Чем закончатся выборы в Павлограде?
Избирательная кампания в городе Павлограде Днепропетровской области привлекла внимание общественности, СМИ и экспертов, громко прозвучав на всю страну. Что произошло в реальности? Очередное столкновение интересов закона и приватных интересов команды Игоря Коломойского, которая, как известно, для достижения победы готова изменять правила и переписывать законы.
Официально для общественности конфликт был представлен как попытка власти руками ЦИК сорвать проведение «честных и справедливых» выборов, на самом же деле, подоплека оказалась куда интереснее – интрига с подтекстом.
Еще летом командой олигарха была сделана ставка на действующего мэра Павлограда Ивана Метелицу, некогда активного функционера от Партии регионов, которого оперативно затянули в партию «Відродження», дав команду сформировать нечто типа группы «крепких хозяйственников».
Проанализировав расклады и электоральные предпочтения павлоградцев, было установлено, что Метелица не имеет шансов на то, чтобы сходу выиграть у своего прямого конкурента от «Оппозиционного блока» в одном туре, разрыв был слишком велик.
Попытаться уравнять шансы можно было лишь во втором туре.
Тогда в качестве технического кандидата – но уже от второй партии Коломойского – «Укроп», был задействован участник АТО Евгений Терехов из близкого окружения Геннадия Корбана и Бориса Филатова.
Если Метелице отводилась роль основного кандидата, который по задумке был призван обеспечить отрыв голосов у «Оппозиционного блока», то Терехов должен был собрать электоральный «урожай» у симпатиков Майдана, бывших сторонников «Батькивщины», Радикальной партии и «Блока Порошенко».
Обеспечить решающий перевес в голосах для Метелицы во втором туре был призван как раз технический кандидат Евгений Терехов от «Укропа», представляющий якобы демократический лагерь.
Технологически группа «Привата» к выборам в Павлограде подготовилась грамотно, тщательно, но все-таки незаконно.
Центральной проблемой являлось именно то, что в Павлограде было менее 90 тысяч избирателей, как требовал закон о выборах для того, чтобы проводить два тура.
Тогда в действие и вступил пресловутый админресурс от кандидата из «Видродження» мэра Ивана Метелицы. Благодаря тому, что в городском отделе ведения реестра избирателей работает его родственница, было подогнано необходимое количество жителей Павлограда под требуемую цифру.
Таким образом, к 1 августа 2015 года количество избирателей в городе якобы составляло 90 295 человек. Однако прямо в день голосования – 25 октября – в 8 утра на избирательных участках зафиксировали цифру в 89 890 избирателей.
Публичное обнародование этого числа стало полной неожиданностью для всех и угрозой для планов группы «Приват», которые рассчитывали протянуть Ивана Метелицу во втором туре.
Неделя после дня выборов 25 октября принесла Павлограду всеукраинскую известность. Сразу же после сообщения городской территориальной избирательной комиссии (ТИК) о том, что выборы мэра должны проводиться в один тур, на нее началась целенаправленная массированная информационная атака.
Результаты голосования еще даже не были объявлены, но предварительный подсчет голосов уже показывал уверенную победу на выборах мэра Анатолия Вершины от «Оппозиционного блока» с большим отрывом от всех остальных кандидатов.
Поэтому «Приват», опасаясь победы Вершины уже в первом туре, тут же запустил на подконтрольных СМИ сюжеты о «наступлении реваншизма», «украденной победе» и «проигрыше демократии».
Поэтому ЦИК приняла постановление о том, что выборы в Павлограде могут считаться проведенными в один тур и оставила право принятия окончательного решения за местной избирательной комиссией. Чтобы избежать эскалации конфликта, было принято решение о проведении второго тура.
В реальности произошло то, что сильно спутало карты теневого избирательного штаба команды «Привата».
Иван Метелица и партия «Видродження» потерпели сокрушительное поражение, а Терехов и «Укроп», наоборот, обошли тех, кого должны были страховать. По сути, Метелица оказался «сбитым летчиком», который опустил рейтинг «Видродження» еще ниже.
Сценарий поменялся прямо на глазах и корректировки пришлось вносить непосредственно по ходу кампании. Для группы «Приват» Павлоград – это особо ценный приз, который они стремятся заполучить любой ценой.
Что остается делать технологам «Укропа» в этой ситуации, учитывая, что времени остается совсем немного, а рейтинг конкурента только возрастает? То, что они умеют делать профессионально – сбить с толку избирателей профессиональными подменами понятий, информационной шумихой, ложными угрозами и умелыми манипуляциями.
Первое. Любыми способами попытаться убедить павлоградцев, что кандидат от «Оппозиционного блока» якобы несет угрозу сепаратизма. Это излюбленный прием штаба «Укропа» по формированию образа «чужого» среди своих.
Второе. Вместо конкретики и реальных дел пообещать избирателям заведомо невыполнимые планы.
Третье. «Укропу» крайне важно будет донести идею, что 26-ти летний молодой кандидат, который вообще не имеет никакого опыта работы в государственных органах и местном самоуправлении, это якобы серьезная политическая фигура и готов управлять сложнейшим городским хозяйством.
Совершенно понятно, что Евгений Терехов проиграет Анатолию Вершине в любом случае, но «Укроп» принял решение форсировать события, не считаясь ни с какими потерями и затратами.
Это закономерный шаг любого из политических проектов, которые появляются под выборы и работают только ради собственных интересов. Достаточно вспомнить провальный проект «Озимое поколение», партию «Мы» Литвина. «Укроп» и «Видродження» Игоря Коломойского – из того же разряда: гремучая смесь агрессивности и неуемных амбиций за счет простых людей.
По сути, вместо того, чтобы готовить Павлоград к сложному отопительному сезону, начинать реализацию проектов по социально-экономическому развитию, «Укроп» старается втянуть город в очередной политический конфликт.
Елена Вернигорова