Hyperloop или экономика. Зачем в Днепре строят новый аэропорт

30.11.2018 15:15

Верховная Рада заложила 200 млн грн на проектирование нового аэропорта под Днепром. Есть ли смысл в новой большой стройке?

Об этом пишет "ЛИГА. Бизнес", сообщает Интернет-издание "ДНЕПР. ГЛАВНОЕ".

Министерство инфраструктуры инициировало строительство нового аэропорта в Днепропетровской области. Рабочее название - Приднепровье.

В госбюджете на 2019 год заложено выделение первого транша на проект в размере 200 млн грн. По расчетам министра инфраструктуры Владимира Омеляна работы начнутся уже в 2019 году и завершаться максимум через три года.

Изначально предполагалось, что аэропорт возведут буквально в чистом поле - в пгт Соленое, которое находится 40 км от Днепра, и в 60 км - от Запорожья.

Однако, перед принятием госбюджета в законопроект внесли правки заменив формулировку "в городе Соленом Днепропетровской области" на "в Днепропетровской области". Позже мэр Днепра Борис Филатов подтвердил, что пока месторасположение окончательно не определено.

В министерстве говорят, что новый аэропорт должен стать хабом и решить вопрос авиасообщения конгломерации: Днепра, Запорожья и Кривого Рога. Он обеспечит обслуживание не менее 1,5 млн человек в год. Примерно столько сегодня обслуживает Жуляны – второй по пассажиропотоку аэропорт в Украине после Борисполя.

"Это правильное стратегическое решение для страны - построить новые воздушные ворота для Днипра, Запорожья и, потенциально, Кривого Рога, а не бесконечно ремонтировать старое, ведя перманентную борьбу за открытое небо", - ранее писал в своем Фейсбук Омелян.

Зачем днепрянам новый аэропорт

Одна из причин, которой оперируют сторонники нового проекта – ликвидиация монополии в Днепре, которую связывают с структурами близкими к олигарху Игорю Коломойскому.

В августе 2016 года ГАС установила, что аэропорты Днепра и Ивано-Франковска (по данным СМИ, также подконтролен структурам, связанным с Игорем Коломойским) создают неравные условия для авиакомпаний в своих аэропортах и искусственно ограничивают их права. Незадолго до этого из-за отказа обслуживать рейсы Turkish Airlines Днепр лишился авиасообщения со Стамбулом.

До недавнего времени в Днепре работали всего пять регулярных авиакомпаний: Днеправиа, Austrian Airlines, Windrose Airlines, МАУ и Ellinair. При этом аэропорт идет против растущего авиарынка, четвертый год подряд теряя пассажиров. За 2016 год минус 17,7% пассажиропотока (обслужил 285 000 пассажиров), в 2017 – он недосчитался еще 2,8% (276 954 пассажиров).

Чтобы решить проблему, в начале 2018 года государство попыталось национализировать аэропорт Днепр, но погрязло в судебных разбирательствах, которые продолжаются и сейчас.

Разблокировать процесс вокруг аэропорта вызвался частный инвестор - Александр Ярославский, у которого в управлении уже есть один авиаактив - аэропорт Харьков.

Бизнесмен заявил об урегулировании вопросов, касающихся переуступки объекта с действующим бенефициаром терминала в аэропорту Днепра – Коломойским и предложил государству профинансировать строительство взлетно-посадочной полосы. В таком случае Ярославский обязался построить новый терминал за свои деньги и взять его управление.

По его оценке, реконструкции ВПП и перронов в действующем аэропорте Днипра стоит $120 млн (она остается в госсобственности), терминала – около $80 млн.

Еще весной Владимир Омелян анонсировал строительство и модернизацию в Украине по пять ВПП в год. Министр надеялся, что государство выделит из госбюджета на эти цели 10 млрд грн. Уже в сентябре заявлял, что только два региональных аэропорта получат финансирование на строительство взлетных полос. Один из них в Днипре, на ВПП которого планировалось выделить 1 млрд гривен. Через месяц стало известно, что денег на строительство взлетных полос в бюджет-2019 не будет совсем. 

В итоге, в отсутсвие денег и предложение Ярославского стало неактуальным.

Цена вопроса

Однако идея строительства нового аэропорта продолжала жить. По словам председателя Днепропетровского областного совета Глеба Пригунова задачу построить аэропорт между Днепром и Запорожьем поставил лично президент Украины Петр Порошенко.  

Расчетов по стоимости нового проекта пока нет. По словам Омеляна, она соразмерна со стоимостью строительства аэропорта в Одессе или реконструкции действующего аэропорта в Днепре. То есть порядка $200 млн.

При этом пока нет и заинтересованного в строительстве инвестора. Ярославский уже заявил, что строить новый аэропорт – это утопия.

"Я в сказки не верю. Лучше почитать Ганса Христиана Андерсена. Мы уже слышали о гиперлупе. Давайте говорить о реальных вещах. Мы же не дети грудные, которые поверят. Вы можете представить, что такое построить на ровном месте аэропорт? Сейчас нет денег реконструировать. Построить новую полосу с имеющейся инфраструктурой - одни деньги. Я не знаю, сколько будет построить аэропорт в чистом поле, без коммуникаций. Наверное, десятки миллиардов гривен. Плюс, это еще все разрешения, авиационные разрешения, согласования. Если народ хотят отвлечь от реальных вещей - пожалуйста", - заявил на брифинге в Харькове 5 ноября Ярославский.

Что будет с Запорожьем

В случае реализации проекта, юго-восточный регион получает три полноценных аэропорта разного уровня. Помимо действующего аэропорта в Днепре, под боком есть еще аэропорт Запорожье, который сейчас активно реконструируется.

Проект реконструкции терминала аэропорта Запорожье

Строительство нового терминала планируют завершить 2019 году. Стоимость строительства – 530 млн грн. Очевидно что появление более сильного и крупного конкурента оттянет значительную часть пассажиров и поставит крест на развития Запорожя, как регионального хаба.  

Омелян утверждает, что ни Запорожье, ни существующий аэропорт в Днепре не решаю вопрос полноценного авиасообщения для региона. Зажатые в городской черте, они ограничены в пропускной способности. Этого ограничителя не будет у нового.  

В этих словах есть логика, тем не менее остаются открытыми вопросы:

- почему новый аэропорт предлагается строить за государственные деньги, а не привлекается концессионер?

- если аэропорт строиться за госсредства, почему для проекта выбрали именно Днипро?

- сколько времени займет строительство, сертификация и подвод коммуникаций абсолютно нового аэропорта, учитывая опыт Одессы, где аэропорт не могут реконструировать уже более шести лет?

- не эффективнее ли попробовать найти возможность реконструировать действующий аэропорт, а бюджетные деньги потратить на более актуальные инфраструктурные проекты?

И самое главное: где возьмут деньги на новый аэропорт, елси не хватает даже на реконструкцию действующих ВПП?

Как это повлияет на рейтинг:
Мэр Днепра
Подробнее
Экс-председатель Днепропетровской областной государственной администрации, бизнесмен
Подробнее
Председатель Днепропетровского областного совета, депутат облсовета 6 - 7 созывов, председатель Днепропетровской областной организации партии "Блок Петра Порошенко"
Подробнее
Комментарии
Последние записи в блогах

«Станом на перше червня поточного року за підсумками декларування громадянами доходів, отриманих у 2018 році, кількість поданих декларацій про майновий стан і доходи становить понад 40,6 тисяч на загальну суму 4,2 млрд гривень. За результатами декларування підлягає сплаті до бюджету 106,9 млн грн податку на доходи фізичних осіб та 13,8 млн грн військового збору. Це відповідно на 15,7 млн грн та на 1,7 млн грн більше, ніж за аналогічний період минулого року», - повідомила заступник начальника ГУ ДФС у Дніпропетровській області Ірина Сікіріна.

Вона також розповіла, що найбільше декларацій про доходи надійшло від отримання спадщини (2676 на загальну суму 1 млрд 394,7 млн гривень) та продажу рухомого/нерухомого майна (1121 на загальну суму 283,7 млн гривень). Іноземний дохід в розмірі 129,6 млн грн задекларували 200 мешканців області.

Наразі, про понадмільйонні статки повідомили 278 громадян регіону. За результатами декларування вони сплатять 40,4 млн грн ПДФО та 4,4 млн грн військового збору.

Разом з тим, 5687 мешканців Дніпропетровської області заявили про право на податкову знижку. За результатами поданих декларацій вони отримають 12 млн гривень.

Подробнее

Асоціація міст України категорично проти ініціативи щодо податкових пільг для земель залізниці. У зв’язку з цим надіслала до Комітету Верховної Ради України з питань податкової та митної політики свої зауваження до законопроєкту «Про внесення зміни до Податкового кодексу України щодо оподаткування земельних ділянок залізничного транспорту», яким пропонується встановлення податкових пільг для земель залізниці.

Подробнее

Впродовж січня – травня 2019 року органи фіскальної служби Дніпропетровщини забезпечили надходження єдиного внеску на загальнообов’язкове державне соціальне страхування на суму  6 млрд 285,9 млн гривень. Якщо цей показник порівняти з січнем – травнем  минулого року, то цьогорічна сплата єдиного внеску збільшилась на 1 млрд 58,2 млн гривень.

При цьому, лише у травні поточного року платники єдиного внеску Дніпропетровської області перерахували на рахунки Держказначейства 1 млрд 261,1 млн грн, що на 171,2 млн грн більше травневих надходжень 2018 року.

Нагадуємо, що єдиний внесок засобами програмного забезпечення автоматично розподіляється Державною казначейською службою України за видами загальнообов’язкового державного соціального страхування відповідно до визначених пропорцій та перераховується за призначенням – на рахунки, відкриті в Державній казначейській службі на ім’я фондів загальнообов’язкового державного соціального страхування і пенсійного страхування.

 

Подробнее

За січень – травень 2019 року за оперативними даними до зведеного бюджету зібрано 507,2 млрд грн. Це на 13,3%, або на 59,5 млрд грн більше відповідного періоду минулого року. Так, за січень-травень 2018 року до зведеного бюджету надійшло 447,6 млрд грн.

За словами в.о. Голови ДФС Олександра Власова, до державного бюджету зібрано 400,1 млрд грн. Цей показник перевищує відповідний період минулого року на 11,5%, або на 41,1 млрд гривень.

«Позитивна динаміка спостерігається по всіх податкових і митних платежах. Позитив маємо за рахунок ефективного адміністрування та контролю за правильністю декларування, а також акцентування на боротьбі з правопорушеннями. Крім того, маємо понад 90% сплати податків у добровільному порядку», - зазначив Олександр Власов.

Так, податкових платежів до загального фонду держбюджету у січні-травні 2019 року зібрано у розмірі 242,5 млрд грн. Це на 10,6% або на 23,1 млрд грн перевищує минулорічний показник.

Митних платежів надійшло 128,4 млрд грн, що на 2,8 млрд грн, або на 2,2% більше, ніж за січень-травень 2018 року.

У травні поточного року до зведеного бюджету зібрано 117,1 млрд грн. Це на 11,9%, або на 12,4 млрд грн перевищує показник травня минулого року. До державного бюджету зібрано майже 93,2 млрд грн. Це на 10,8%, або на 9,1 млрд грн перевищує збір травня 2018 року.

До загального фонду держбюджету у травні зібрано 60,1 млрд грн податкових платежів, що на 11%, або майже на 6 млрд грн більше, ніж у травні милого року.  Митних платежів надійшло 27,4 млрд грн, що на 3,3%, або на 0,9 млрд грн перевищує минулорічний показник.

Подробнее
Голосование
Сможет ли Владимир Зеленский быть самостоятельным президентом?
Нет, не сможет
Да, сможет