«Еще раз по поводу скандала вокруг «Лиц» и главреда Алены Гарагуц. Почему не помогаю проигравшей суд газете, а с плохо скрываемым злорадством наблюдаю за процессом ее увядания.
Алену знаю со второй половины1990-х. Тесное сотрудничество с ней началось осенью 2004-го в ходе пиар-кампании против тогдашнего губернатора Яцубы.
Алена компромат публиковала охотно, но – за деньги. При этом требовала гарантий, чтобы в случае судебного иска ее обеспечили бесплатным адвокатом. Такие гарантии ей были даны, но не пригодились – компромат был юридически выверен. После ухода Яцубы сотрудничество с Гарагуц несколько раз возобновлялось. Опять-таки, на платной основе. Потом сошло на нет. Без взаимных претензий», – пишет на своей странице в фейсбук известный днепропетровский журналист, советник губернатора Борис Брагинский.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ».
«Сергей Довлатов говорил, что честный журналист продается один раз в жизни. Ему же принадлежит афоризм: «Порядочный человек тот, кто делает гадости без удовольствия». До определенной поры Гарагуц этот рубеж не переступала, но потом вошла во вкус. Брала деньги у заказчика, потом у его оппонента. Это называлось обеспечить баланс мнений.
Применялась и такая технология: в адрес какого-нибудь «богатенького буратины» фабриковалось обвинение от имени «общественности». А затем «обвиняемому» предлагали опубликовать статью-опровержение от его имени – на платной, естественно, основе. Насколько мне известно, многие на этот удочку попались.
Многие, но не все. АТБ – тому пример. В одном из материалов, ставших предметом иска, автор (некая общественница) прямым текстом называет торговую сеть «организованной преступной группировкой». Без мало-мальски серьезных оснований, чисто на эмоциях. Будь Гарагуц потоньше, могла бы грамотно отредактировать статью, чтобы не доводить дела до суда. Например, так: «Мне кажется, что АТБ -…» Далее по тексту. За «кажется» не судят. Или уж если лопухнулась, опубликовать опровержение, извиниться, наконец. Законы у нас в отношении прессы мягкие, суд в большинстве случаев на стороне журналистов. Но Алена – девушка упорная. Видимо, решила, что если не пойти на принцип, в следующий раз ее не примут всерьез, и раскрутить жертву на бабки не получится. При такой стратегии рано или поздно должен был случиться срыв. И он случился», – добавляет Брагинский.
По мнению журналиста, газета «Лица» имеет несколько вариантов решения проблемы со своим печатным изданием.
«Трагедии в ситуации с «Лицами» не вижу. В Интернете, куда ушло большинство бывших печатных изданий, можно существовать с минимальными затратами, продолжая оказывать влияние на умы. Ну, а если поклонникам газеты невтерпеж, пусть скинутся, например, по 10 грн с носа. Наберется таких поклонников10 тысяч – можно с лихвой погасить материальный ущерб истцу. Есть еще один выход – найти инвестора с условием сохранения коллектива редакции, в т.ч. главреда. Так, например, поступил один мой коллега. Да, он теперь не хозяин издания, но никто не уволен, и газета по-прежнему выходит.
Знаю, о чем пишу. Семь лет проработал главредом, прошел через восемь судов. Ни один не проиграл. Суммы исков были от 2,5 тыс до миллиона гривен с хвостиком. Что важно: ни один из упомянутых судов не касался заказных публикаций. Поверьте, судья тоже человек, он интуитивно понимает, когда журналист ищет истину, а когда деньжат по легкому пытается срубить. Те же публикации, за которые газета брала деньги, и оформлялись соответствующим образом: специальная пометка или рубрика, официальный договор с заказчиком, отдельным пунктом предусматривающий юридическую ответственность последнего за изложенные факты, деньги – только по перечислению. Если эти правила игнорировать, редакция попадает в зону риска. Можно зашибить кучу деньжищ, а можно крепко влипнуть. Гарагуц в свое время сделала свой выбор, который ей, заметьте, никто не навязывал», – заключил Борис Брагинский.
Читайте также: До громадської ради при ОДА не пускають організації, що утворилися після Майдану