Что наобещала коалиция народу?
В годовщину Майдана пятерка политических сил, заявивших о желании создать коалицию, наконец, подписали коалиционное соглашение. Причем 20 ноября поздно вечером четыре участника процесса из пяти фактически поставили «Блоку Порошенко» ультиматум – они парафировали соглашение и стали ожидать подписи представителя президентской силы. Фактически Виталия Ковальчука, который представлял Блок на переговорах, взяли в заложники, но тот не мог ставить подпись без отмашки с Банковой, пишет «Главком».
У Президента же не скрывали своего недовольства предлагаемым вариантом, который отличался от«рабочего», вывешенного неделю назад на сайте «Блока Порошенко». Но, в итоге, Ковальчуку на помощь пришел однопартиец, близкий к президенту Владимир Гройсман, который дал добро на парафирование.
21 ноября представители политсил (правда, уже в более «авторитетном» составе) в кинозале Верховной Рады поставили точку в длительном переговорном процессе, сопровождавшемся внутренними склоками, взаимными обвинениями и ультиматумами.
Понятно, что на Банковой считали, что именно президентская сила должна играть первую скрипку в этой истории и даже пытались настаивать на том, чтобы вписать в преамбулу, что стороны будут руководствоваться президентской «Стратегией реформ-2020». Итоговым вариантом у Порошенко остались недовольны, но Петр Алексеевич сейчас не в той ситуации, чтобы диктовать свою волю. Даже если верить информации, что Блок Порошенко смог раздуть свою фракцию в парламенте до полутора сотен мажоритарщиков за счет самовыдвиженцев.
Впрочем, Банковой удалось протолкнуть нормы, благодаря которым можно будет расставить президентских смотрящих по всему Кабмину. Вводиться институт так называемых государственных секретарей Кабмина и каждого министерства, которые фактически будут играть роли «теней» премьера и министров. Правда, есть для Президента и тревожные звоночки – стороны обязуются принять закон, регулирующий процедуру импичмента. В свою очередь, депутаты обещают снять с себя неприкосновенность.
ПОЛНЫЙ ТЕКСТ КОАЛИЦИОННОГО СОГЛАШЕНИЯ
Вообще коалиционное соглашение состоит из преамбулы, регламента и содержательной части, разбитой на несколько направлений реформ, без выполнения которых, как сегодня сказал вице-президент США Джо Байден, денег нам не дадут.
В реформировании финансового сектора члены коалиции поставили задачу интегрировать украинский финсектор в мировые рынки капитала, обеспечить его инфраструктуру и отрегулировать согласно европейским практикам. А также – убрать все преграды для привлечения иностранных инвестиций. Ну, тут Бог в помощь, как говорится, были какие-то варианты?
Для усиления качества регулирования финсектора, к примеру, планируется среди прочего передать наблюдение за бюро кредитных историй от Нацкомфинуслуг Нацбанку. Кредиторам обещают разработать нормативно-правовую базу для защиты прав с учетом международного опыта. Планируется ликвидировать все возможности и механизмы, позволяющие не платить налоги.
В угольной отрасли запланирована приватизация всех шахт на протяжении 2015–2016 года и ликвидация тех шахт, которые не удастся продать. Процесс закрытия шахт завершится в 2019 году.
В рамках реформы сельского хозяйства планируется до 1 января 2016 года завершить и разграничить земли сельхозназначения государственной, коммунальной и частной собственности. Из законодательства должны быть исключены нормы, которые позволяют арендовать земельные участки сельхозназначения государственной и коммунальной собственности на неконкурентных условиях. Также в документе прописаны методы по усовершенствованию арендных отношений и механизмы развития рынка аренды.
До 1 января 2018 года сохраняется действующая система налогообложения сельхозпроизводителей. Однако до 1 июня 2017 года должна быть разработана новая система. Подписанты соглашения обещают также господдержку фермерских хозяйств, мелких и средних товаропроизводителей путем предоставления льготных кредитов. Планируется приватизация госпредприятий, подчиненных Минагрополитики, кроме объектов природно-заповедного фонда и памяток культуры, и привлечение инвестиций международных финансовых учреждений в агрокомплекс Украины. Также будут продолжаться процессы дерегуляции предпринимательской деятельности в этой сфере.
Для содействия международной торговли есть план перейти от ограничений экспорта к формированию государственного мобилизационного резерва для обеспечения нацбезопасности, уменьшить растраты, связанные с реализацией сельхозпродукции, содействие продвижению собственных производителей на внешние рынки. Также будет разработана концепция развития сельских территорий, которая среди прочего предполагает законодательное обеспечение увеличения финансирования местных бюджетов.
Ожидаемо гуляет документом настроение приведения всего и вся к нормам Европейского союза.
Нынешнюю избирательную систему, как и было объявлено ранее, заменят на пропорционалку с открытыми списками (довольно размытое определение), а мэры крупных городов будут избираться в два тура.
Регламент работы коалиции дорабатывался до последнего – в нем прописано, что руководящими органами коалиции являются Общее собрание и Совет коалиции. Общее собрание коалиции может вносить Президенту кандидатуры премьера, принимать решения о внесении изменений в соглашение и «убивать» коалицию. Собираться они должны не реже, чем раз за сессию, а решение Сборов считается правомочным, если за него проголосовало не меньше двух третей депутатов от общего состава коалиции и не меньше половины депутатов каждой из фракций, в нее входящих.
Если Общее собрание – это больше стратегический орган, то Совет коалиции – тактический. Он обсуждает текущие законопроекты, которые выносятся в сессионный зал, и формирует повестку дня. В него входят по три представителя каждой из фракций, но каждая депутатская фракция (независимо от ее численности) имеет один голос при принятии решений. В период проведения сессий Рады Совет коалиции должен собираться не меньше, чем раз в неделю. Его решения принимаются консенсусом.
В регламенте сделан реверанс в сторону «Оппозиционного блока» – оппозиции гарантирован один день в неделю, когда они могут сами составлять повестку дня. Такая традиция уже существовала во времена Януковича – по средам оппозиционеры творили в зале, что хотели, но понятно, никаких решений не принимали. Плюс тогда «День оппозиции» был нигде не закрепленным жестом доброй воли со стороны большинства. Здесь же указано, что оппозиционеры могут рассчитывать на пропорциональное представительство в парламентских комитетах, но вот о руководящих должностях в комитетах – молчок.
Теперь осталось эти благие позывы реализовать, а для начала хотя бы огласить в первый день работы нового парламента создание коалиции и назвать претендентов на министерские портфели.
Автор материала: Павел Вуец