Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

Хайпожоры средней полосы

Вспоминаем самые резонансные скандалы последнего времени из-за желания “словить хайп”, связанные с Днепром.

Наша страна в своей любви к свободе и независимости – поистине уникальна. И не только в героизме наших граждан отстаивать и бороться за эти ценности. А еще и в том, что даже в военное время, когда, казалось бы, информационное пространство должно быть строго контролировано и зарегулировано, оно тоже остается свободным, если не сказать больше – неуправляемым. И оно с завидной регулярностью взрывается разного рода скандалами, фэйками и “зрадами”. Иногда это происходит по разыгранному сценарию, преследующему определенные политические цели, но куда чаще – из-за желания попиариться, взлететь на волну популярности или не слететь с нее в пучину медийного забвения. А порой скандалы на чаяньях “словить хайп” происходят из-за несдержанности, недалекости и попросту глупости своих авторов и фигурантов. Но и те, и другие, осознанно или нет, к сожалению, таким образом подыгрывают врагу. Рассмотрим самые яркие случаи таковых, в эпицентре которых оказывался наш город или персоны, с ним связанные.

Наиболее повлиявший на карьеру

Как наверное уже многие догадались, речь идет о наибольшей за время войны трагедии в Днепре – террористическом ракетном ударе рф, полностью разрушившем два подъезда девятиэтажки на Победе и отнявшем жизни у 46 человек. И о тогдашнем внештатном советнике Офиса Президента Алексее Арестовиче. Напомним, к вечеру после трагедии он сообщил, что якобы это ПВО сначала отработала по российской ракете, а потом она упала на 118 дом. Это заявление тут же опровергли в Воздушных Силах ВСУ, подчеркнув, что попросту не имеют средств, позволяющих сбивать такие ракеты. Позже в соцсетях появилось и заснятое очевидцем видео, где абсолютно целая ракета прицельно поражает дом. Однако заявление Арестовича ожидаемо тут же растиражировали рашистские СМИ. Даже нелепо изображающий постпреда ООН от рф Василий Небензя также “носился” с заявлением Арестовича по заседаниям и даже вступался в защиту украинского советника. Тот приносил и “отзывал” извинения, полемизировал и философствовал сам с собой в Фейсбуке, но в конечном итоге признал “принципиальную ошибку” и подал в отставку, которую приняли в ОП. Наверное, не совсем корректно будет упрекать бывшего сотрудника офиса Ермака в погоне за хайпом, ведь на тот момент он был чуть ли не самым медийным лицом в Украине. И даже можно вынести за скобки ставшие мемом слова об окончании войны за “две-три недели”, признав их до какой-то степени целесообразными как попытку хоть как-то погасить панические настроения населения. Но наиболее вероятным объяснением, видимо, является то, что, привыкнув быть “всезнающим” и “первым” после Президента в информационной повестке, Алексей попросту не смог отказаться от этой роли, даже отвечая на вопрос, суть которого он по существу совершенно не изучил. А невозможность слезть с иглы самолюбования и известности – однокоренные с “хайпожорством” проблемы. К слову, Арестович – чуть ли не единственный, кто понес хоть сколько-нибудь ощутимую ответственность за безответственное высказывание.

Самый “хэйтовый”

Автором и одновременно исполнителем главной роли в этом скандале, который не коснулся Днепра напрямую, но “поджег” все без исключения украинское медиапространство, стала сотрудница пресс-службы Днепропетровского облсовета времен Партии регионов до Революции Достоинства и экс-пресс-секретарь батальона “Днепр-1” после оной, Василиса Мазурчук. Как известно, достаточно плотно ассоциируемая именно с нашим городом г-жа Мазурчук, “эвакуировавшись” от полномасштабной войны в Ирландию, оттуда в своем Фб раскритиковала поведение попавшего в плен украинского героя во время его жесточайшей казни (!) рашистскими нелюдями.

И тут же в посте описала, как по ее мнению, нужно правильно и с достоинством, по-голливудски умирать от рук палачей. Несложно догадаться, как отреагировали украинцы на такой глупый цинизм со стороны Мазурчук. От справедливого общественного гнева Василису не спасли даже вехи биографии о батальонах АТО и волонтерство и написание детских книжек. Но и получив закономерную реакцию с тысячами, мягко говоря, осуждающих комментариев, Василиса продолжила позориться с упорством, достойным лучшего применения. Она публиковала и сносила совершенно неуместные посты-к-посту, тем не менее, дальше продавливая свою точку зрения и по сути поддерживая свой первоначальный комментарий казни нашего военнослужащего. Естественно, что самое мягкое, что спрашивали у нее пользователи Фейсбука – как вообще поднялась рука такое писать.

Как и в случае с Арестовичем (который, кстати, тоже осудил Мазурчук за пост), этот резонанс от экс-днепрянки оказался точно не на пользу ни гражданскому, ни военному обществу в воюющей стране. “Ребята на передовой уже прочитали этот пост. Они его уже проговорили между собой. И они еще больше ненавидят глубоких тыловиков. Потому что е**нутой Василисе захотелось пороть чушь. Имеет право. К несчастью. Но, к счастью, и я имею право. Назвать Василису Мазурчук конченой тварью”, – резко высказалась волонтер Елена Мазур. Те же, кто изучил профиль литераторши и хайпожорки в Фейсбуке, смогли убедиться: это далеко не первая ее погоня за хайпом – до этого блоггерша писала, что бездетным женщинам и старикам не место в эвакуации, называя пожилых людей “балластом, занимающим места”.

Судя по всему, Мазурчук таки сполна наелась своим же хайпом: сейчас на ее странице не найдешь этих нашумевших постов, публикации делает изредка, – в основном, фото с ребенком и “волонтеркой”, набирая до нескольких десятков “лайков”. Надолго ли “удовлетворена” ее жажда славы – это уже совсем другой вопрос.

Самый силиконовый В него угодила ныне столичная инста-дива, бьюти-лайфстайл-и прочая-блоггер Анна Алхимова, заработавшая свои сотни тысяч подписчиков в Инстаграме (среди которых много и из рф) и достигнув пика популярности, проживая и “работая” в родном Днепре.

Пользователи соцсетей обвинили “звезду инсты” в том, что накануне ракетного удара по поликлинике в Днепре она опубликовала “волонтерскую” сторис, в которой раскрыла номера городских больниц , в которых якобы спасают множество раненных военных.


Даже если учесть сомнительность этой информации и то, что, вероятно, целью ракетного удара агрессора все же было не медучреждение и ветклиника (уже все наши сограждане убедились в карикатурной “высокоточности” российского оружия и кривых руках их военных), нельзя не согласиться с тем, что знатно “прилетело” за “предпрелетный” пост Алхим не зря. Нормы информационной безопасности гражданских объектов, медицинских учреждений во время полномасштабной войны должны быть незыблемыми догмами для всех, независимо от статуса или количества “фолловеров”. И даже с благими намерениями подвергать их риску – совершенно недопустимо. И пусть Анна Алхимова не признала своей оплошности (впрочем, как и не видит взаимосвязи между войной и российской “попсой”, которую, по ее же словам, продолжает слушать), есть надежда, что она сделает свои выводы. Хотя бы под угрозой массовой “отписки”. Но самое любопытное, что за то, за что “распинали” Алхим, в то же время едва ли не причисляют к лику святых при жизни, называют “первым после Бога” и поют осанны на уровне национальных телеканалов. На очереди другой скандал из-за хайпа, пока – в зародыше –

Самый медицинский В нем уже одной ногой находится медицинский директор областной больницы им.Мечникова Сергей Рыженко. Функционер от медицины, все же многими по-прежнему воспринимающийся как главный “врач” “Мечки”, и до этого отличался совершенно удивительной избирательностью в части выполнения рекомендаций военных администраций, Командования Медицинских Сил относительно “информационной тишины” вокруг медучреждений, оказывающим помощь военным. Посты о спасении раненных бойцов в областной больнице в личном фейсбуке Рыженко бытовали еще до полномасштабной войны, со времен АТО, на время сменились ковидными ужасами и исцелениями, а сейчас вновь составляют львиную долю его “ленты”. Большой-большой вопрос, согласны ли раненые военные, в том числе – получившие тяжкие увечья (находящиеся без сознания, под наркозом и т.п.) с тем, что их фото появляются в личном фейсбуке Рыженко? Насколько вообще этично публиковать такие визуалы в соцсетях по отношению к людям, которые на них изображены, хайповать на горе, страданиях, ранах – и вовсе вопрос риторический… Нисколько не умаляя подвиг врачей больницы Мечникова и отставив статистические моменты (по масштабу войны несложно догадаться, что наших защитников, остановимся только на вопросах прикладных – безопасности. Характерно, что медики и руководители многих других больниц городов нашей области, в отличие от Рыженко, категорически не позволяют себе подобного самопиара через демонстрацию ран и страданий своих пациентов. В очень редких (особенно по сравнению с Рыженко из Мечникова) телевизионных репортажах из других больниц вы редко сможете увидеть раненных крупным планом, более того – даже фамилию врача или общий план лечебного учреждения с привязкой к местности. Кроме того, не стоит забывать: еще во времена АТО-ООС боевиками агрессора, тогда еще маскирующимися под сепаратистов, на основании одного лишь позывного назначались награды за головы наших героев-ветеранов. Хотя бы поэтому рассказывать их истории, называя позывные и имена, если вылеченные бойцы вернутся на фронт – идея крайне и крайне спорная. Но даже это медиадоминирование “Мечки” и ее директора, судя по всему, недавно было расценено как недостаточное: о больнице (хотя, в большей степени, похоже, о ее руководителем) был снят целый фильм, один анонс которого уже вызывал немало вопросов у горожан. Тут тебе и видовые планы Днепра, и больница снаружи и изнутри, и раненые, и даже медицинский директор Сергей Рыженко…переозвученный профессиональным диктором, приятный баритон которого известен по дублированию актеров в турецких и не только сериалах. И, вроде бы, не зазорно показывать героический труд медиков, да и не получится отворачиваться от ужасов и цены войны, но на фоне медийной деликатности и сдержанности коллег все это выглядит в большой степени как хайп на войне и врачебном долге своих коллег-подчиненных.

А если учесть, что фильм снят студией телеканала, связанного с одним уже порядком пощипанным и изолированным, но все же олигархом, в Днепре справедливо недолюбливаемым, то возникают и другие вопросы. Ведь общеизвестно, что Игорь Коломойский крайне редко что-то делает из альтруизма и без “бизнес”-планов.

Самые автомобильные

В этих хайп-скандалах отличились два лже-активиста: давно эмигрировавший в Польшу Александр Слободенюк и уютно обосновавшийся в студийном кресле телеканала криминального авторитета Петровского-Нарика Денис Селин. Первый попытался вернуться в образ “общественного судьи”, раскритиковав передачу главой военной администрации Сергей Лысаком автомобилей для бригады Нацгвардии области. Попутно “экс-общественник” обозвал силовиков (многие из которых не в безопасной Польше, а на фронте) “мусорами” и сетовал, что все автомобили должны отправляться исключительно на “ноль”. Опустим вопрос, сколько автомобилей для ЗСУ из Польши пригнал сам Александр, но его советы не “зашли” даже его подписчикам – критика и скандал, конечно, получились, но вовсе не в предполагаемую автором сторону. Так провалилась очередная попытка Слободенюка вернуться в инфополе Днепра на хайпе. Видимо, потому что гражданское общество в городе за время войны все же изменилось, а автор скандального поста – нет. В другой “четырехколесный” скандал заехал “общественный контролер” Денис Селин. Эта история еще достаточно наслуху, чтобы пересказывать ее во всех подробностях, но она стала в своем роде чудодейственной, вмиг превратив позиционирующего себя как антикоррупционного расследователя Селина в профессионального фейкодела.

Вкратце напомним: Денис Селин на своей странице в Фейсбуке обвинил мэра Днепра Бориса Филатова в тайной покупке элитного автомобиля, указав марку, комплектацию и даже цену авто. Псевдоактивист удалял вопросы, на которые у него не было ответа, банил людей и называл всех “ботами”. В ответ на требование городского головы предоставить доказательства якобы покупки или ответить в суде за клевету, Селин “снес” этот пост и написал следующий с невнятным бормотанием о необходимости уточнений и неправильную трактовку своего источника информации.


Неизвестно, что именно уточняет “активист”: цвет, размер покрышек или что другое, – например, зачем его так прокатил заказчик “дезы”, – но пояснений от него не поступило и по сей день. Наоборот, он как ни в чем не бывало публикует традиционные для себя посты о тяжбах с городским советом и, видимо, ждет суда в котором уже он будет отвечать за свой “вброс”. Кроме автомобильной тематики у этих случаев есть еще одна общая черта: желание на критике и очернении авторитета гораздо более внушительных фигур привлечь к себе внимание и повысить свой статус в обществе. Право на свое мнение должно быть у любого. Право критиковать и контролировать законно избранную власть – безусловно, тоже. Но манипулировать понятиями, а то и откровенно оболгать, только для того, чтобы подорвать доверие к ней, дестабилизируя ситуацию в регионе – в военное время такие действия приобретают уже другой, очень специфический привкус.

Самый экологический И здесь не обошлось без в прошлом “активистки”, на сей раз – с экологическим уклоном, – Татьяны Лампики. Она отличилась тем, что ей, наверное, единственной во всем мире удалось увидеть позитив в самой масштабной экологической катастрофе в Европе со времен Второй Мировой войны.

Акт экоцида со стороны террористов из рф – уничтожение дамбы Каховской ГЭС и самой станции, вызвал критические подтопления территорий Херсонщины, уже унес человеческие жизни, оставил тысячи людей без крова и имущества, спровоцировал гибель огромного количества животных. Тяжесть последствий и вызовов перед страной в результате этого военного преступления не берутся прогнозировать ведущие отечественные и зарубежные эксперты даже спустя несколько дней после случившегося. Тем не менее, призывая, правда, разделять ущерб для самой природы и людей, Татьяна Лампика считает, что в отдаленном будущем это может оказаться благом для восстановления естественных водных ресурсов. Не исключено, что это и так, но этот “околонаучный” хайп не поняли ее соотечественники, сочувствующие беде пострадавших и пытающиеся, кто чем может, всеми силами помогать херсонцам. Вероятно, на то, что к Украине и украинцам Лампика стала относиться с сугубо научным интересом, могло повлиять ее долгое отсутствие на Родине: практически все время войны Татьяна провела в Швеции, где даже успела выйти замуж. Да и задумывалась ли она, что ее экологически-беспристрастный комментарий – настоящий подарок для вражеской пропаганды: дескать, сами украинские экологи признают, что это было даже полезно…

Несмотря на отличия во всех представленных выше случаях, порою очень разный масштаб личностей фигурантов этих историй, разный характер обстоятельств и высказываний, кроме географической или тематической связи с Днепром, очевидна и еще одна общая черта: из-за желании быть в центре внимания, “оседлать тему”, вышеупомянутые персонажи зачастую не видят комплексную картину возможных последствий их слов и действий. Кому-то, похоже, для этого не хватает банальной скромности, кому-то – эмпатии, кому-то – самообладания, кому-то – воспитания, способностей к самоанализу и самокритике. Как бы там ни было, хайп на скандалах и скандалы из-за хайпа случаются и, вне сомнений, и будут происходить. В том числе и в Днепре. Главное, чтобы с нашими и им подобными героями потом не было, как в старом, советских времен анекдоте: