Днепропетровский историк не сомневается, что Президент решится на декоммунизацию

11.05.2015 21:50   -
Автор:

Кандидат исторических наук, заведующий Музеем истории местного самоуправления Днепропетровской области, председатель Рабочей группы комиссии городского совета по наименованию и переименованию улиц Максим Кавун заявил, что в проекте закона о декоммунизации есть критерии, которыми смогут руководствоваться при выборе улиц и городов для переименования.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ».
«Мы получили на руки проект закона о декоммунизации. Хочу подчеркнуть, закон еще не утвержден. Это пока только общественное обсуждение. Мы ни в коем случае не являемся инициаторами переименования. В проекте есть критерии деятелей советской эпохи, которые подлежат снятию с улиц, переулков, площадей нашего города. Там перечислены такие критерии:
1) деятели коммунистической партии не ниже секретаря райкома;
2) участники установления советской власти на территории Украины (эта часть достаточно размыта с исторической точки зрения);
3) подлежат снятию топонимы, которые содержат увековечивание Октябрьского переворота 1917 года и аббревиатуры СССР и УССР.
У нас всего 2,3 тыс. топонимов. Предварительный вариант списка содержит 76 наименований. Это такие всем известные деятели как Дзержинский. В Днепропетровске в его честь названы улица и площадь, и улица и переулок в микрорайоне Таромское. Калинин — парк, спуск и переулок. Проспект, как известно, уже переименован. Есть Косиор, Постышев», – заявил историк.
Также он добавил, что проект закона содержит противоречивые с исторической точки зрения нормы.
«Кого считать топонимическими изгоями? Споры могут возникнуть насчет личности Брежнева, Щербицкого. Есть личность Артема. Из местных революционеров подлежат снятию Гопнер Серафима Ильинична (секретарь ЦККП(б)У), Квиринг Эммануил Ионович (глава обкома), Винокуров Александр Николаевич. Есть спорные личности. Например, Григорий Котовский — герой гражданской войны и член ЦИК УССР. Еще пример – знаменитый полярник Ширшов Петр Петрович, который потом стал министром морского флота СССР. Но он очень сильно пострадал, его жену репрессировали. Она умерла на золотых приисках. Ширшов не смог этого пережить, через 5 лет он умер. То есть он уже пострадал от коммунистического режима.
Есть еще ряд абстрактных названий: Комсомольская (у нас их две), Пионерская, Набережная Ленина, улица Ленина (тоже 2). Есть экзотические персонажи, которых все давно забыли и они не влияют ни на политику, ни на сознание. Например, улица Погребняка – это бывший министр сельского хозяйства УССР Брежневской эпохи. Но улицу народ до сих пор называет Полигонной», – добавил Максим Кавун.
Но, по его мнению, есть и одиозные фигуры, которые нужно снимать, – Дзержинский, Урицкий, Свердлов и прочие.
«Сложная тема с военачальниками. Фрунзе, например, военный деятель, теоретик, который успел побывать членом ЦККП(б). Что делать с такими личностями никто не знает. Но в проекте закона они все есть.
Естественно, подлежат искоренению по этому проекту улицы Советские (у нас есть переулок и улица), и очень сложная тема с аббревиатурами и юбилеями. Это улица 60 лет Октября в Приднепровске, 40 лет Комсомола (главная улица поселка Мирный), 55 лет ВЛКСМ и партсъезды – у нас есть 19, 22 и 25. С точки зрения науки, топонимика не приветствует аббревиатуры и цифровые названия.
Я поделюсь своими соображениями, что делать, если закон будет подписан Президентом, в чем я не сомневаюсь. Мне кажется, что необходимо до подписания изменить критериальную часть в сторону уточнения, кого именно не хотят видеть в названиях. Если мы будет двигаться в этом направлении, нельзя переименовывать пакетом, потому что это большевицкая практика, нужно устраивать общественные слушания, может не по каждой улице. На Западе в таких ситуациях собирают подписи.
Что касается альтернативных названий, так как это действительно топонимическая революция, я предлагаю обратить внимания на исторические названия. Например, Жовтневая площадь – Соборная, ул. Ленина – Воскресенская, Красная площадь – Троицкая площадь, Демьяна Бедного – Успенская. Сложнее ситуация с теми улицами, которым не вернешь исторические названия. Например, улица Свердлова была Скаковой, так как там проходили скачки, сейчас это название не актуально, потом она была Романовской, что тоже не подходит. Улица Володарского была Степной, потому что уходила в Степь. И самая крупная улица – Кирова, она была Полевой, было 3 квартала, она и упиралась в степь. Потом она была улицей Мопра. Этим улицам придется придумывать названия.
Мы, историки, предлагаем отойти от советской практики увековечения политических деятелей, потому что в нашей стране каждые 100 лет все меняется. Предлагаем пойти другим путем: есть список из примерно 50 фамилий людей, которые внесли свой вклад в развитие города и области, которые не вызовут ни у кого сомнений. Это почетные граждане, деятели войны, которые не увековечены, деятели, которые занимались развитием хозяйства, культуры, городские головы, архитекторы.
Ну и абстрактные названия, которые оперируют какими-то чувствами, – Ивовые, Лиловые, Абрикосовые. Людям приятно жить на таких улицах. Наши названия зачастую очень тяжеловесны.
Хотелось бы, чтобы данный вопрос решался с учетом мнения горожан, а не сверху, как это делалось в советский период», – сообщил Максим Кавун.
Источник: Днепр Пост