрирован проект изменений в бюджет на 2018 год, в котором, во-первых, может быть пересчитана реверсная дотация, — рассказал нам глава бюджетной комиссии городского совета Днепра Артем Хмельников. – Если раньше реверсная дотация (проще говоря, когда налоги собираются на местах, отправляются в Киев, и потом его часть возвращается в местный бюджет – ред.) просчитывалась в соотношении 50/50, то теперь центральная власть хочет изменить соотношение 80/20 в их пользу. Это значит, что город может недополучить значительную часть средств по перерасчету поступлений в местный бюджет от НДФЛ (налог на доходы физических лиц – одна из важнейших составляющих местных бюджетов – ред.). Второе – все то же финансирование вторичной медицины, которое находится не в ведении города и не передано с областного уровня на местный, остается на плечах города – а это порядка еще 200-250 млн грн в год. И могут быть риски, что льготы по ЖКХ, которые финансировались за счет государственного бюджета, в проекте государственного бюджета могут быть закреплены за местными бюджетами. А это тоже огромные суммы. В результате этого все те мероприятия по финансовой децентрализации, которые были начаты в 2014 году, могут быть нивелированы. И создастся риск того,что город должен будет потратить 1,3 млрд из своего кармана на компенсацию всех этих рисков».
А это значит, что фактически города будут вынуждены всерьез урезать все затраты – на развитие медицины, образования, инфраструктурные проекты, социальные проекты и многое другое. По словам заммэра Днепра Александра Санжары, горсовет уже принимает меры, чтобы противодействовать принятию такого варианта госбюджета:
«Мы уже написали письма и в Кабинет министров и нашим депутатам от Днепра, чтобы они, когда голосовали за проект бюджета, учитывали и просили не применять те правки, которые есть в проекте бюджета. Мы не говорим, что бюджет будет уменьшен по сравнению с нынешним годом.
Просто расходы городского бюджета вырастут на 1 млрд 200-300 млн грн по нашим подсчетам. То есть центральная власть просто свои расходы перекладывает на наши плечи. Мы максимально пытаемся отстоять позицию местного самоуправления, но повлиять на решения депутатов Верховного совета не можем – все-таки Верховный совет — это коллегиальный орган. Как решит большинство, так и будет».
Области не слаще
Тем временем советник главы Днепропетровской облгосадминистрации Юрий Голик опубликовал на своей странице в facebook предложения и правки в проект государственного бюджета на 2018 год. В правках предлагается оставить ситуацию с реверсной дотацией такой, как она была в нынешнем году и не урезать поступления в местные бюджеты.
Также в опубликованном тексте говорится, что в 2017 году в связи со сменой порядка определения размеров образовательной и медицинской субвенции была предусмотрена дополнительная дотация на содержание образовательных и медицинских заведений – 1 млрд. 46,6 млн грн. На 2018 год эта дотация урезается до 961,5 млн грн. И это при том, что размер зарплаты должен быть увеличен, как и затраты на содержание самих заведений. А сама сумма будет предназначена только областному бюджету. Дальше ее надо будет перераспределять между районными бюджетами и бюджетами ОТГ. То есть, проще говоря, если раньше давали и на область, и на районы, то теперь получайте меньше и крутитесь как хотите. То же самое и с техникумами и колледжами – обязанность их финансировать собираются возложить на областной бюджет, но вот возможности профинансировать их за счет дополнительной дотации не предусмотрено. А это приведет к тому, что больше 700 млн грн придется «вытащить» из других сфер областного бюджета. А значит под урезание попадут множество запланированных инфраструктурных проектов.
Поэтому областные власти предлагают распределять между областными бюджетами дополнительную дотацию в зависимости от количества населения и объемов затрат, необходимых на содержание переданных в ведение области заведений образования и медицины. Плюс – включить в финансирование за счет госдотации и техникумы с колледжами.
Будем надеяться, что в Кабмине и Верховной Раде все-таки «одумаются» и указанные вредоносные правки даже не дойдут до голосования. А иначе «капитального ремонта страны», как говорит премьер, мы можем просто не увидеть.
В плену АМКУ и с новыми тарифами
Но это лишь одна часть той «свиньи», которую Кабмин собирается подложить местным бюджетам. Другая может привести к незапланированному повышению тарифов за жилищно-коммунальные услуги, дополнительно выпотрошить кошельки горожан, и остановить развитие ЖКХ в городах. Артем Хмельников сказал:
«Предыдущая каденция Верховной Рады в 2014 году приняла закон про государственную поддержку субъектов хозяйствования. Этот закон вступил в действие 2 августа нынешнего года. Когда в 2014 году принимали этот закон, то он был направлен на выполнение обязательств Украины по вступлению Украины в ЕС. Идеология этого закона в том, что поскольку государство финансирует госпредприятия, а города финансируют коммунальные путем внесения в уставной фонд, то они якобы являются субъектами, которые находятся в более привилегированном положении, чем другие компании (например, частные компании, которые оказывают такие же услуги). И это надо урегулировать. Идея классная, но как всегда реализация у нас проблемная.
Если следовать этому закону, у нас выработан адский механизм, по которому орган – например горсовет, до принятия решения о бюджете и финансировании КП из городского бюджета должно за 105 дней согласовать такую финансовую поддержку (взнос в уставной фонд) либо любую другую помощь с Антимонопольным комитетом.
Теперь представим ситуацию – у нас есть КП «Днепрводоканал», есть 4 тепловых компании, которые поставляют людям тепло. И у этих компаний за 20 лет накопились долги – за газ, за воду, за расчет по другим энергоносителям. У того же «Днепрводоканала» есть долги перед Аульским водоводом. И у нас был подписан меморандум при участии губернатора, где был прописан график, по которому мы погашаем эту задолженность. У нас подписан меморандум с НАК «Нафтогаз» о процедуре погашения задолженности, договор с «ДТЭК». По всем договорам мы погашаем задолженность определенными «порциями». А должниками по всем этим договорам являются КП Днепра. Для того чтобы не поднимать тариф населению, у городской власти есть средства дотировать эти КП.
И выходит ситуация: чтобы эти КП дотировать в 2018 году, непонятно, когда надо принимать решение о городском бюджете. По закону местный бюджет принимается не раньше 1 декабря, а тут имеем 105 дней на согласование по взносам с Антимонопольным комитетом. То есть целые города становятся полностью заложниками Антимонопольного комитета.
Действительно – должна быть конкурентная среда для предприятий всех форм собственности. Но я себе слабо представляю предпринимателя, который найдет альтернативные мощности и будет поставлять городу тепло или воду. Моя идея заключается в том, что город не должен согласовывать взносы с антимонопольным комитетом, а уведомлять их. И пусть они принимают решение – создает такое пополнение уставного фонда риски по нарушению конкурентного законодательства или нет. Если такие риски есть – пусть идут в суд.
Но сейчас выходит, что мы должны все за 105 дней согласовать, и пока Антимонопольный комитет будет думать, может возникнуть ситуация, при которой мы не сможем поддержать ни одно КП, не нарушив закон. Повторюсь – на сегодняшний день существуют риски, что местное самоуправление может стать заложником Антимонопольного комитета. И это может повлиять на население – если закон не отменят или не упростят процедуру, то города будут вынуждены подымать тарифы».