Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

Мэры Днепропетровска: вспомнить всех

За почти 24 года независимости Украина кресло мэра Днепропетровска занимали всего четыре человека – Валерий Пустовойтенко, Виктор Меркушов, Николай Швец, Иван Куличенко. Но только двое последних избирались непосредственно горожанами.
Хотя, если быть точным – четыре с половиной: до сентября 1991 года представительская исполнительная власть в областном центре была разделена, и Пустовойтенко руководил исполнительным комитетом, в то время как первый секретарь горкома КПСС Владимир Яцуба председательствовал в городском совете…
Пустовойтенко
1991-1994 г.г.
Первый “демократический” председатель Днепропетровского горсовета Валерий Пустовойтенко управлял областным центом в общей сложности около четырёх лет. В апреле 1993 года он был назначен министром Кабинета министров в правительстве Кучмы и город впервые остался без лидера. Выборы председателя в сессионном зале выдались достаточно жаркими, депутаты долго не могли прийти к согласию. В итоге кабинет на шестом этаже мэрии достался бывшему партаппаратчику, экс-первому секретарю Кировского райкома КПСС, 46-летнему Виктору Меркушову, на финишной прямой обошедшему более молодого конкурента – председателя правления коммерческого “Муниципального банка” Александра Рябченко. Впрочем, большинство понимало, что фигура эта временная. Действительно: уже в марте следующего года и Меркушов, и Рябченко стали народными депутатами Украины. Попав же “под купол”, оба оказались навсегда исключены из серьёзных местных раскладов.

1994 – 1999 г.г.
На выборы мэра, состоявшиеся 26 июня 1994 года, решающее влияние оказал тогдашний представитель Президента в Днепропетровской области (позже председатель облсовета, первый вице-премьер и премьер-министр Украины) Павел Лазаренко. Сделав ставку на малоизвестного днепропетровцам зампреда горисполкома по коммуналке Николая Швеца, он постарался максимально “зачистить” для своего протеже местное электоральное поле. Таким образом, на ранней стадии с дистанции оказались сняты не только Меркушов, но и его первый заместитель Владимир Приймак, а также вице-губернатор Святослав Фёдоров.
Однако даже при максимальной поддержке властной вертикали победа Швеца не казалась гарантированной. В борьбу за главное кресло Днепропетровска с ним вступил популярный в то время предприниматель Геннадий Балашов (по совместительству – тогдашний зять одного из последних руководителей обкома партии Николая Задои), выбивший за несколько месяцев до этого из потенциальной парламентской “обоймы” самого Владимира Яцубу в его родном Амур-Нижнеднепровском избирательном округе! Однако админресурс всё-таки оказался на высоте: Швец победил. В том числе и благодаря присутствию технического кандидата власти, преподавателя кафедры физвоспитания ДГУ Григория Петрова, отобравшего у Балашова около 8% голосов.
При этом проигравший Балашов, отказавшийся в ходе кампании от нескольких солидных кадровых предложений, довольно быстро “одумался” и пошёл на сотрудничество с командой победителя, что позволило ему через четыре года обзавестись мандатом нардепа и уехать в столицу. Надо ли говорить, что в 1998-м Швец повторно стал мэром, причём играючи? Иначе и быть не могло – в отсутствие конкурентов на пост городского головы претендовали социалист Владимир Лебедев и выдвиженец коммунистов Виктор Залусский, успешно разорвавшие небогатый протестный электорат.

1999 – 2014 г.г.
После того, как в апреле 1999-го Николай Швец стал председателем облгосадминистрации, мало кто мог предположить, что в Днепропетровске начинается эра “Куличенко”. Фигура сначала исполняющего обязанности (сам Швец на первых порах лоббировал на это место секретаря горсовета Дмитрия Ерохина, однако давние связи Куличенко с действующим главой правительства Пустовойтенко и Яцубой, занимавшим солидный пост в президентской администрации, оказались весомее), а с 30 января 2000 года – городского головы, казалась достаточно зависимой и неустойчивой.
Однако большинство экспертов ошиблись. Продемонстрировав незаурядную гибкость и ситуативную лояльность любой власти (многие трактовали это же как трусость и приспособленчество) Иван Куличенко сумел задержаться в кресле почти на 16 лет. Автоматическая победа 2002-го избавила его от моральных обязательств перед Николаем Швецом. Возникший после этого латентный конфликт заставил укреплять (нет, не команду, за отсутствие которой Ивана Ивановича не раз упрекали) городскую административную вертикаль, что в 2006-м позволило с подавляющим преимуществом переиграть поддерживаемого Швецом Олега Кужмана.
Правда, победа эта оказалась во многом пирровой: погоня за более чем 50%-ным результатом отвлекла внимание от формирования городского совета, что практически на весь созыв сделало Куличенко заложником (если не пленным) депутатской коалиции “Родной Днепропетровск” Царёва-Краснова. Более того – в канун празднования 2007-го Нового года он стал единственным за всю историю городским лидером такого ранга, против которого было заведено уголовное дело за превышение должностных полномочий при выделении бюджетных денег на реконструкцию санатория “Таврия”.

Так что в 2010-м Ивану Ивановичу пришлось пожертвовать беспартийностью и получить из рук тогдашнего губернатора Александра Вилкула членский билет Партии регионов. Для только пришедших к власти “бело-голубых” это оказалось не худшим вариантом – вести на выборы собственную кандидатуру было рискованно. Таким образом, новоиспечённый регионал Куличенко стал мэром в чётвёртый раз. Платой за это стала уже не обычная лояльность, а де-факто устранение от властных полномочий, перешедших к региональной партийной верхушке.

Но и на старуху бывает проруха. После победы Революции достоинства даже отказ от членства в ПР не позволил Куличенко завоевать долгосрочные симпатии новой властной команды. Его решение уйти в парламент многими аналитиками в конце прошлого года было расценено как уход на политическую пенсию. В начале ноября Днепропетровск официально остался без городского головы.

На первых порах главное место в президиуме вместе со статусом и.о. занял секретарь горсовета, многолетний компаньон Вилкула-младшего Максим Романенко – один из главных фигурантов нашумевшего “Скандала-96”. Но уже в первую неделю весны он был лишён сразу обеих должностей – ключевую роль в “мартовском перевороте” сыграли нардепы, близкие к Игорю Коломойскому и – особенно – тогдашний руководитель аппарата ОГА Геннадий Корбан.

Новым секретарём горсовета с прилагаемыми законом полномочиями стала Галина Булавка. Избранная четыре с половиной года назад депутатом от “Батькiвщини”, с тех пор она успела не только покинуть “бело-сердечную” фракцию, но и занять место в восьмом десятке парламентского списка “Оппозиционного блока”..
Впрочем, столь противоречивое настоящее Галины Ильиничны никого особо не обманывает. Разбирающиеся в хитросплетениях местной политики прекрасно понимают, что статус её сродни английской королеве, которая, как известно, царствует, но не правит. Город же продолжает жить и работать в ожидании легитимного лидера.
Андрей БОГАТЫРЁВ, специально для zabeba.li