Декларации для всех: когда могут ввести в Украине и зачем

16.07.2018 13:00   -
Автор:

После того, как Верховная Рада проголосовала за закон «О валюте и валютных операциях», вопрос о всеобщем декларировании вновь встал на повестке дня.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на «Сегодня».
Пункт 11 этого закона обязывает Кабинет министров и Нацбанк, в частности, разработать и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроект об осуществлении одноразового декларирования активов физических лиц.
Правда, это задача не самого ближайшего будущего. Закон «О валюте и валютных операциях» вступит в силу лишь с 7 февраля 2019 года, а подать законопроект Кабмин и НБУ должны в течение 6 месяцев после вступления закона в силу, т. е. примерно к августу 2019-го. Так что, если даже он пройдет все положенные процедуры достаточно быстро (что маловероятно, с учетом дискуссионности вопроса), раньше 2020 года действовать не начнет.
Кроме того, остается неясным, будет ли декларирование действительно всеобщим, или же будет касаться не всех. Ведь пока в формулировке закона не упомянуто, что речь идет именно о «всеобщем» разовом декларировании.
О том, что в Украине может быть введено всеобщее декларирование доходов граждан, говорится уже давно. Но примерно столько же говорится и о возможности введения «нулевых деклараций» – т. е. добровольной легализации доходов, после которой декларант получает «налоговую» амнистию и гарантию непреследования за доходы, которые добыты «в тени».
Задача у этих двух подходов одна: уменьшить «теневой» сектор экономики, который, по оценкам МВФ, составляет в Украине 44% ВВП, и наполнить бюджет за счет налогов на «вновь выявленные» доходов. Кроме того, информацию о доходах и расходах граждан, подавших декларации, можно будет внести в базы данных и затем проверять, соответствуют ли доходы декларанта его расходам. Таким образом во многих странах мира выявляют коррупционеров и тех, кто не полностью вывел свое имущество из «тени».
До сих пор внимание большинства депутатов было сосредоточено именно на «нулевом» декларировании. Так, в 2015 году в Верховной Раде был зарегистрирован «Закон о нулевой декларации». Он не предусматривал обязательного декларирования. Но предполагал, что многие представители бизнеса захотят подать такую декларацию, поскольку получат шанс легализовать имущество, приобретенное «в тени», и освобождение от юридической ответственности за «старые» нарушения валютного и налогового законодательства. Правда, податели декларации должны были бы заплатить «налог на декларирование доходов, имущества и имущественных прав», за счет которого планировалось пополнить бюджет.
Год спустя проект закона о нулевом декларировании был отозван. А вот законопроект о налоге остался и даже был включен в повестку дня 8-й сессии Верховной Рады.
В 2016 году появился еще один законопроект на эту тему – о «ё-декларировании». Отмечая, что идея е-декларирования в Украине скомпрометирована и превратилась в фарс, автор предлагал перейти от е-декларирования к ё-декларированию (йо-декларуванню), установив новые, более жесткие правила. Декларантами предлагалось считать не только представителей власти, но также военных (кроме рядовых-срочников) и всех других силовиков, каждого представителя контролирующих и проверяющих служб (и не только государственных), весь юридический корпус, нотариусов, оценщиков, общественников и вообще всех, кто так или иначе выполняет «организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности». Иными словами, каждого, кто имеет доступ к материальным ценностям или деньгам. Это не было бы «всеобщим декларированием» в прямом смысле слова, но декларации стали бы обязательными, пожалуй, для большинства взрослого населения страны. Но этот законопроект был, скорее, похож на шутку (там, например, предлагалось ввести термин «труженики преступного мира»). Через год его просто сняли с рассмотрения.
В 2017 году вновь ожила идея «нулевого декларирования». Законопроект «О легализации имущества в связи с добровольным декларированием имущественного положения и незадекларированных доходов физических лиц». В качестве «платы за прощение» декларанту предлагалось либо сразу заплатить все налоги на «обеленное» имущество, либо приобрести гособлигации на сумму, равную 10-12% стоимости задекларированного имущества.
Законопроект до сих пор находится «на ознакомлении» комитетов. А тем временем, уже в нынешнем году, в парламенте был зарегистрирован еще один похожий проект: «О правовом режиме добровольного декларирования средств, имущества и других объектов физическими лицами». Он также предполагал наполнить бюджет за счет налогов за выведенное из тени имущество. Взамен декларанту гарантировался «нулевой» интерес со стороны правоохранительных органов к происхождению имущества и к налогам за прошлые годы.
В то же время правительство всерьез задумалось о всеобщем декларировании. Вероятно, не слишком веря в то, что украинцы побегут добровольно заполнять «нулевые» декларации. В «Приоритетном плане действий правительства на 2017 год» содержался пункт о разработке в IV квартале «проекта закона о внедрении общего декларирования доходов и расходов физических лиц и налогового контроля за соответствием доходов и расходов граждан с использование непрямых методов». Этот закон должен был ввести в действие автоматическую систему мониторинга за соответствием доходов и расходов граждан. А ожидаемым результатом значились «детенизация экономики и противодействие размыванию налоговой базы». В плане указано, что задание выполнено, и законопроект внесен в парламент.
Еще раньше, во II квартале 2017-го, Кабмин планировал закупить серверное оборудование и провести модернизацию информационно-телекоммуникационной системы Единого госреестра деклараций госслужащих, дополнив ее идентификационным и верификационным модулями. И этот пункт плана тоже значится как выполненный. Новое оборудование позволяет автоматизировать работу с большими объемами информации и сопоставлять данные из нескольких реестров. Пока что оно «тестируется» на декларациях чиновников. Но вполне вероятно, что его мощности хватит и для работы с декларациями всего населения Украины.
В «Среднесрочном плане приоритетных действий правительства до 2020 года», который был утвержден весной 2017 года, также упоминается «внедрение общего декларирования доходов и расходов физлиц и налогового контроля за соответствием доходов и трат граждан с использование непрямых методов» – как задача на 2017 год. Однако уже через пару месяцев после принятия документа премьер-министр Владимир Гройсман заявил, что система всеобщего декларирования внедряться не будет.