«Большая халтура» Олейника и Бондаренко: как Днепропетровская область проваливает программу президента и уничтожает его рейтинг

05.10.2020 20:00   -
Автор:

С приходом к власти Владимира Зеленского вопрос развития инфраструктуры был поднят на национальный уровень. Программа «Большая стройка» – один из флагманов внутренней политики. И, как показало недавнее исследование, эту инициативу поддерживает подавляющее большинство украинцев. Люди хотят видеть больше нормальных дорог, больниц и школ.

В предыдущие годы бесспорным лидером по построенному, отремонтированному и сданному в эксплуатацию была Днепропетровская область. Благодаря перераспределению средств от децентрализации и грамотному менеджменту здесь удалось массово реализовать множество проектов – от ремонта сельских дорог до перехода целых городов на альтернативные источники энергии. Учебные заведения Днепропетровской области стали стандартом новой украинской школы и образцом для копирования в других регионах.

Но за последний год инфраструктурный прогресс ощутимо забуксовал, превратившись из марафона в стометровку. Днепр.Главное разбирался, почему так произошло.

5 школ без мебели за год

На днях нынешний глава Днепропетровской обладминистрации Александр Бондаренко презентовал результаты своей работы за год. Он рассказал, что в 2020 году «по программе президента «Большая стройка» в регионе обновляли 5 детских садиков, 5 школ и 5 стадионов». Средняя готовность объектов – 90%.

Для сравнения, в 2019 году в области одновременно строили и реконструировали 50 объектов спортивной инфраструктуры и столько же садиков и школ. В отчете об этом не упоминают, как и о том, что сроки сдачи уже провалены, ведь большинство этих объектов должны были завершить осенью 2019 года или максимум весной 2020 года.

В их числе – Мариинская гимназия в Днепре, которую накануне учебного года проинспектировал Владимир Зеленский. Как говорят местные жители, к приезду президента срочно организовали доставку парт для класса из соседней школы – в Мариинской гимназии по состоянию на конец августа не закупили мебель. Как видно по фотографиям, нет также интерактивной доски и жалюзи или штор, которые должны быть по проекту.

Такая же ситуация в других «новых» школах – мебель и оборудование больше не закупают. Но старые парты и шторы, купленные вскладчину родителями – пустяки по сравнению с отсутствием пищеблока. К примеру, учеников Токмаковской школы №1 планируют возить на обед автобусом в другую школу. В такой ситуации о недостроенном стадионе или пустыре вместо спортплощадки при школе никто и не вспомнит. Кстати, изначально президенту планировали показать не областную гимназию, а районную, в Перещепино. Но не рискнули. Сама школа после реконструкции выглядит отлично, но поскольку денег на закупку мебели не выделили – там стоят старые парты, которые разваливаются на глазах. А вокруг новенькой школы – заброшенный стадион и пустыри с бурьянами. Денег на благоустройство территории тоже не выделили. Зато глава ОГА заявляет о значительной экономии средств.

Новости Украины - Родители против новой школы: почему реформа началась с  провала - Апостроф

Реконструкцию стадионов и спортивных комплексов тоже поставили на паузу, даже в родном для президента Кривом Роге, где он недавно открывал футбольный матч. Бюджет реконструкции местной ДЮСШ №3 урезали на 60%, выкинув из сметы футбольное поле, половину дорожек, игровые площадки, трибуны, внутренние помещения и благоустройство территории. Остается вопрос: что же тогда собираются реконструировать?

Ответ могут дать воспитанники ДЮСШ в поселке Софиевка. В конце 2019 года здесь должны были открыть после реконструкции полноценный стадион, но работы остановили. С тех пор футбольные матчи на кучах щебня стали визитной карточкой поселка. Еще меньше повезло жителям Никополя. К концу года им обещали построить новый бассейн, однако работы были полностью заморожены на стадии фундамента.

Нет причин для радости и у родителей малышей. Так, к примеру, выглядит садик в Старых Кодаках, который уже должен был принимать детей.

Черепашья скорость «Большой стройки» в Днепропетровской области за год губернаторства Бондаренко отчетливо видна в цифрах. Большинство детских учреждений и спортивных объектов достраивается с такой скоростью, что в новые садики и школы в лучшем случае пойдут дети нынешних учеников.

Однако это не мешает главе ОГА заявлять о достигнутых успехах: «Последний год на Днепропетровщине прошел под знаком развития инфраструктуры. По всему региону кипела работа. Обновляли школы, садики, больницы, спорт-объекты, парки, дороги. В регионе стартовал самый масштабный и ожидаемый проект – строительство аэропорта. Работы по возведению полосы и терминала одновременно начали государство и инвестор».

Дороги в области действительно строятся. В представленном Бондаренко отчете-презентации им уделено большое внимание. Вот только большинство указанных в ней трасс (Днепр – Решетиловка, Днепр – Кривой Рог – Николаев, Кропивницкий – Запорожье, Знаменка – Изварино, Н 08 – Никополь, мосты, южный обход Днепра) строит не ОГА, а Укравтодор. Бондаренко не имеет к ним никакого отношения. И именно поэтому они строятся.

То же касается и аэропорта – проектом занимается Министерство инфраструктуры и частный инвестор (компания Александра Ярославского DCH). Строительство терминалов финансирует инвестор, взлетно-посадочной полосы – государство, участия ОГА в этом нет. А вот то, что должны были сделать Олейник и Бондаренко, а именно передать землю для строительства ВПП в Министерство Инфраструктуры, ими до сих пор не сделано.

Так почему же молодой губернатор приписывает себе чужие заслуги, но забывает о своих непосредственных обязанностях?

Модель и его куратор

Досье губернаторов: харьковчанин возглавил Днепропетровскую область

Через некоторое время после назначения Александра Бондаренко на должность главы Днепропетровской ОГА журналисты узнали пикантные факты из его биографии. Оказалось, что молодой чиновник был частым гостем российских ток-шоу для домохозяек и до сих пор числится в базе актеров как модель украинского происхождения, готовая сниматься в рекламе нижнего белья. В программе Первого канала РФ «Давай поженимся» будущий губернатор имел большой успех.

Бондаренко называют ставленником главы Днепропетровского облсовета Святослава Олейника, который, в отличие от своего протеже, имеет большой опыт работы на руководящих должностях в государственных органах и многолетнее партнерство с Игорем Коломойским.

Именно с интересами Олейника связывают тот факт, что после вступления в должность Бондаренко были остановлены фактически все работы по области. От подрядчиков по инфраструктурным проектам требовали согласиться добровольно-принудительно снизить стоимость работ. Несогласным попросту «выкручивали руки», оплачивая уже выполненную работу в последние 2-3 недели, либо с задержкой и небольшими частями. Закупать материалы, платить зарплату и налоги в таких условиях подрядчик не может.

Желающих работать становилось все меньше. Как следствие – уже начатые объекты строительства и реконструкции начали массово замораживать, о новых проектах просто забыли. Десятки школ и садиков, больниц и стадионов национальной программы «Большая стройка» в Днепропетровской области превратились в «Большой недострой», в то время как Бондаренко продолжал рапортовать об успехах в строительстве национальных дорог и аэропорта, вне сферы своих полномочий.

Зато зашли «нужные» подрядчики. СМИ неоднократно писали о том, как в 2014-2017 годах компании, связанные со Святославом Олейником, не смогли достроить до конца ни одного объекта инфраструктуры. Садики, школы, парки, Зал игровых видов спорта в Днепре – все «замерзало» в полуготовом виде, несмотря на то, что государство за работы своевременно платило. 

Впрочем, Зал игровых видов спорта в 2020 году все же достроили. Но, как и в случае с перещепинской школой, президенту решили не показывать – зал обеспечен электричеством только на треть и не имеет отопления. Но самым памятным стал скандал вокруг ремонта трассы Днепр – Запорожье и Днепр – Пятихатки. На участках, где подрядчиком была нечужая Олейнику компания «УПС», асфальт пришел в негодность менее чем за год эксплуатации. Областной автодор официально выдвинул претензии.

Незадолго до этого сам Олейник, будучи заместителем главы ОГА, поймал компанию «УПС» на махинациях с тендерами. После чего владелец компании провел некоторое время за решеткой, а контроль над «УПС» перешел к самому Олейнику. И теперь, по словам днепропетровских активистов, отремонтированные «УПС» участки легко можно опознать по вмятинам, битумным пятнам и пошедшему трещинами асфальту.

И пока молодой губернатор позирует фотографам и отчитывается об успехах, все вопросы решаются в облсовете. Именно здесь режут сметы так, что школы сдаются без мебели, оборудования и благоустройства территории, а детско-юношеские спортивные школы теряют футбольные поля, трибуны, беговые дорожки и помещения. Зато можно подготовить красивую презентацию и рассказать о большой экономии.

Между Днепропетровской ОГА и облсоветом царит идиллия, на фоне которой по всей области стоят сотни замороженных объектов – школ и амбулаторий, садиков и больниц, парков и стадионов, которых так ждут люди. Всего год назад в области строилось и реконструировалось 310 объектов. Теперь их число сократилось до 30, из которых до конца года в лучшем случае достроят 3 и сдадут без мебели, отопления, света и территории.

«Большая стройка» в Днепропетровской области окончательно превратилась в «Большую халтуру». Не пора ли президенту вмешаться?