Этим летом транспорт Днепра ждут большие перемены
Конец прошлого года взбудоражил Днепр темой отмены ряда маршрутов. Теперь же, когда страсти немного утихли, директор Департамента транспорта горсовета Днепра Игорь Маковцев рассказал о том, зачем нужна ликвидация маршрутов, когда большие автобусы заменят «Спринтеры», об отношениях с перевозчиками и многом другом.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.
«Мы заявили о 33 маршрутах которые собирались убрать. Но теперь понимаем, что все 33 убирать не сможем. Действительно, существует огромная социальная нагрузка – у людей денег нет, действительно, это значительно удорожит проезд в транспорте. Поэтому разбили внедрение на этапы.
Часть наиболее социально-значимых маршрутов мы убирать не будем. Какие, пока сказать не могу. Но точно могу сказать, что это будут маршруты, которые едут из одного конца нашего огромного города в другой. Возьмем к примеру маршруты, которые едут с конца левого берега, допустим с Фрунзенского на Тополь, и наоборот. Будем честными – большую часть людей даже в пиковое время они везут со спальных районов в центр на работу и обратно с работы. А тех людей, что едут из одного конца города в другой прямой маршруткой, на самом деле очень мало. И все же современный человек будет искать работу поближе к своему дому, а не в другом конце города. Да, раньше было такое, что большому количеству людей нужно было добираться до промышленных районов города – это район завода Карла Либкнехта, район проспекта Свободы, улицы Академика Белелюбского (бывшая Краснозаводская), и район «Южмаша» который вообще был как город в городе. Но сейчас таких людей стало намного меньше, а тот же «Южмаш» работает 1-2 дня в неделю.
Так вот, маршруты, которые едут из одного конца города в другой — это нонсенс для урбанистики. Потому что по законам урбанистики, общественный транспорт должен довезти тебя до пересадочного узла и дальше ты едешь, куда тебе нужно. И они дублируют те маршруты, которые и так едут из спального района в центр. При этом «скашивая» деньги, которые бы могли заработать маршруты, что едут до центра или из центра в какой-то район города. Наша цель – убрать такое дублирование, и вообще уменьшить количество маршрутов, которые дублируют движение друг друга. Это позволит перевозчикам больше заработать на оставшихся маршрутах, что позволит им обновить подвижной состав. В том числе закупкой больших автобусов. По их словам, им на это понадобится год. Уже летом у нас заканчиваются договора с многими перевозчиками что работают в Днепре. И при проведении нового конкурса, конечно, мы будем обращать внимание на имеющийся подвижной состав и на обязательства по закупке новых больших автобусов. Будьте уверены, что дырявыми древними «Спринтерами» победить на конкурсе не получится. Также как и не получится просто взять крупные автобусы в аренду на время конкурса, а потом они исчезнут и на дороги Днепра выйдут «Спринтеры». Такого не будет. Потому что есть возможность расторгнуть договор на основании невыполнения договорных обязательств, и дальше будет проводиться новый конкурс.
Другая история – пересадки. Все боятся пересадок. Действительно в нашей транспортной системе есть установившиеся пересадочные узлы – «Старомостовая-Привокзальная» и «Центр», плюс сейчас нами организовывается узел в районе памятника Славы. Но надо признать, что эти узлы организованы интуитивно. То есть самой инфраструктуры для пересадок там нет. Это обычная дорога, где просто прибили знак что там допустим конечная и все. Нет ни карманов, где будут стоять автобусы в «отстойнике», ни остановки нет. И не должен человек выйти допустим на Глинки, и топать еще полкилометра до остановки на Яворницкого где ловить маршрутку на Тополь. То есть человек должен приехать с левого берега до пересадочного пункта в центре и ехать куда ему надо.
На таком пересадочном пункте будут посадочные платформы, остановки с навесами, и люди выйдя с автобуса, должны будут пройти 2 м и сесть в другой автобус. А не полный хаос. Да, людей пугает, что пересадки могут заставить переплачивать. Но такие вещи внедряются комплексно. То есть с внедрением е-билета человек сможет, купив один билет, доехать до пересадочного узла, там пройти 2 метра, пересесть в другой автобус и по тому же билету доехать куда ему нужно».
О тарифе и перевозчиках
«Теперь по поводу тарифа. Давайте признаем – когда в магазине растет цена на хлеб и колбасу, мы понимаем, что вырос доллар, что цены в целом растут, подорожал бензин и так далее. Выросла цена на любые услуги. Например, тот же проезд на поезде. И эти доводы в пользу удорожания чего-либо мы воспринимаем нормально. Так почему же тариф на городской транспорт мы воспринимаем как что-то особое? В структуре цены на проезд цена на бензин занимает, наверное, основное место. И за последние несколько лет доллар вырос в несколько раз, цена на бензин выросла тоже в несколько раз, а цена на проезд выросла лишь с 4 до 6 гривен. Конечно это неправильно. Но мы также понимаем, что и зарплата у людей за это время условно выросла лишь на 30%. Поэтому будем искать компромисс в повышении тарифа.
А вот глава профсоюза автоперевозчиков и автомобилистов лучше бы защищал права работников, водителей, а не отстаивал интересы руководителей АТП. Чтобы не было так что большая часть водителей оформлены на 3200, а потом у них будет пенсия 2 тысячи гривен, после впахивания десятилетиями, по 14 часов в день, что водители у нас умирают прямо посреди бела дня. И работать надо с водителями, чтобы не набивали маршрутки, так что из них люди вываливаются!
Также говоря о тарифе надо не забывать еще и такую вещь как длительность проезда, удобство. Для нас нормой является, что цена на поезд Интерсити больше чем на обычный, потому что он быстрее. Так же и в общественном транспорте – хочешь очень быстро, бери такси, для этого есть Uber. Хочешь дешевле и медленнее – есть автобусы, маршрутки. Хочешь еще дешевле – есть электротранспорт.
Вот смотрите, в 2015 году до нашей каденции было куплено 10 троллейбусов «Т-103», потом мы купили еще 12 троллейбусов «БКМ», потом еще 2 с автономным ходом, и в прошлом году проведен тендер на 12 троллейбусов Т-203, и они уже сейчас прибывают. Сейчас уже приехал седьмой троллейбус, и до конца февраля планируем получить все. Вчера, из 13 взятых по лизингу машин, пришла уже вторая. До конца марта они тоже должны все прийти. И мэр в прошлом году ездил в Британию, были разговоры по поводу кредита ЕБРР на 10 млн евро на покупку еще 50 машин.
Вот буквально на следующей неделе я еду во Львов, где собираются города-участники кредитного соглашения, а это кроме нас еще Львов, Одесса и ряд других городов, и мы рисуем маршрутную карту – каким образом будут проходить тендеры на закупку машин. Чтобы уже в этом году провести тендеры и купить эти 50 троллейбусов. По трамваям мы идем капитальным ремонтом – за прошлый год отремонтировали порядка 26 единиц. То есть с учетом того сколько ремонтов подвижного состава было проведено в последние пару лет, сколько новых троллейбусов выйдет на дороги в этом году, то по скорости и удобству мы составим хорошую конкуренцию частникам. Наконец, на ЖД пассажирские перевозки всегда были дотационными, а грузоперевозки приносили прибыль. В автоперевозках примерно так же. Не секрет что некоторые наши перевозчики в этой сфере работают. Говорить, что у них катастрофа, ну немного неправильно.
Что касается каких-то расчетов, то мы у перевозчиков постоянно запрашиваем документы о состоянии подвижного состава, его ремонте, что закупали, сколько перевезли пассажиров, но вопрос – можно ли верить этим документам? Когда мы допустим начинаем проводить замеры пассажиропотока на каком-то маршруте, то внезапно водители и стоячих перестают брать, и льготников спокойно перевозят, и на этот маршрут перебрасывают машины с других маршрутов. А проблема тех же нелегальных маршрутов! Мы полтора года потратили на то чтобы убить 4 нелегальных маршрута. Кто-то же был заинтересован в их работе.
Или ситуация с компенсацией за проезд льготников. Действительно, долгие годы на это суммы не выделялись. Сейчас как-то находим средства. Но на удивление есть перевозчики, которые отказываются от таких компенсаций, не хотят показывать сколько льготников перевезли, светить свой пассажиропоток»
О менталитете и остановках
«Возьмем площадь Островского, по периметру сплошной хаос, Шанхай и муравейник. Сейчас мы это пытаемся хоть как-то регулировать светофорами, но, по правде говоря, наши люди не имеют даже малейшего инстинкта самосохранения. Светофор, патрульная полиция стоят, но находятся люди, которые все равно махнули рукой и побежали. И это большая беда нашего города.
2,5 месяца мы запускали проект по проспекту Поля, чтобы маршрутки останавливались только на остановках. Мы собрали все знаки, по городу которые висят «просто так». И 2,5 месяца мы приучали и людей и маршрутчиков останавливаться на остановках. Теперь останавливаются. Сейчас мы посчитали что нужно 250 тыс. грн чтобы закупить знаки для остановок. Закупим и поставим. И опять же будем приучать людей и водителей что остановка там, где знак, а не там, где киоск с сигаретами.
Или еще хуже – что наши люди привыкли выйти из дому, подойти к дороге где угодно, махнуть рукой и автобус остановился. Наши люди и наши маршрутчики не понимают, что такого в цивилизованных странах нет, что общественный транспорт должен ездить только между остановками. Кстати в этом еще один плюс больших автобусов – там водитель не будет тормозить где угодно, через каждые 20 метров. Потому что у него тормозные колодки могут быть дороже «Спринтера».
И вот только сейчас, впервые за 25 лет город мы подготовили бюджет и будем массово ставить остановки. Но опять же – наш менталитет и здесь проявляется. На новых остановках стоит 10 миллиметровое каленое стекло и все равно его бьют. Или у нас каждую неделю бросают кирпичи в лобовое стекло троллейбуса или трамвая. Вот кому оно мешало это стекло, или в чем провинился водитель трамвая? То есть люди сначала винят чиновников что они «чего-то не делают», а потом то что для них делают сами же рушат».