Как Днепропетровск прощался с Петровским (ФОТО, ВИДЕО)
Пятничным вечером, 29 января, народный депутат Андрей Денисенко пригласил днепропетровцев на вечеринку. С собой он предложил взять грузовики, тросы и подъемные краны, а стрелку забил под памятником Григорию Петровскому, пишет Ольга Палий на сайте zabeba.li.
Все сразу вспомнили, как отлично повеселились в ночь с 21 на 22 февраля 2014 года, когда собравшись большой толпой, днепропетровцы снесли памятник Ленину на центральной площади города. Я была там и помню потрясающее настроение. Надежда на лучшее, ожидание провокаций, добавляющее кураж, и пьянящее предчувствие свободы. Страна недавно избавилась от Януковича. То, что Крым может быть не наш, никому и в голову не приходило. Украина оплакивала Небесную сотню, но до ужасов настоящей войны было еще бесконечно далеко. Мы ждали перемен, а падение советских символов казалось обещанием лучшего. Так падающие с крыш сосульки обещают скорую весну. И Андрей Денисенко поражал своей смелостью и вызывал восхищение.
Прошло 2 года, полных боли, слез, разочарований и потерь. За это время активист Андрей Денисенко стал народным депутатом, а его друг и однопартиец мэром Днепропетровска. Но душа просила праздника. И пассионарный Денисенко решил провести вечеринку по апробированному сценарию. Благо памятник, схожий по размеру и значению с тем легендарным Лениным, в городе сохранился.
Два дня Днепропетровск обсуждал предстоящее событие. Были и сторонники, и противники. И тех, и других удивляло молчание городского головы Бориса Филатова. Одиозный Союз советских офицеров даже призвал своих сторонников прийти в назначенное место к 17 часам и защитить любимый памятник. Но как-то у них не сложилось.
В 18 часов на привокзальной площади собралось множество полицейских (и старых, из бывшей милиции, и новых патрульных), журналистов с камерами и фотоаппаратами,
парней в балаклавах и камуфляже (странно, почему они еще не записались добровольцами в армию на контракт), а также просто зевак.
Музыканты «Арт-Вертепа» на маленькой сцене играли украинские песни.
Андрей Денисенко обратился к собравшимся с зажигательной речью о том, что декоммунизация нужна и палач украинского народа не может стоять на главной площади города.
Самые активные парни полезли на постамент и стали краской из баллончика писать на Петровском плохие слова. И тут выяснилось, что ни грузовиков, ни подъемных кранов никто с собой в карманах не принес.
Видимо, ожидали, что всю эту полезную технику выделит горсовет. Но напрасно. Мэр Борис Филатов продолжал молчать и на площади не появился, а его заместитель по вопросам ЖКХ Михаил Лысенко не был настроен просто так уничтожать коммунальную собственность.
«Этот памятник находится на балансе Кировского райсовета, он стоит 2,5 млн. грн., — пояснил Михаил Лысенко. — Это довольно ценное имущество. Распоряжаться им могут только законные представители громады. Если бы у меня было решение райсовета, горсовета или хотя бы исполкома горсовета, мы бы продумали, как технично и безопасно провести демонтаж».
По словам Михаила Лысенко, он получил письмо из полиции с просьбой демонтировать статую силами коммунальных служб, чтобы избежать общественных конфликтов, но не милиции решать, что делать с имуществом территориальной громады. Поэтому он, как и многочисленные полицейские, спокойно наблюдал за происходящим. Тем более, что все было мирно и никаких столкновений не намечалось.
Но Андрей Денисенко со товарищи решили, что Петровский должен пасть именно в эту пятницу. Во что бы то ни стало. После небольшой заминки доставили болгарки и начали пилить ноги скульптуре. Те, кто валили Ленина, по опыту знали, что без этого можно безуспешно возиться до утра.
Ноги пилили, музыка играла, народ скучал. Зеваки потихоньку расходились по домам. Журналисты мерзли и ерничали. Полицейские в форме хмуро молчали и бдительно следили за поведением активистов в балаклавах. Активисты терпеливо ждали.
Около 8 вечера, когда обе ноги распилили, на шею изваянию накинули трос и стали искать крепких добровольцев, готовых сдернуть фигуру с постамента.
И вот тут заволновались работники метрополитена. А вдруг семиметрового каменного идола опрокинут неаккуратно и он проломит перекрытия подземки!? Шутка ли — 12,5 т металла!
Михаил Лысенко понял, что для минимизации риска увечий и разрушений ему пора вмешаться. Пара телефонных звонков, и на площади появился автокран.
Зрителей попросили расступиться. Один конец троса закрепили на шее памятника, за другой потянул грузовик — и трос оборвался, едва не разбив голову фотографу Забебы.
Вторая попытка была более удачной. Фигура с противным скрежетом закачалась и упала.
Что тут началось: загорелись фаеры, молодые активисты запрыгнули на поверженного врага, стали радостно обниматься и петь гимн. Видимо, теперь все у нас будет хорошо. Ведь главных врагов мы обезвредили.
Михаил Лысенко в свою очередь пообещал отвезти безногого Петровского на склад одного из КП, где он будет ждать создания парка коммунистических символов. Туда свезут памятники со всей области. И вот тогда Григорию Ивановичу приварят новые ноги и поставят среди соратников.
И только тогда, когда все хорошо закончилось, городскй голова Борис Филатов перечислил основные события пятничного вечера у себя в ФБ и мудро подытожил: «В сухом остатке:
Ни ОДИН сторонник оппоблока не пришел защищать «Петровского». Ограничились возмущением дистанционно. Трусы. Включая депутатов, которые слали проклятия на мою голову.
Памятник поедет в музей. Полиция щелкала семечки. Метрострой сохранил переход. Хлопцы чуть не отпилили себе ноги болгаркой вместо Ката.
Все пойдут мирно спать. И завтра забудут о памятнике.
Я люблю этот город. Я чувствую его. Я знаю наперед, что и как все будет, потому что этот город живет в моем сердце. Он — плоть от плоти моей. Кровь от крови моей.
Иногда стоит постоять в стороне».
И он прав. Не все удачные вечеринки стоит повторять.
Автор: Ольга Забеба
Фото: Сергей Дивеев
Видео: Сергей Горяной, Олесь Сова