Объединение громад: кто от этого выиграет, а кто - проиграет

13.05.2015 12:23

В Днепропетровской области началась масштабная реформа местного самоуправления, объединение местных громад. Завершить ее нужно до 5 сентября, чтобы успеть провести выборы во вновьсозданных административных единицах, пишет zabeba.li.

5 февраля 2015 года Верховная Рада приняла Закон «О добровольном объединении территориальных громад». Его цель – улучшить финансовое состояние слабых громад за счет ресурса их более сильных соседей. Предполагается, что средняя численность сельской громады составит в среднем 9 тыс. человек. Они будут жить в 16 населенных пунктах на 400 квадратных километрах. Учитывая сложную демографическую ситуацию в Днепропетровской области, в этом процессе есть логика. Но возникают вопросы: почему этот важный вопрос решается в столь сжатые сроки на фоне проблем с содержанием сельских школ и больниц. Давайте разберемся, чем обернется реализация этого плана для жителей Днепропетровской области.

29 апреля областной совет принял «Проект перспективного Плана формирования территорий громад».  Как отметил председатель облсовета Евгений Удод, объединение начнется с нескольких пилотных проектов, которые станут примером для остальных. На момент принятия решения облсоветом к объединению были готовы 12 сельских советов 4 районов области. «Никто не будет принуждать людей. Объединение позволит не только сэкономить средства, но и даст новые возможности для решения инфраструктурных проблем», — отметил Евгений Удод.

Сейчас проект объединения обсуждается в громадах, которые до 20 мая должны представить свое видение этого процесса. Облсовет объединит все предложения и до 1 июня направит общий проект в Министерство регионального развития, строительства и ЖКХ.

Пока что в планах в 4-х пилотных регионах создать 21 самодостаточную громаду: 3 – в Апостоловском, 6 – в Верхнеднепровском, 7 – в Днепропетровском, 5 – в Солонянском. Исходя из требований 20-километровой доступности до центра громады — в Криничанском, Магдалиновском и Никопольском районах предложено создать по 2 громады. Что касается остальных территорий, то предложено основать громады в рамках существующих районов и городов областного и районного значения. И хотя руководство и ОГА, и облсовета настаивает на том, что объединение – дело сугубо добровольное и никто никого заставлять не будет, по каждой из 51 громад уже составлен паспорт, указано за счет каких территорий она может быть создана, какие объекты инфраструктуры будет содержать, и даже подсчитан объем доходов. И.о. первого заместителя главы ОГА Олег Кужман заверил: расчеты предварительные и пояснил, это «рыба, которую мы сегодня пустили на обсуждение в нашей территориальной громаде».

На чем же планируют экономить? Прежде всего, на зарплате чиновников, которые останутся не у дел. Сколько людей будут искать новую работу, пока не понятно. Олег Кужман уверен, что все остальные жители области от объединения только выиграют. Ведь громады будут сами решать, какие детские сады, школы и больницы содержать стоит, а какие — нет. Учитывая, что в последнее время в Днепропетровской области было немало скандалов и акций протеста против закрытия сельских ФАПов и школ, власти решили избавить себя от этой головной боли, передав ее на места. Денег, присылаемых из Киева, на поддержание всей социальной инфраструктуры катастрофически не хватает. Олег Кужман подтверждает это.

«Каждая территориальная громада с учетом изменений, которые произошли в Бюджетном кодексе, будет самостоятельно решать, куда направить ресурс на основании тех налогов которые будет собирать, — заявил Кужман. –Громада может тратить по своему усмотрению акцизный сбор, и налог на недвижимость, и земельный налог, а также налог на доходы физлиц. Речь идет о делегировании полномочий и ответственности, куда этот ресурс будет потрачен. Мы начали процесс оптимизации наших школ и больниц. Когда субвенция поступает из госбюджета, ее недостаточно для содержания такого количества школ и больниц». Возможно, предполагает Кужман, «останется одна школа вместо трех, может быть не останется. То есть, громада сама будет определять, достаточно ли сегодня ресурса на содержание и бюджетной и социальной сферы. Закон говорит о том, что громада должна зарабатывать, нести ответственность за те ресурсы, которые она собирает и за обоснованность их трат».

Если говорить о новых возможностях, то дополнительные средства на развитие и решение наиболее насущных вопросов (например, ремонт дорог, реконструкция школ или ФАПов, покупка школьного автобуса и тд) объединенные громады получат из Фонда регионального развития. В нынешнем году в него заложено 183 миллиона гривен, на следующий – 274 миллиона гривен. Для сравнения, в 2015 году примерно такую сумму Днепропетровск и Кривой Рог потратят на ежегодный текущий ремонт дорог.

Насущным остается вопрос выборов в органы местных советов. Напомним, если не будут внесены изменения в Конституцию, то выборы должны состояться 25 октября 2015 года. Так вот, для того, чтобы в объединенной громаде выборы состоялись вовремя, все процессы по объединению должны завершиться до 5 сентября 2015 года. По подсчетам первого заместителя председателя облсовета Анатолия Адамского, для реализации закона и соблюдения процедуры необходимо 5,5 месяца (175 дней).

— Если бы мы не говорили о выборах в 2015 году, то спокойно по этой схеме можно отрабатывать, тогда мы выходим на середину ноября, — заявил он.

Но, этого времени у громад сегодня нет, поэтому решения должны приниматься быстро. Посмотрим, успеют ли на местах все взвесить, подсчитать и принять правильное решение. И сможет ли Верховная Рада придать этим решениям статус Закона.

Автор: Юлия Коваленко

Как это повлияет на рейтинг:
Депутат Днепропетровского областного совета 7 созыва, экс-председатель Днепропетровского областного совета
Подробнее
Депутат Днепропетровского областного совета 7 созыва, первый заместитель председателя ОГА
Подробнее
Комментарии
Жорж
13.05.2015
У нас большой опыт все угробить быстро.Киев настаивает,а области давят на районы.А потом премьер скажет,что он не причем,это инициатива от громад. Будет нам «Гром Ада» как с сельским хозяйством,армией,медициной,образованием .
Последние записи в блогах

Протягом січня 2019 року слідчими ГУ ДФС у Дніпропетровській області розслідувалось 187 кримінальних проваджень, з яких 34 – прийнято до провадження у поточному році.

Із загальної кількості кримінальних проваджень, які розслідувались працівниками слідчого управління фінансових розслідувань ГУ ДФС області, закінчено 20 кримінальних проваджень, із яких до суду скеровано 10, у тому числі: 9 – з обвинувальними актами, а 1 – з клопотанням про звільнення від кримінальної відповідальності.

Крім того, за перший місяць поточного року за підслідністю направлено 3 кримінальних провадження, 11 – приєднано до інших проваджень.

Завдяки розслідуваним справам слідчими ДФС Дніпропетровської області впродовж січня 2019 року відшкодована сума нанесених державі збитків у розмірі 34 млн 636 тис. гривень.

 

Подробнее

Не встигла заборона Уряду рзміщувати тимчасово вільні кошти місцевих бюджетів набрати чинності, як територіальні громади почали підраховувати збитки. На Дніпропетровщині недорахуються фінансового ресурсу у вигляді відсотків від коштів на депозитах у Марганецькій, Зеленодольській,  Синельниківській, Дніпровській та Першотравенській. В цілому біля 19 млн грн.

Подробнее

Протягом січня поточного року громадяни подали більше ніж 22 тис. декларацій про майновий стан і доходи, отримані у 2018 році. Це на 13 відсотків, або на 2,5 тис. більше, ніж за аналогічний період минулого року.

За даними податкових декларацій задекларовано загальний дохід у сумі – 3,6 млрд грн. Громадянами самостійно визначено до сплати в бюджет 79,7 млн грн податку на доходи фізичних осіб, що на 26,5 млн грн, або на 50 відс. більше ніж у січні 2018 року. Сума військового збору до сплати становить – 13,1 млн грн, що на 3,1 млн грн, або на 31 відсоток більше, ніж за відповідний період минулого року.

На сьогодні вже 335 громадян задекларували доходи у сумі понад 1 млн грн. Податкові зобов’язання з ПДФО визначено такими громадянами у розмірі – 27,5 млн грн, військового збору – 3,2 млн грн.

Найбільшу суму доходу у січні 2019 задекларовано мешканцем м. Києва у сумі понад 200,0 млн грн.

Найбільші суми до сплати в бюджет по доходам, отриманим з джерел за межами території України, на сьогодні задекларовано 2 громадянами Сумської області (кожний у сумі понад 2,5 млн грн).

За структурою доходів найбільші суми мільйонери декларують при отриманні:

 інших оподатковуваних доходів (проценти банку, дивіденти тощо) – 628,9 млн грн, з яких податковими агентами утримано 53,3 млн грн ПДФО та 9,3 млн грн військового збору;

інших неоподатковуваних доходів – 409,6 млн грн;

доходів від операцій з продажу (обміну) об’єктів рухомого та нерухомого майна – 181,9 млн. грн., з яких вже сплачено (утримано) 6,1 млн грн ПДФО та 1,7 млн грн військового збору;

іноземних доходів – 98,9 млн грн;

доходів від успадкування (отримання у дарунок) майна – 78,1 млн грн.

Право на податкову знижку за результатами 2018 року задекларовано 6 тис. особами. Сума податку на доходи фізичних осіб, що підлягає поверненню, визначена платниками податків у розмірі – 17,2 млн грн, що на 41,1 млн грн, або на 32 відс. більше, ніж за аналогічний період попереднього року.

 

Подробнее

У січні 2019 року Державна фіскальна служба України відшкодувала платникам рекордну суму податку на додану вартість – 19,7 млрд грн.

Порівняно з відповідним періодом минулого року сума відшкодування зросла на 64%, або на 7,7 млрд грн. У січні 2018 року платникам було відшкодовано 12 млрд грн. Загалом за 2018 рік платникам відшкодовано 131,7 млрд грн.

Сума відшкодованого ПДВ на рахунки платників у січні 2019 року на 8,7 млрд грн, або у 1,8 раза більше середньомісячного відшкодування у 2018 році. Сума середньомісячного відшкодування ПДВ у минулому році становила 11 млрд грн.

Також суттєво зросли задекларовані суми ПДВ до сплати. Так, у січні 2019 року (декларації за грудень 2018 року) задекларовано 22,9 млрд грн ПДВ до сплати. Це на 1,6 млрд грн, або на 7,5% більше відповідного показника січня 2018 року.

 

Подробнее
Голосование
Кто победит на выборах президента Украины?
Юлия Тимошенко
Петр Порошенко
Анатолий Гриценко
Владимир Зеленский
Юрий Бойко
Олег Ляшко
Александр Вилкул
Другой кандидат