Почему в Днепре затягивается решение проблем с мусором?
У студентов 2,5 года обучения называют «горкой». Своеобразную «горку» — 2,5 года «у руля» недавно отметил и мэр Днепра Борис Филатов. А значит самое время вспомнить обещания мэра с которыми он шел на выборы и оценить, как они выполняются. Одно из «программных» обещаний – решить проблему бытовых отходов в Днепре.
Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на Информатор.Деньги.
В развитых странах мусороперерабатывающие и мусоросжигательные заводы уже давно стали чем-то обыденным. А некоторые даже становятся произведениями искусства. Как например завод Шпиттелау в Вене, оформленный известным архитектором Фриденсрайхом Хундертвассером, и который обеспечивает теплом 60 тыс. квартир. Или завод Амагер-Бакке в Копенгагене, что обеспечивает столицу Дании не только теплом, а еще и горнолыжным спуском, который оборудовали прямо на крыше заводе.
Для Днепра же самый обычный мусороперерабатывающий завод стал долгоиграющим проектом. И чем больше смотришь на хронологию планов и реализации, тем меньше надежд что он появится.
В сентябре 2016, директор КП «Эко Днепр» Эдуард Мешковский на вопрос о постройке мусороперерабатывающего завода заявил, что уже дал задание проектантам на разработку рабочей документации. Правда тогда они работали на волонтерских началах, и по словам директора постройка завода должна обойтись в 5-10 млн грн. А на вопрос «когда построятмусороперерабатывающий завод?» Эдуард ответил:
— «Надеюсь, мы начнем строительство в этом году, а запустим до середины следующего года наверняка»
Далее в марте 2017 о заводе говорили директор департамента экологии Павел Головаха и заммэра Днепра Михаил Лысенко. Только это получилось вразнобой. Павел Головаха тогда заявил что Днепр борется, за получение кредита от японского правительства на постройку мусоросжигательного завода, и что построить его смогут уже к 2020 году. А Михаил Лысенко тогда сказал, что «для реализации проекта мусороперабатывающего завода в Днепре пока нет серьезных инвесторов». И к тому же по его оценкам постройка завода будет стоить баснословные 300 млн евро.
Уже через 2 месяца после этого мэр Днепра Борис Филатов в интервью газете «День» заявил, что британская компания «Фарстон» собирается поставить в Днепре мусоросортировочную линию.
«Они собираются поставить современную сортировочную линию стоимостью 35 млн долларов, на которой твердые бытовые отходы будут отбираться и перерабатываться. Думаю, что за месяц достигнем договоренностей и определим правовую форму сотрудничества. Еще четыре месяца — на проектирование, год — на строительство. В результате, через год-два мусороперерабатывающий завод, а в дальнейшем мусороперерабатывающий комплекс вместе с реактором могут заработать в Днепре».
Таким образом если верить тогдашним обещаниям мэра, то сейчас инвесторы должны были уже начать строить завод. Но вышло иначе. В августе 2017 мэр Днепра поехал в командировку в Британию где посетил мусороперерабатывающий завод. И в конце января 2018 инвестором выбрали уже другую — британскую компанию Stopford Projects Limited. Мусороперерабатывающий завод запланировали построить на территории полигона «Правобережный» КП «Еко Дніпро» за 60 млн фунтов стерлингов. Договор с инвестором собирались подписать на 15 лет, в течение которых он сможет по своему усмотрению использовать вторичное сырье.
Но с того времени о мусороперерабатывающем заводе, инвесторе и договорах ничего не слышно. И если завод реально собирались бы строить, то на сайте Минэкологии уже появилось бы соответствующее сообщение о намерениях постройки. Как это было с планами ДМЗ строить цех беспрерывного литья стали, или постройкой завода по переработке бензола в Новомосковске. Но увы, в реестре Минэкологии о мусороперерабатывающем заводе Днепра нет ни слова. И пока завод существует только в умах топ-менеджеров горсовета.
Но что говорить о заводе, если даже организация вывоза мусора в Днепре привела миллионный город к коллапсу.
В сентябре 2015 компания «Гринко-Днепр» перестала вывозить мусор в Днепре. Единственным оставшимся перевозчиком стала частная компания «Днепркоммунтранс». Затем Днепровский горсовет несколько раз пытался провести конкурс по выбору перевозчиков. Первый раз конкурс не провели из-за неявки комиссии. Потом под давлением Антимонопольного комитета горсовет в октябре 2016 пообещал провести новый конкурс – он должен был состояться 29 декабря. Но затем его отложили «на неопределенный срок». И пообещали провести до конца 2017.
Тогда же, в феврале 2017 Михаил Лысенко заявил, что уже в мае 2017 будет проведен тендер вывоз твердых бытовых отходов (но он не состоялся). И добавил:
«Зарубежный опыт показывает, и я с этим абсолютно согласен, что вывозом мусора в городе должны заниматься муниципальные коммунальные предприятия, чтобы избежать внезапной забастовки частного перевозчика, после чего город будет завален мусором».
Те слова заммэра стали пророческими. У мэрии Днепра было 2 года чтобы провести конкурс и привести в город новых перевозчиков. Либо создать свое КП с мусоровозами и урнами. Но увы, спохватились довольно поздно и со скрипом. В марте 2018 в Днепре грянули «мусорные войны». Кучи мусора на улицах и во дворах Днепра выросли как на дрожжах. Мэр Днепра тогда объяснил, что мусорные горы появились из-за шантажа «частной монополии компании («Днепркоммунтранс» — ред.), конечным собственником которой является один из влиятельных чиновников облсовета».
Ранее 20 сентября 2017 депутаты горсовета создали КП «Экополис» которое должно было заняться вывозом мусора. Для него планировали за 145 млн закупить 28 мусоровозов, но АМКУ заблокировало оба тендера. Тогда в марте мэрия решила закупить мусоровозы без тендера. С Приватбанком подписали договор финансового лизинга на покупку 15 мусоровозов за 78 млн 970 тыс. грн. 13 апреля на брифинге в горсовете Михаил Лысенко сообщил что новые мусоровозы поступят уже в июне. А с «Днепркоммунтрансом» с 1 мая договор расторгается и объявляется новый конкурс на вывоз отходов (о котором не нашли никаких объявлений). Правда уже через две недели мэр Днепра заявил, что новые мусоровозы прибудут в Днепр 15 мая. (а вы их уже видели?).
Не менее интересная история с новыми мусорными контейнерами. Их мэрия заказала 3 тыс. штук за 23 млн 328 тыс. Но увы, жителям Днепра конструкция контейнеров мягко говоря не пришлась по душе. Кто-то не справился (или не захотел справляться) с «педалькой» внизу новых баков и оставил мусор на крышке сверху.
Но это полбеды.
Во-первых, хотя Михаил Лысенко на камеру заявил, что контейнеры не горят, практика доказала обратное.
А во-вторых, новые контейнеры и мусоровозы пока не решили главную проблему. Жители Днепра, как и в марте продолжают жаловаться на переполненные баки и горы мусора вокруг них.
С 1 января 2018 в Украине вступила в силу норма закона «Об отходах» согласно которой запрещено захоронение не переработанных бытовых отходов. Но увы, в Днепре (как собственно и по всей Украине) выполнять эту норму не спешат. Как и заниматься установкой разных урн для сортировки мусора, агитировать, обучать население сортировке.
Вместо расширения мусорного полигона «Правобережный» на который с Днепра в день свозится до 600 тонн отходов, там можно было установить сортировочный комплекс (как это сделали в Виннице и нескольких других городах).
Еще в марте 2017 с таким предложением выступила эколог Татьяна Лампика:
«На сортировочной линии будет проходить первичная сортировка с выделением полезных отходов, т.е. отходов, которые можно переработать — пластик, жесть, полиэтилен. Использование этой линии позволит превращать до 60% отсортированных, лишенных ценного вторсырья отходов в компактные брикеты, которые можно использовать как топливо при производстве цемента. Кроме этого, прессовка мусора позволяет занимать меньше места на полигоне и требует меньше грунта для пересыпки. Таким образом, все остаются в выигрыше: собственник линии зарабатывает на продаже мусорных брикетов, а горсовет экономит место на полигонах ТБО и не нарушает требования законодательства».
Но идею экологов не поддержали. И заложили в бюджет 2018 года 18 млн грн на «строительство полигона Правобережный». Вместе с тем в Днепре не решается и проблема стихийных свалок, которых хватает в частном секторе, балках, лесопарковых зонах. Наконец в городе нет стратегии борьбы с отходами – так называемой схемы санитарной очистки города. То есть нет документа, с обоснованием, перечнем, графиком мероприятий по очистке города, утилизации разных видов отходов, перечнем нужной техники и инвентаря, объектами переработки мусора, и четким расчетом нужных капиталовложений. Нет того что нужно для выполнения обещаний мэра – стратегического менеджмента.