Hyperloop или экономика. Зачем в Днепре строят новый аэропорт

30.11.2018 15:15

Верховная Рада заложила 200 млн грн на проектирование нового аэропорта под Днепром. Есть ли смысл в новой большой стройке?

Об этом пишет "ЛИГА. Бизнес", сообщает Интернет-издание "ДНЕПР. ГЛАВНОЕ".

Министерство инфраструктуры инициировало строительство нового аэропорта в Днепропетровской области. Рабочее название - Приднепровье.

В госбюджете на 2019 год заложено выделение первого транша на проект в размере 200 млн грн. По расчетам министра инфраструктуры Владимира Омеляна работы начнутся уже в 2019 году и завершаться максимум через три года.

Изначально предполагалось, что аэропорт возведут буквально в чистом поле - в пгт Соленое, которое находится 40 км от Днепра, и в 60 км - от Запорожья.

Однако, перед принятием госбюджета в законопроект внесли правки заменив формулировку "в городе Соленом Днепропетровской области" на "в Днепропетровской области". Позже мэр Днепра Борис Филатов подтвердил, что пока месторасположение окончательно не определено.

В министерстве говорят, что новый аэропорт должен стать хабом и решить вопрос авиасообщения конгломерации: Днепра, Запорожья и Кривого Рога. Он обеспечит обслуживание не менее 1,5 млн человек в год. Примерно столько сегодня обслуживает Жуляны – второй по пассажиропотоку аэропорт в Украине после Борисполя.

"Это правильное стратегическое решение для страны - построить новые воздушные ворота для Днипра, Запорожья и, потенциально, Кривого Рога, а не бесконечно ремонтировать старое, ведя перманентную борьбу за открытое небо", - ранее писал в своем Фейсбук Омелян.

Зачем днепрянам новый аэропорт

Одна из причин, которой оперируют сторонники нового проекта – ликвидиация монополии в Днепре, которую связывают с структурами близкими к олигарху Игорю Коломойскому.

В августе 2016 года ГАС установила, что аэропорты Днепра и Ивано-Франковска (по данным СМИ, также подконтролен структурам, связанным с Игорем Коломойским) создают неравные условия для авиакомпаний в своих аэропортах и искусственно ограничивают их права. Незадолго до этого из-за отказа обслуживать рейсы Turkish Airlines Днепр лишился авиасообщения со Стамбулом.

До недавнего времени в Днепре работали всего пять регулярных авиакомпаний: Днеправиа, Austrian Airlines, Windrose Airlines, МАУ и Ellinair. При этом аэропорт идет против растущего авиарынка, четвертый год подряд теряя пассажиров. За 2016 год минус 17,7% пассажиропотока (обслужил 285 000 пассажиров), в 2017 – он недосчитался еще 2,8% (276 954 пассажиров).

Чтобы решить проблему, в начале 2018 года государство попыталось национализировать аэропорт Днепр, но погрязло в судебных разбирательствах, которые продолжаются и сейчас.

Разблокировать процесс вокруг аэропорта вызвался частный инвестор - Александр Ярославский, у которого в управлении уже есть один авиаактив - аэропорт Харьков.

Бизнесмен заявил об урегулировании вопросов, касающихся переуступки объекта с действующим бенефициаром терминала в аэропорту Днепра – Коломойским и предложил государству профинансировать строительство взлетно-посадочной полосы. В таком случае Ярославский обязался построить новый терминал за свои деньги и взять его управление.

По его оценке, реконструкции ВПП и перронов в действующем аэропорте Днипра стоит $120 млн (она остается в госсобственности), терминала – около $80 млн.

Еще весной Владимир Омелян анонсировал строительство и модернизацию в Украине по пять ВПП в год. Министр надеялся, что государство выделит из госбюджета на эти цели 10 млрд грн. Уже в сентябре заявлял, что только два региональных аэропорта получат финансирование на строительство взлетных полос. Один из них в Днипре, на ВПП которого планировалось выделить 1 млрд гривен. Через месяц стало известно, что денег на строительство взлетных полос в бюджет-2019 не будет совсем. 

В итоге, в отсутсвие денег и предложение Ярославского стало неактуальным.

Цена вопроса

Однако идея строительства нового аэропорта продолжала жить. По словам председателя Днепропетровского областного совета Глеба Пригунова задачу построить аэропорт между Днепром и Запорожьем поставил лично президент Украины Петр Порошенко.  

Расчетов по стоимости нового проекта пока нет. По словам Омеляна, она соразмерна со стоимостью строительства аэропорта в Одессе или реконструкции действующего аэропорта в Днепре. То есть порядка $200 млн.

При этом пока нет и заинтересованного в строительстве инвестора. Ярославский уже заявил, что строить новый аэропорт – это утопия.

"Я в сказки не верю. Лучше почитать Ганса Христиана Андерсена. Мы уже слышали о гиперлупе. Давайте говорить о реальных вещах. Мы же не дети грудные, которые поверят. Вы можете представить, что такое построить на ровном месте аэропорт? Сейчас нет денег реконструировать. Построить новую полосу с имеющейся инфраструктурой - одни деньги. Я не знаю, сколько будет построить аэропорт в чистом поле, без коммуникаций. Наверное, десятки миллиардов гривен. Плюс, это еще все разрешения, авиационные разрешения, согласования. Если народ хотят отвлечь от реальных вещей - пожалуйста", - заявил на брифинге в Харькове 5 ноября Ярославский.

Что будет с Запорожьем

В случае реализации проекта, юго-восточный регион получает три полноценных аэропорта разного уровня. Помимо действующего аэропорта в Днепре, под боком есть еще аэропорт Запорожье, который сейчас активно реконструируется.

Проект реконструкции терминала аэропорта Запорожье

Строительство нового терминала планируют завершить 2019 году. Стоимость строительства – 530 млн грн. Очевидно что появление более сильного и крупного конкурента оттянет значительную часть пассажиров и поставит крест на развития Запорожя, как регионального хаба.  

Омелян утверждает, что ни Запорожье, ни существующий аэропорт в Днепре не решаю вопрос полноценного авиасообщения для региона. Зажатые в городской черте, они ограничены в пропускной способности. Этого ограничителя не будет у нового.  

В этих словах есть логика, тем не менее остаются открытыми вопросы:

- почему новый аэропорт предлагается строить за государственные деньги, а не привлекается концессионер?

- если аэропорт строиться за госсредства, почему для проекта выбрали именно Днипро?

- сколько времени займет строительство, сертификация и подвод коммуникаций абсолютно нового аэропорта, учитывая опыт Одессы, где аэропорт не могут реконструировать уже более шести лет?

- не эффективнее ли попробовать найти возможность реконструировать действующий аэропорт, а бюджетные деньги потратить на более актуальные инфраструктурные проекты?

И самое главное: где возьмут деньги на новый аэропорт, елси не хватает даже на реконструкцию действующих ВПП?

Как это повлияет на рейтинг:
Мэр Днепра
Подробнее
Экс-председатель Днепропетровской областной государственной администрации, бизнесмен
Подробнее
Председатель Днепропетровского областного совета, депутат облсовета 6 - 7 созывов, председатель Днепропетровской областной организации партии "Блок Петра Порошенко"
Подробнее
Комментарии
Последние записи в блогах

23 квітня, у Дніпрі, за  адресою: актова зала, КП «Південна Укргеологія», вул. Чернишевського, 11, пройде інформаційний день проекту «Малі міста – великі враження». Це буде своєрідне навчання, де фахівці розкажуть зацікавленим, як підготувати та правильно оформити свою ініціативу для участі у конкурсі. Зареєструватися на інформаційний день можна за посиланням:

https://docs.google.com/forms/d/1FEKwDJEzSABrkCYhN6P77v2TBJB028_1y-P74YlHX3U/viewform?edit_requested=true

Подробнее

Станом на перше квітня 2019 року на території області діє 13531 ліцензія на право роздрібної торгівлі алкогольними напоями та тютюновими виробами, з яких: 7273 ліцензії на алкоголь та 6258 - на тютюн, отриманих 5819 суб’єктами господарювання. Про це повідомив начальник управління контролю за обігом та оподаткуванням підакцизних товарів ГУ ДФС у Дніпропетровській області Денис Дегтярьов.

У першому кварталі поточного року місцева казна Дніпропетровської області поповнилася на 21 млн. 178,7 тис. грн.. від плати за ліцензії на право торгівлі алкогольними напоями і тютюновими виробами, з яких 15 млн. 128,7 тис. грн. - від ліцензування роздрібної торгівлі.

В той же час, впродовж січня – березня 2019 року призупинено дію  657 ліцензій за несвоєчасну сплату чергового платежу, анульовано 593 ліцензії, з яких 18 - за порушення законодавства у частині продажу неповнолітнім особам алкогольних напоїв (7 ліцензій) та тютюнових виробів (11 ліцензій).

 

Подробнее

«Сьогодні головним принципом контрольно - перевірочної роботи фіскальних органів є вибірковість контролю на основі оцінки та опрацювання ризиків в діяльності платника, що цілком відповідає міжнародній практиці та дає змогу значно зменшити тиск на сумлінних платників, а також зосередити увагу фіскальних органів на ризикових платниках», - зазначив заступник начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Дмитро Мельник.

Так, протягом І кварталу 2019 року підрозділами аудиту ГУ ДФС у Дніпропетровській області проведено 444 документальні перевірки юридичних осіб, за результатами яких до бюджету надійшло 97,2 млн грн грошових зобов’язань, Це на 88 млн грн більше ніж у січні - березні минулого року.

Також, при зниженні у І кварталі поточного року кількості проведених фактичних перевірок суб’єктів господарювання, які використовують РРО, у порівнянні з відповідним періодом минулого року (101 проти 112), до бюджету надійшло фінансових санкцій в 1,8 разів більше (236 тис.грн проти 128 тис.грн).

 

Подробнее

За оперативними даними у поточному році фізичним особам – власникам об'єктів нерухомості сформовано близько 377 тис. податкових повідомлень-рішень з податку на нерухоме майно, відмінне від земельної ділянки, що на 23 тис. більше аналогічного періоду минулого року.

До сплати визначено податку на загальну суму понад 397 млн грн, що більше аналогічного періоду минулого року на 134 млн грн.

Про це повідомив начальник відділу адміністрування податку на нерухоме майно фізичних осіб, відмінне від земельної ділянки, Департаменту податків і зборів з фізичних осіб ДФС Володимир Гуцуляк.

За його словами, найбільші суми нарахувань податку обліковуються по ГУ ДФС у Дніпропетровській – 56 млн грн, Київській – 52 млн грн, Львівській – 28 млн грн, Донецькій – 25 млн грн областях та м. Києві – 32 млн гривень.

Станом на 10 квітня  поточного року громадянами вже сплачено до місцевих бюджетів 107 млн грн. податку на нерухомість, що більше аналогічного періоду минулого року на 45 млн гривень.

«Нагадаю, що фізичними особами податок сплачується протягом 60 днів з моменту вручення податкового повідомлення-рішення», – зазначив Володимир Гуцуляк.

Посадовець також нагадав, що цього року податок на нерухомість платники сплачують за 2018 рік за ставками, які були законодавчо визначені у цей період.

Так, податок нараховується на загальну площу об'єкта житлової та нежитлової нерухомості, в тому числі їх часток. Ставки податку встановлювалися рішеннями місцевих рад.

При цьому пільгові розміри майна, на які не застосовується ставка податку, складають:

для квартири/квартир незалежно від їх кількості - 60 кв. метрів;

для житлового будинку/будинків незалежно від їх кількості - 120 кв. метрів;

для різних типів об'єктів житлової нерухомості, в тому числі їх часток (у разі одночасного перебування у власності платника податку квартири/квартир та житлового будинку/будинків, у тому числі їх часток), - 180 кв. метрів.

 

Подробнее
Голосование
Кто победит на выборах президента Украины?
Петр Порошенко
Владимир Зеленский