«Большая халтура» Олейника и Бондаренко: как Днепропетровская область проваливает программу президента и уничтожает его рейтинг
С приходом к власти Владимира Зеленского вопрос развития инфраструктуры был поднят на национальный уровень. Программа «Большая стройка» – один из флагманов внутренней политики. И, как показало недавнее исследование, эту инициативу поддерживает подавляющее большинство украинцев. Люди хотят видеть больше нормальных дорог, больниц и школ.
В предыдущие годы бесспорным лидером по построенному, отремонтированному и сданному в эксплуатацию была Днепропетровская область. Благодаря перераспределению средств от децентрализации и грамотному менеджменту здесь удалось массово реализовать множество проектов – от ремонта сельских дорог до перехода целых городов на альтернативные источники энергии. Учебные заведения Днепропетровской области стали стандартом новой украинской школы и образцом для копирования в других регионах.
Но за последний год инфраструктурный прогресс ощутимо забуксовал, превратившись из марафона в стометровку. Днепр.Главное разбирался, почему так произошло.
5 школ без мебели за год
На днях нынешний глава Днепропетровской обладминистрации Александр Бондаренко презентовал результаты своей работы за год. Он рассказал, что в 2020 году «по программе президента «Большая стройка» в регионе обновляли 5 детских садиков, 5 школ и 5 стадионов». Средняя готовность объектов – 90%.
Для сравнения, в 2019 году в области одновременно строили и реконструировали 50 объектов спортивной инфраструктуры и столько же садиков и школ. В отчете об этом не упоминают, как и о том, что сроки сдачи уже провалены, ведь большинство этих объектов должны были завершить осенью 2019 года или максимум весной 2020 года.
В их числе – Мариинская гимназия в Днепре, которую накануне учебного года проинспектировал Владимир Зеленский. Как говорят местные жители, к приезду президента срочно организовали доставку парт для класса из соседней школы – в Мариинской гимназии по состоянию на конец августа не закупили мебель. Как видно по фотографиям, нет также интерактивной доски и жалюзи или штор, которые должны быть по проекту.
Такая же ситуация в других «новых» школах – мебель и оборудование больше не закупают. Но старые парты и шторы, купленные вскладчину родителями – пустяки по сравнению с отсутствием пищеблока. К примеру, учеников Токмаковской школы №1 планируют возить на обед автобусом в другую школу. В такой ситуации о недостроенном стадионе или пустыре вместо спортплощадки при школе никто и не вспомнит. Кстати, изначально президенту планировали показать не областную гимназию, а районную, в Перещепино. Но не рискнули. Сама школа после реконструкции выглядит отлично, но поскольку денег на закупку мебели не выделили – там стоят старые парты, которые разваливаются на глазах. А вокруг новенькой школы – заброшенный стадион и пустыри с бурьянами. Денег на благоустройство территории тоже не выделили. Зато глава ОГА заявляет о значительной экономии средств.
Реконструкцию стадионов и спортивных комплексов тоже поставили на паузу, даже в родном для президента Кривом Роге, где он недавно открывал футбольный матч. Бюджет реконструкции местной ДЮСШ №3 урезали на 60%, выкинув из сметы футбольное поле, половину дорожек, игровые площадки, трибуны, внутренние помещения и благоустройство территории. Остается вопрос: что же тогда собираются реконструировать?
Ответ могут дать воспитанники ДЮСШ в поселке Софиевка. В конце 2019 года здесь должны были открыть после реконструкции полноценный стадион, но работы остановили. С тех пор футбольные матчи на кучах щебня стали визитной карточкой поселка. Еще меньше повезло жителям Никополя. К концу года им обещали построить новый бассейн, однако работы были полностью заморожены на стадии фундамента.
Нет причин для радости и у родителей малышей. Так, к примеру, выглядит садик в Старых Кодаках, который уже должен был принимать детей.
Черепашья скорость «Большой стройки» в Днепропетровской области за год губернаторства Бондаренко отчетливо видна в цифрах. Большинство детских учреждений и спортивных объектов достраивается с такой скоростью, что в новые садики и школы в лучшем случае пойдут дети нынешних учеников.
Однако это не мешает главе ОГА заявлять о достигнутых успехах: «Последний год на Днепропетровщине прошел под знаком развития инфраструктуры. По всему региону кипела работа. Обновляли школы, садики, больницы, спорт-объекты, парки, дороги. В регионе стартовал самый масштабный и ожидаемый проект – строительство аэропорта. Работы по возведению полосы и терминала одновременно начали государство и инвестор».
Дороги в области действительно строятся. В представленном Бондаренко отчете-презентации им уделено большое внимание. Вот только большинство указанных в ней трасс (Днепр – Решетиловка, Днепр – Кривой Рог – Николаев, Кропивницкий – Запорожье, Знаменка – Изварино, Н 08 – Никополь, мосты, южный обход Днепра) строит не ОГА, а Укравтодор. Бондаренко не имеет к ним никакого отношения. И именно поэтому они строятся.
То же касается и аэропорта – проектом занимается Министерство инфраструктуры и частный инвестор (компания Александра Ярославского DCH). Строительство терминалов финансирует инвестор, взлетно-посадочной полосы – государство, участия ОГА в этом нет. А вот то, что должны были сделать Олейник и Бондаренко, а именно передать землю для строительства ВПП в Министерство Инфраструктуры, ими до сих пор не сделано.
Так почему же молодой губернатор приписывает себе чужие заслуги, но забывает о своих непосредственных обязанностях?
Модель и его куратор
Через некоторое время после назначения Александра Бондаренко на должность главы Днепропетровской ОГА журналисты узнали пикантные факты из его биографии. Оказалось, что молодой чиновник был частым гостем российских ток-шоу для домохозяек и до сих пор числится в базе актеров как модель украинского происхождения, готовая сниматься в рекламе нижнего белья. В программе Первого канала РФ «Давай поженимся» будущий губернатор имел большой успех.
Бондаренко называют ставленником главы Днепропетровского облсовета Святослава Олейника, который, в отличие от своего протеже, имеет большой опыт работы на руководящих должностях в государственных органах и многолетнее партнерство с Игорем Коломойским.
Именно с интересами Олейника связывают тот факт, что после вступления в должность Бондаренко были остановлены фактически все работы по области. От подрядчиков по инфраструктурным проектам требовали согласиться добровольно-принудительно снизить стоимость работ. Несогласным попросту «выкручивали руки», оплачивая уже выполненную работу в последние 2-3 недели, либо с задержкой и небольшими частями. Закупать материалы, платить зарплату и налоги в таких условиях подрядчик не может.
Желающих работать становилось все меньше. Как следствие – уже начатые объекты строительства и реконструкции начали массово замораживать, о новых проектах просто забыли. Десятки школ и садиков, больниц и стадионов национальной программы «Большая стройка» в Днепропетровской области превратились в «Большой недострой», в то время как Бондаренко продолжал рапортовать об успехах в строительстве национальных дорог и аэропорта, вне сферы своих полномочий.
Зато зашли «нужные» подрядчики. СМИ неоднократно писали о том, как в 2014-2017 годах компании, связанные со Святославом Олейником, не смогли достроить до конца ни одного объекта инфраструктуры. Садики, школы, парки, Зал игровых видов спорта в Днепре – все «замерзало» в полуготовом виде, несмотря на то, что государство за работы своевременно платило.
Впрочем, Зал игровых видов спорта в 2020 году все же достроили. Но, как и в случае с перещепинской школой, президенту решили не показывать – зал обеспечен электричеством только на треть и не имеет отопления. Но самым памятным стал скандал вокруг ремонта трассы Днепр – Запорожье и Днепр – Пятихатки. На участках, где подрядчиком была нечужая Олейнику компания «УПС», асфальт пришел в негодность менее чем за год эксплуатации. Областной автодор официально выдвинул претензии.
Незадолго до этого сам Олейник, будучи заместителем главы ОГА, поймал компанию «УПС» на махинациях с тендерами. После чего владелец компании провел некоторое время за решеткой, а контроль над «УПС» перешел к самому Олейнику. И теперь, по словам днепропетровских активистов, отремонтированные «УПС» участки легко можно опознать по вмятинам, битумным пятнам и пошедшему трещинами асфальту.
И пока молодой губернатор позирует фотографам и отчитывается об успехах, все вопросы решаются в облсовете. Именно здесь режут сметы так, что школы сдаются без мебели, оборудования и благоустройства территории, а детско-юношеские спортивные школы теряют футбольные поля, трибуны, беговые дорожки и помещения. Зато можно подготовить красивую презентацию и рассказать о большой экономии.
Между Днепропетровской ОГА и облсоветом царит идиллия, на фоне которой по всей области стоят сотни замороженных объектов – школ и амбулаторий, садиков и больниц, парков и стадионов, которых так ждут люди. Всего год назад в области строилось и реконструировалось 310 объектов. Теперь их число сократилось до 30, из которых до конца года в лучшем случае достроят 3 и сдадут без мебели, отопления, света и территории.
«Большая стройка» в Днепропетровской области окончательно превратилась в «Большую халтуру». Не пора ли президенту вмешаться?