Інтернет-видання «Дніпро.Головне»

Как живется беженцам с Донбасса на Днепропетровщине

Первые беженцы в Днепропетровске появились еще весной 2014 года, после оккупации Крыма. С началом АТО на Донбассе свой дом оставили тысячи людей. Мы решили разобраться, как живут внутренне перемещенные лица, именно так называют беженцев чиновники, на мирной земле, пишет zabeba.li.
Жилье
Задача №1 для переселенца – найти жилье. По словам советника председателя Днепропетровской ОГА, руководителя благотворительного фонда «Допомога Дніпра» Владислава Макарова, через официальные пункты пропуска в нашу область приехали 83,3 тыс. жителей Донецкой и Луганской областей. Это все равно, что взять и переселить к нам, например, весь город Александрия Кировоградской области.

Для того чтобы почувствовать себя по-настоящему переселенцем, мы сочинили легенду: семья из Луганска с полугодовалым сыном и старенькой бабушкой ищет жилье в Днепропетровске. Решили, что за месяц можем платить 2,5 тыс. грн за однокомнатную квартиру. Первым делом позвонили волонтерам, которые помогают устроиться на новом месте. «В городе дешевого жилья сейчас не найти, — говорит волонтер Нина Елоева. – Расселяем в частном секторе по области. Условия там похуже, но, зато, не нужно платить за проживание – только за коммуналку».
Читайте также: Для створення масовки організатори антикорупційної акції задіяли школярів (ВІДЕО)
После звонков риелторам стало понятно, что прописка сейчас особой роли не играет, лишь бы платили и оставались подольше.
«Квартиру за 2,5 тыс. грн без евроремонта можно поискать на Левобережном-3, — говорит риелтор Татьяна Акимова. – Жилье нужно снять минимум на 3 месяца с предоплатой. Если захотите остаться подольше, хозяин квартиры может поинтересоваться, есть ли у вас работа».
Были и такие, кто принципиально не хотел иметь дело с выходцами из Луганской области, или просто семьями с маленькими детьми.
«Что вы сделали с Украиной, то сделаете и с моей квартирой!», — сказал нам пенсионер, который сдавал комнату в своей «двушке». Но таких людей было немного – всего два человека. После пятнадцати звонков стало понятно: главное – иметь деньги, а место рождения — не важно.
«Сегодня можно снять двухкомнатную квартиру на ж/м Западный за 2-2, 5 тыс. грн, — подтверждает глава отраслевого совета участников рынка недвижимости в Днепропетровской области Сергей Логутенко. – Многие днепропетровцы уезжают на лето из города, и квартиры остаются пустые. И сегодня уже никто не спрашивает о прописке – главное, чтобы люди могли платить».

Для тех, кто не может снять квартиру, есть вариант – поселиться в одном из пяти модульных городков в Днепропетровске, Никополе, Кривом Роге, Днепродзержинске или Павлограде. Цена за проживание в них радует – 150 грн с человека. Условия спартанские, да и нагрузка на школы и больницы сильно увеличилась.

В Днепропетровской облгосадминистрации планируют улучшить ситуацию за счет 200 млн евро немецких грантов. Эти деньги собираются направить на реализацию программ энергоэффективности, создание дополнительных мест в близлежащих школах и детских садах. А если все пойдет хорошо, то возле днепропетровского модульного городка на ж/м Левобережный 3 даже может появиться социальный плавательный бассейн.
Кроме этого, регион получил грант в размере 1,5 млн евро на строительство временного капитального жилья. Достроить новое жилье на 2 тыс. мест планируют уже в середине октября, как раз под выборы. Судя по объемам инвестиций и срокам, Днепропетровщину ждет небывалый строительный бум. Что ж, поживем — увидим!
Оформление документов для получения пособий
Следующий этап – необходимо оформить справку переселенца. Без этой справки люди не могут получить компенсацию от государства на оплату жилищно-коммунальных услуг. На семью это может быть до 2,4 тыс. грн. Для людей, которым пришлось оставить дом и работу – это серьезные деньги. Но на пути их получения нужно преодолеть не одно препятствие.
С паспортами и справками следует идти в Управление труда и социальной защиты по месту нового жительства. Но в каждом отделении требуют разные документы – от справки о составе семьи до данных БТИ по месту жительства на случай, если у переселенца есть другое жилье.
«Складывается впечатление, что перед сотрудниками управления поставили задачу – экономить бюджетные деньги, — говорит жительница Авдеевки Светлана Чернова. — Эти копейки все равно не покроют всех расходов, но нервы вымотают окончательно!»
img201409231536433606d8e4e0f8ea521e10950967f149f06f0-02fe81dc756891d5ad9089a4ee2010cc
А чиновники и не скрывают, что помочь всем не смогут. Согласно Постановлению Кабинета Министров № 79 от 4 марта 2015 года: Миграционная служба должна проверить каждого переселенца на месте его фактического проживания. «Если семья переселенцев зарегистрировалась и получает выплаты в Днепропетровской области, но не живет здесь, то этим наносит ущерб нашему бюджету», — сказала директор департамента социальной защиты населения Днепропетровской ОГА Виктория Крупская. В ОГА подсчитали: около 1,5 тыс. зарегистрированных в регионе переселенцев не проживают в области и не имеют права претендовать на пособие от государства.
Уже сейчас сотрудники Миграционной службы ходят по домам и проверяют, кто живет по указанному адресу, а кто – нет. Но сами переселенцы видят в этой норме возможность для коррупции на местах. «Мы сами находили себе жилье, сами его оплачиваем, детей записали в садики и целый день на работе. Нам некогда сидеть и ждать, когда к нам придут. Тем более что никто о приходе не предупреждает, — говорит Екатерина Трущева из Авдеевки. – Кроме этого, срок действия такой отметки – полгода, после чего ее нужно будет переоформить снова».

Если записи Миграционной службы не будет – все соцвыплаты прекращаются. Пенсионный фонд уже сообщил, что не будет выплачивать пенсионерам-переселенцам пенсии без отметки Миграционной службы. «В случае, если вследствие проверки, проведенной подразделениями Государственной миграционной службы, будет принято решение о несоответствии сведений о месте проживания, указанных в справке, фактическому месту проживания лиц, выплата пенсий будет прекращаться со следующего месяца после поступления сообщения соответствующего органа социальной защиты населения», – говориться в разъяснении пенсионного фонда.
Для тех, кто только приехал, в некоторых отделениях Миграционной службы требуют присутствия собственника квартиры. «Требование, чтобы в Миграционную службу шли собственники квартир, в которых живут переселенцы – незаконное, — сказал Сергей Логутенко. – Не всякий человек, который селит к себе людей, захочет себя афишировать. Государство, таким образом, пытается собрать информацию о том, кто сдает квартиры, за какую цену и кто в этой квартире будет жить. Но у людей, если они хотят получать пособие, просто нет другого выбора». К слову, ни один человек из тех, которым мы звонили с просьбой сдать квартиру, не захотел идти с нами (якобы переселенцами) в Миграционную службу.
В ОГА говорят, что такие ситуации выдуманы. «Ко мне обращались люди, у которых при регистрации в Миграционной службе требовали присутствия собственника квартиры, — говорит советник губернатора Владислав Макаров. – Но после проверки оказалось, что никаких особых требований эта организация к людям не предъявляла». Раз все так, то мы даем телефон фонда «Допомога Дніпра», и пусть юристы помогают переселенцам решать их «выдуманные» проблемы: 770-88-30(40).
Работа
Как признаются переселенцы, устроиться на хорошую работу для них – сложная задача. Но и получать пособие по безработице тоже не всегда получается. Татьяна Онишко из Луганска оказалась в сложном положении: на учет в Центре занятости ее не взяли. «От меня требуют справку, что я не частный предприниматель, — говорит женщина. – Для этого мне нужно вернуться домой и сняться с учета как ЧП».
Читайте также: Горожан научат защищаться от трудового рабства

Переселенцам не могут дать статус безработного еще и потому, что многие числятся сотрудниками предприятий в зоне боевых действий. Им дают только направление на временную работу – чаще всего низкооплачиваемую: продавцов, кассиров, подсобных рабочих. Но долго на такой работе люди не задерживаются. Высококлассный хирург из Луганска до последнего не хотел уезжать из своего города, хотя ему не раз предлагали в мирное время работу за рубежом. Решение мужчина принял за одну ночь, но в Днепропетровске его никто не ждал. Оказалось, что без трудовой, в которой проставлена отметка об увольнении, его примут разве что на полставки. «Для переселенцев закон исключения не делает», — сказали нам в департаменте здравоохранения ОГА. Сейчас этот хирург Луганска живет и работает в Португалии. А тысячи его соседей по Донбассу налаживают свою жизнь на Днепропетровщине.
Автор: Ирина Логуш