Что будет с медициной Днепра после реформ

07.06.2017 14:38

Глава Минздрава Ульяна Супрун надеется, что уже завтра, восьмого июня, Верховная Рада в первом чтении примет  правительственные законопроекты № 6327 и № 6329, так называемую   медицинскую реформу. А мы в очередной раз попытались понять, чем же новая система  здравоохранения Украины будет отличаться от старой, и не сведется ли все к очередному закрытию лечебных учреждений. Разобраться в теме помог советник министра здравоохранения Юрий Джигир и «Информационный вестник правительства».

Об этом сообщает Интернет-издание «ДНЕПР. ГЛАВНОЕ» со ссылкой на zabeba.li.

Что за «зверь» — Национальная служба здоровья Украины

Юрий Джигир: Первая принципиальная новация медицинской реформы.Сейчас мы платим заведению за то, что оно есть. Проще говоря — мы платим за инфраструктуру, а не за услуги. У государства есть 60 млрд грн медицинских средств. Мы их дробим в виде субвенций по количеству населения, а дальше местный бюджет дает средства в учреждения по смете. Мы прекращаем финансировать из бюджета стены больниц и койко-места, мы будем финансировать предоставление конкретной медицинской помощи конкретному человеку

Стоит сказать, что в тех пилотных регионах, где проходила «медреформа», на самом деле проводилось сокращение сети. В итоге, сэкономили немного денег, а на самом деле ничего не изменили.

Запад сейчас уже «переболел» идеей семейного врача на всю семью. И как они сейчас шутят — Европа переходит на поликлиники. С 1 января 2018 на «первичке» меняется принцип, как средства будут платиться. Они будут платиться по приписанному пациенту, и пациент сам решает, где ему лечиться. Ранее мы на «первичку» тратили 15 млрд грн, но нам обещают выделить 25-30 млрд грн.

Если изменения примут, то на рынке медицинских услуг появится новый игрок — Национальная служба здоровья Украины. Это будет центральный орган исполнительной власти, подчиненный Кабинету Министров. Антагонисты говорят, что мы создаем некий «медицинский Нафтогаз».

Похожий статус имеет Казначейство, или Национальная полиция. Профильное министерство будет разрабатывать политику, а новое агентство будет ее внедрять. И будет выступать оператором медицинских средств, которые будут выделяться учреждениям по факту оказания услуг.

Сейчас города удваивают средства, выделяемые в виде субвенции в счет оплаты коммунальных услуг медучреждений, и такая возможность будет существовать и в дальнейшем. Для межучреждений будет два потока средств.

Изменения начнутся с первичной медицины. Сейчас «первичка» живет только в нашей памяти, и поскольку этот вид помощи не работает, сейчас все идут со своими жалобами к представителям вторичного звена медицины — к узким специалистам. На самом деле, такие специалисты должны заниматься очень сложными случаями.

На каком-то этапе вы и ваши близкие должны подписать с врачом декларацию. Ставка такого врача будет дифференцироваться от возраста и пола пациента. За людей среднего возраста будет поступать меньше средств, чем за детей и людей старшего возраста, которые создают большую нагрузку на врачей. Уже с января 2018 пациенты должны избрать врача по оказанию первичной медицинской помощи и подписать с ним договор на обслуживание — декларацию. Врач не может отказать пациенту в принятии декларации из-за наличия у него хронического заболевания, а также по критериям возраста, социального статуса, материального положения, зарегистрированного места жительства. Отказать врач сможет пациенту только тогда, когда перейдет границу в 2 тыс. пациентов. Если он вам нагрубил — вы выписались и предназначенные для вас средства ему не поступают.

В переходный период будет работать «красный реестр « пациентов — это те, кто сейчас приписан к своим поликлиникам по месту жительства. Позже будет создан «зеленый реестр», приоритетный, который будет показывать, сколько пациентов подписали именно с этим врачом декларацию.

В реформе также предусмотрено, что будут выплаты за достижения врачей. Например, премии врачам «первички» будут выплачивать за раннюю диагностику рака.

Усредненный тариф — 210 грн от одного пациента в месяц. Причем, эти средства получает как работающий, так и неработающий гражданин. Так вот, при 2 тыс. пациентах, которые подписали декларацию, в месяц врач сможет получать огромные средства. Например, 2 тыс. пациентов у одного врача — это польский стандарт, более 2 тыс. — это немецкий стандарт оказания медицинской помощи. Такая система идеальна для города, когда у тебя в поликлинике 50 врачей и потенциально частная практика.

Что оплачивается из бюджета

«Информационный вестник правительства». Вводится понятие «государственного гарантированного пакета» — определенного объема медицинских услуг и лекарственных средств, которые государство обязуется оплачивать по заранее установленным единому тарифу. Детализированное описание этих услуг и лекарственных средств подается Кабинетом Министров и утверждается Верховной Радой в составе проекта закона о Государственном бюджете Украины на соответствующий год, как одно из его приложений. Государственные финансовые гарантии предоставляются независимо от каких-либо дополнительных критериев всем гражданам Украины.

Полной оплате из госбюджета будут подлежать медицинские услуги и лекарственные средства на уровне:

  • первичной помощи (помощь педиатров, терапевтов, семейных врачей)
  • экстренной помощи (неотложная помощь — срочные операции, в том числе в случае сердечного приступа, острого аппендицита, переломов)
  • паллиативной помощи (пациентам, имеющим смертельные заболевания, чтобы облегчить их страдания, прежде всего предоставление адекватного обезболивания).

Объем финансирования других видов медицинских услуг будет определяться Кабмином. При этом компонент медицинской помощи на всех уровнях и всегда будет оплачиваться государством.

Что будет с сельской медициной

Юрий Джигир: И здесь мы видим как сложность, так и возможность для сельской медицины. Нормальные деньги врач сможет получать и при тысяче пациентов. Но очень часто в селах живет по 500-700 человек, и там явно не будет выбора. Но местные власти должны занять активную позицию — привлекать хороших врачей проживанием или другими льготами. Для большего охвата пациентов эффективнее будет работать командой — врач, медсестра и работник регистратуры.

Идеальным в этом случае будет работа для врача на пенсии, который переехал в село работать. Он получает и пенсию, и заработок от практики. Но, исходя из того, что на всех врачей местного населения не хватит, нужно или уйти из врачебного дела, или бороться за сельское население.

По поводу оборудования. На сайте МОЗ есть требования к оборудованию первичной медицинской помощи. Они на самом деле копеечные. Значительная доля в структуре этих расходов должны стать анализы и «расходники».

Большинство этих изменений не должны вызывать сопротивления. Они вызывают сопротивление у тех, кто понимают, к чему эти изменения могут привести в среднесрочной перспективе. Мы будем выбрасывать коррупцию не точечно, а просто организовывая здоровые правила игры.

Новая структура — Национальная служба здоровья Украины  — будет под объектом антикоррупционных органов. Если они заработают и будут вычищать страну от коррупции, то и в новой структуре ее не будет.

Как будет работать вторичное звено медицины

К специалисту вторичного звена нельзя попасть, если ты не прошел уровень первичного звена. Или ты можешь идти за свои деньги, если врач тебя не направил. Реформа предусматривает прямую оплату за визит к специалисту.

Разница первичной медицины и  вторичной в том, что «первичка» — это дотационный тариф за ведение пациента, а вторичка — оплата за визит. Врач «первички» дает направление, и с этим направлением пациент сам решает, куда ему идти. Может пойти к специалисту в своей громаде, может пойти в областной центр, может – поехать в другую область Украины, потому что там хороший специалист.

На выбор не может повлиять ни паспорт с пропиской, ни статус внутреннеперемещенных лиц. Вообще не будет существовать никакой территориальной привязки. По факту оказанной помощи идет оплата по тарифу. Оценка выполненных работ будет проходить через классификатор похожих болезней по среднему тарифу. Реальные расходы могут быть как выше, так и ниже.

Государственные финансовые гарантии оказания медицинской помощи будут вводиться постепенно. На первичном уровне — уже с 1 января 2018 года, на других уровнях — до 2020 года.

Совместная оплата за медицинские услуги

Для того, чтобы понять механизм совместной оплаты, надо понимать, что на медицину Украина тратит 3% ВВП. Это те 60 млрд грн. Прогнозируется, что на платные медицинские услуги зайдет больше средств – еще примерно 65 млрд грн. Это все вместе будет составлять 7% ВПП. Мы «вынимаем» из экономики эти деньги и вкладываем их в медицинские услуги.

Но карманные платежи платятся по факту заболевания, и существует проблема с катастрофическими расходами.

Есть несколько моментов, которые нужно помнить, когда мы говорим о государственных финансовых гарантиях. Во-первых: введение понятия финансового обеспечения. Мы начинаем честный разговор, что мы гарантируем. И новый закон говорит – «первичка» является бесплатной и экстренная помощь — бесплатная. Государство должно найти средства и заплатить. Так должно быть для всех и всегда.

Специализированная медицина — четвертая форма медицинской помощи — должна финансироваться по принципу совместной оплаты по детализированному списку, который утвердит Кабинет Министров. Но этого списка еще нет, потому что мы что-то снова пообещаем, потом у нас рухнет экономика, у нас не будет денег. Это попытка начать честный диалог.

Мы ежегодно выходим и говорим: «Коллеги, у нас есть 60 млрд грн на специализированную помощь. Вот прайс: вот сколько стоит сердце легкое, а вот сколько стоит сердце тяжелое, вот осложнена пневмония, вот роды физиологические, а вот цена кесарева сечения. Вот смотрите, сколько у нас средств, вот — сколько случаев. И тогда мы понимаем, за сколько случаев надо заплатить.

Если мы видим, что мы не укладываемся в смету, то надо определить приоритетные вещи и показать бесплатный список. За совместную оплату должны предоставляться дополнительные услуги или дополнительные удобства — отдельная палата или быстрее очередь. Если мы перестанем платить за больницы-призраки, то средств нам хватит.

«Информационный вестник правительства». В случае частичного покрытия вводится официальная совместная оплата за полученные медицинские услуги. Тарифы на такую оплату медуслуг будут унифицированы и едины на всей территории страны. Сооплаты может осуществляться за счет средств пациентов или за счет других источников (например, обязательного социального медицинского страхования, добровольного медицинского страхования, средств местных бюджетов) по установленным Кабмином фиксированному тарифу, вне которого взимания платы запрещено.

Госпитальные округа

Юрий Джигир: Если введут реформу, то никто ничего не будет закрывать. Госпитальный округ задумывался только как площадка, поскольку большинство проблем, которые стоят перед местной властью в медицине, стоят за пределами их географической территории. Если мы оставляем руководителя города или ОТГ наедине с этими проблемами, он начинает спасать свою больницу. Потому что это бюджетные средства, которые где-то можно использовать. Но для оказания грамотной медицинской помощи нужно 200 тыс. населения, а у нас сегодня в ОТГ живет 40-50 тыс. человек. Сейчас наши госпитальные округа — это добровольный инструмент для развития громад. Кто хочет, тот пользуется.

Комментарии
Последние записи в блогах

За результатами 2018 року платники подали майже 304 тис. декларацій з податку на прибуток. До сплати задекларовано 97,55 млрд грн. Це на 17%, або на 14,2 млрд грн більше, ніж у 2017 році. Тоді цей показник складав 83,3 млрд гривень.

Зокрема, за IV квартал минулого року було нараховано 30,0 млрд грн податку на прибуток (без НАК «Нафтогаз України»). Це на 18%, або на 4,6 млрд грн. перевищило суму нарахувань IV кварталу 2017 року.

Найбільші суми нарахувань за останній квартал 2018 року задекларовано платниками Офісу великих платників та м. Києва. Так, платниками, які обслуговуються в Офісі великих платників, задекларовано до сплати 63,7% від загальної суми податку на прибуток, що складає майже 20,8 млрд грн, у ГУ у м.Києві – 15,2%, або майже 5 млрд грн.

Загальна сума отриманих суб’єктами господарювання доходів за 2018 рік склала майже 9,5 трлн грн. Це на 1,3 трлн грн більше, ніж в 2017 році. При цьому по Україні спостерігається адекватний темп росту податку при рості доходів. Так, при темпі росту доходів 116,2% темпи росту податку складають 117%.

 

Подробнее

Протягом січня – лютого 2019 року слідчими ГУ ДФС у Дніпропетровській області розслідувалось 218 кримінальних проваджень, з яких 65 – прийнято до провадження у поточному році.

Із загальної кількості кримінальних проваджень, які розслідувались працівниками слідчого управління фінансових розслідувань ГУ ДФС області, закінчено 33, із яких до суду скеровано 19 кримінальних проваджень, в тому числі: 13 – з обвинувальним актом, а 6 – для вирішення питання про звільнення особи від кримінальної відповідальності.

Крім того, за 2 місяці поточного року за підслідністю направлено 11 кримінальних проваджень, 18 – приєднано до інших проваджень.

Завдяки розслідуваним справам слідчими ДФС Дніпропетровської області впродовж двох місяців 2019 року відшкодована сума нанесених державі збитків у розмірі 39 млн 117 тис. гривень.

Подробнее

Західно-Донбаське управління Головного управління ДФС у Дніпропетровській області нагадує, що підпунктами 256.3.1 і 256.3.2 п. 256.3 ст. 256 Податкового кодексу України (далі – ПКУ) встановлені ставки рентної плати за спеціальне використання лісових ресурсів за заготівлю деревини основних та неосновних лісових порід (далі – Рентна плата).

За заготівлю другорядних лісових матеріалів, здійснення побічних лісових користувань та використання корисних властивостей лісів ставки Рентної плати встановлюються обласними та Київською міською радами (п. 256.10 ст. 256 ПКУ).

Доходи загального фонду Державного бюджету України від Рентної плати загальнодержавного значення (п. 3 частини 2 ст. 29 Бюджетного кодексу України) зменшено до 37 відс. частки такої Рентної плати (код бюджетної класифікації 13010000). Крім того, встановлено доходи спеціального фонду Державного бюджету України від Рентної плати за спеціальне використання лісових ресурсів (п. 134 частини 3 ст. 29 Бюджетного кодексу України) – 26 відс. частки такої Рентної плати.

Разом з тим Бюджетним кодексом України встановлено зарахування 37 відс. частки Рентної плати до доходів загального фонду бюджетів: міст республіканського, Автономної Республіки Крим та обласного значення, міст Києва та Севастополя, районних бюджетів, бюджетів об’єднаних територіальних громад (п. 2 частини 1 ст. 64 Бюджетного кодексу України).

Платники Рентної плати перераховують суми Рентної плати на рахунки, відкриті в органах, що здійснюють казначейське обслуговування бюджетних коштів, які забезпечують розподіл цих коштів у співвідношенні, визначеному Бюджетним кодексом України, із змінами, внесеними Законом України від     22 листопада 2018 року № 2621-VIIІ «Про внесення змін до Бюджетного кодексу України», а саме:

37 відсотків Рентної плати – до загального фонду державного бюджету;

37 відсотків Рентної плати – до загального фонду місцевих бюджетів;

26 відсотків Рентної плати – до спеціального фонду державного бюджету.

Платники Рентної плати обчислюють суму Рентної плати наростаючим підсумком з початку року та складають податкові декларації за формами, затвердженими наказом Міністерства фінансів України від 17.08.2015 № 719, зареєстрованим у Міністерстві юстиції України 03.09.2015 за № 1051/27496 (у редакції наказу Міністерства фінансів України від 07.11.2016 № 927 із змінами, внесеними наказом Міністерства фінансів України від 31.05.2017 № 545).

 

Подробнее

Західно-Донбаське управління Головного управління ДФС у Дніпропетровській області доводить до відома платників, що наказом Міністерства фінансів України від 11.03.2019 № 105 (далі – Наказ № 105) затверджено Узагальнюючу податкову консультацію щодо оподаткування податком на додану вартість операцій з вивезення за межі митної території України в митному режимі експорту соєвих бобів та насіння свиріпи або ріпаку (далі – Узагальнююча консультація).

Правові основи оподаткування ПДВ встановлено розділами І «Загальні положення», V «Податок на додану вартість» та підрозділом 2 розділу XX «Перехідні положення»Податкового кодексу України (далі – ПКУ).

Пунктом 63 підрозділу 2 розділу ХХ «Перехідні положення» ПКУ передбачене звільнення від оподаткування податком на додану вартість операцій з вивезення за межі митної території України в митному режимі експорту соєвих бобів з 01.09.2018 до 31.12.2021 (товарна позиція 1201 згідно з УКТ ЗЕД) та насіння свиріпи або ріпаку з 01.01.2020 до 31.12.2021 (товарна позиція 1205 згідно з УКТ ЗЕД). При цьому, звільнення не поширюється на зазначені операції, якщо їх здійснюють сільськогосподарські підприємства – виробники цих олійних культур, вирощених ними на землях сільськогосподарського призначення, які перебувають у власності таких сільськогосподарських товаровиробників чи в їх постійному користуванні або використовуються ними на правах оренди (суборенди) чи емфітевзису (абзац четвертий пункту 63 підрозділу 2 розділу ХХ ПКУ).

Узагальнюючою консультацією платникам роз’яснено якими законодавчими актами необхідно користуватися при визначенні понять для цілей застосування абзацу четвертого пункту 63 підрозділу 2 розділу ХХ ПКУ.

Наказ № 105 розміщено на офіційному веб-сайті Міністерства фінансів України за посиланням:  https://www.minfin.gov.ua/news/view/nakazy-ministerstva-finansiv-ukrainy--?category=aspekti-roboti&subcategory=zakonodavstvo

 

Подробнее
Голосование
Кто победит на выборах президента Украины?
Юлия Тимошенко
Петр Порошенко
Анатолий Гриценко
Владимир Зеленский
Юрий Бойко
Олег Ляшко
Александр Вилкул
Другой кандидат